Как составить анализ воспитательной работы? Любой классный руководитель должен не только составлять план своей работы, но и оценивать эффективность своей работы. Предлагаем несколько вариантов оценки работы педагогов.
Образец для школы
Для начала представим анализ воспитательной работы школы. Целью деятельности является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, для саморазвития и самосовершенствования школьников.
Анализ воспитательной работы за 1 полугодие составлен на основе отчетов классных руководителей, работающих в образовательном учреждении.
Деятельность школы охватывает полный педагогический процесс, сочетая учебные знания, внеурочную экскурсионную деятельность, разнообразные мероприятия, и направлена на решение следующих задач:
- формирование гражданско-патриотического сознания у детей, духовно-нравственных ценностей полноправного гражданина России;
- совершенствование оздоровительной работы со школьниками и формирование навыков здорового образа жизни, совершенствование коммуникативных навыков и отработка методов бесконфликтного общения;
- поддержка творческой активности школьников в разных сферах деятельности, активизация школьного самоуправления, создание оптимальных условий для создания общешкольного коллектива;
- изменение системы семейного воспитания, увеличение ответственности родителей за обучение и воспитание детей.
Патриотическая направленность
В анализ воспитательной работы за 1 полугодие включено гражданско-патриотическое воспитание. Формирование в подрастающем поколении качеств патриота-гражданина является важной составляющей работы образовательного учреждения. В рамках мероприятий, проводимых в классных коллективах, осуществлялась систематическая подготовка ребят к выполнению гражданского долга.
Анализ учебно-воспитательной работы показал, что педагоги работали над воспитанием чувства любви к своей стране, малой родине, культурным и историческим традициям.
Наиболее значимым мероприятием стали торжества, посвященные юбилею школы. Они объединили обучающихся и педагогов, позволили провести праздник на высочайшем уровне.
Анализ воспитательной работы за полугодие подтвердил отличную подготовку и проведение торжественной линейки, которая была посвящена празднику 1 сентября.
Также в рамках патриотической деятельности был организован праздничный концерт для жителей ближайшего микрорайона, который был посвящен Дню народного единства. Школьники 8-9 классов встретились с воинами, выполняющими свой долг в Афганистане, побеседовали с ними о трудностях воинской службы.
Анализ воспитательной работы класса за полугодие показал, что на параллели 10 классов были проведены акции:
- «Рука помощи», посвященная Дню пожилого человека.
- «Мы за ЗОЖ» в рамках декады здоровья.
- «Сдаем ГТО».
В планах продолжить работу по созданию в школе условий для формирования в подрастающем поколении правильных жизненных ориентиров и нравственных ценностей.
Нравственно-эстетическое направление
В анализ воспитательной работы в 1 полугодии включены мероприятия, которые направлены на развитие у школьников нравственных идеалов и правил поведения в обществе, развитие нравственных принципов, культурных ценностей и потребностей, формирование эстетического (художественного) потенциала личности. Педагоги организовывали и проводили мероприятия, которые позволяли раскрывать и развивать творческие способности школьников.
Анализ воспитательной работы показал, что в рамках такой деятельности были проведены определенные мероприятия:
- Для ребят 5-11 классов советом старшеклассников был организован «День самоуправления».
- Учителями начальных классов проведен праздник «Посвящение в первоклассники».
- Классными руководителями 5-11 классов создана выставка семейных газет «Ах, лето…».
С привлечением существенного количества родителей в школе было проведено мероприятие «Путешествие в Новый год» для ребят 1-4 классов.
Также были организованы конкурсы чтецов, посвященные Дню учителя, Дню города, Новому году.
Классные руководители 5-11 классов организовали работу школьного актива, который выпустил за первое полугодие 4 школьных газеты.
Старшеклассниками была проведена праздничная программа «Дорогой мой человек».
Анализ воспитательной работы показал, что в 1 полугодии продолжалась серьезная работа по благоустройству школы.
Дежурные регулярно выпускали молнию по итогам проведенного дежурства, отмечали все чрезвычайные происшествия, которые произошли в школе:
- порчу имущества;
- опоздания на уроки;
- нарушения в графике питания в столовой.
Анализ воспитательной работы в классе показал, что за полугодие было проведено три заседания совета по профилактике правонарушений с детьми, которые состоят в группе риска.
Спортивно-оздоровительная работа
Школа уделяет особое внимание физическому воспитанию. Его основу составляет просвещение школьников в области физического здоровья, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Анализ воспитательной работы за 1 класс показал, что введение третьего часа физической культуры привело к снижению заболеваемости у детей начальных классов.
Деятельность осуществлялась в рамках школьной программы «Здоровье», включающей в себя:
- рациональную организацию учебной деятельности: план, расписание, мероприятия внеурочной работы;
- организацию оздоровительной и физкультурной деятельности;
- просветительно-воспитательную работу со школьниками, направленную на формирование значимости здорового образа жизни в подрастающем поколении.
Что еще показал анализ воспитательной работы? 1 класс 1 полугодие питался организованно, за процессом следили родители школьников. Никаких нарушений выявлено не было.
Для пропаганды правил поведения на дорогах для первоклассников состоялось мероприятие «Юные пешеходы», целью которого стало создание для малышей безопасного школьного маршрута.
Работа в данном направлении будет продолжена во втором полугодии, основываться она будет на сохранении и укреплении здоровья, на двигательной активности ребят.
Экологическое направление
Анализ воспитательной работы за год показал, что в образовательном учреждении были проведены различные мероприятия, которые направлены на воспитание бережного отношения к природе, использование знаний по охране живого мира в повседневной жизни.
Отчет по воспитательной деятельности в классе
В начале отчета классный руководитель представляет краткую характеристику класса. На начало года в коллективе 6 класса было 26 человек: 15 мальчиков, 11 девочек. Класс имеет отличную работоспособность. В результате работы, проведенной классным руководителем, педагогами, родителями, удалось добиться посещаемости уроков всеми учениками, своевременного и ответственного подхода к образовательной деятельности.
В классе неплохая дисциплина, практически отсутствуют межличностные конфликты. Ребята поддерживают между собой доброжелательные отношения, оказывают друг другу поддержку и помощь. В коллективе нет группировок, в секциях и кружках занимаются 25 человек. Работа за текущий период осуществлялась по следующим направлениям:
- формирование патриотизма и гражданственности;
- развитие этического сознания и нравственных чувств;
- воспитание творческого, сознательного отношения к труду, помощь в сознательном выборе будущей профессии;
- экологическое просвещение, знакомство с культурой безопасного и здорового образа жизни;
- воспитание социальной компетентности и нравственной ответственности.
Основные формы работы: экскурсии, праздники, соревнования, классные часы, беседы, викторины. В классных коллективах помимо педагога, в организации творческих мероприятий, активное участие принимали родители учащихся.
Подготовка к профессии
Для подготовки ребят к выбору профессии, классный руководитель организовал и провел несколько мероприятий:
- классные часы;
- встречи с представителями различных профессий;
- творческие викторины из цикла «Мир мастеров».
Отдельное внимание в своей деятельности педагог уделял основам безопасности дорожного движения. Программа по ПДД рассчитана на 8 часов. За это время педагог познакомил воспитанников с правилами поведения на дороге, пешеходном переходе, особенности выбора безопасного школьного маршрута. Помимо классного руководителя, в занятиях по правилам дорожного движения активное участие принимали и представители дорожно-патрульной службы.
Познание себя
На протяжении всего первого полугодия проводились беседы, направленные на знакомство школьников с основами нравственности. Классный руководитель тесно сотрудничал с детским психологом, что позволило ему не только ознакомить учащихся с теоретическими основами нравственности, но и отработать данный материал в разнообразных тренингах.
Для культурного развития ребят совместно с родителями педагогом была организована экскурсионно-туристическая программа по городам Золотого кольца России.
Работа с родителями
В качестве одного из направлений в работе классного руководителя стало взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы;
- посещение семей;
- проведение родительских собраний.
Для поиска взаимопонимания с родителями и законными представителями школьников педагог сначала провел анкетирование, направленное на поиск общего языка. Проанализировав результаты анкетирования, классный руководитель составил программу работу на год, первую часть ее успешно реализовал в первом полугодии.
На родительских собраниях, проводимых в 1 полугодии, педагог не вел речи о плохой успеваемости ребят. Родителям были выданы листы с оценками их детей, а само собрание было посвящено адаптации ребят в школе после продолжительных летних каникул.
Психолог, приглашенный на данное мероприятие, рассказал мамам и папам о том, как можно помощь детям преодолеть нежелание учиться.
Важные моменты
При анализе воспитательной деятельности необходимо уделить внимание определенным аспектам. Среди признаков, которые используются при подобной деятельности, выделим:
- четкую и осмысленную формулировку цели воспитательной деятельности;
- постановку задач с учетом особенностей классного коллектива;
- выстраивание индивидуальных траекторий развития для каждого участника классного (школьного) коллектива;
- указание в отчете методов и приемов, используемых педагогом для достижения задуманного.
Анализ воспитательной деятельности любого классного руководителя можно считать эффективным в том случае, если педагогом выделены основные части работы, элементы и этапы, определены способы взаимодействия с иными образовательными и досуговыми учреждениями.
В отчете должна быть дана характеристика каждого этапа, взаимосвязь между ними, подведение промежуточных итогов.
Педагог в анализе обращает внимание на выводы и оценку качества проведенной им работы, конечный результат, соотношение их с поставленными задачами.
В каждом образовательном учреждении разрабатываются определенные формы (шаблоны), которые заполняются классными руководителями.
В одних схемах сначала предполагается характеристика классного коллектива, в других анализ начинается с целей и задач, которые поставлены классным руководителем в своей работе, в других сначала идет анализ выполнении цели и задач, затем перечисляются мероприятия, проведенные за полугодие (год) в классном коллективе (образовательном учреждении).
Выбор структуры анализа зависит от нескольких условий:
- задач и цели деятельности;
- специфики формы воспитательной работы;
- позиции классного руководителя и его педагогического опыта; он может выступать в качестве члена администрации, организатора, наблюдателя.
Заключение
Прежде чем приступать к процедуре анализа, важно знать результат выбранной формы работы. Установить его объективно можно далеко не во всех ситуациях. Какую-то часть информации о результатах деятельности можно получить от участников мероприятия непосредственно после завершения мероприятия, проведя анкетирование.
Кроме того, желательно продумать коллективный анализ после завершения определенных дел, чтобы оценить эффективность и результативность воспитательной работы классного руководителя.
Системно-структурный анализ позволяет получать объективную информацию о качестве и содержании внеурочной деятельности, целесообразности выбора определенных мероприятий.
Для освоения школьными учителями новых воспитательных технологий, методик, приемов целесообразно в процессе анализа обращать пристальное внимание на отдельные аспекты, звенья, элементы осуществляемой воспитательной деятельности.
Помимо полного отчета за полугодие (год), можно составлять анализы отдельных мероприятий.
При благоприятной ситуации, наличии свободного времени, допускается проведение анализа работы непосредственно после конкурсов, конференций, праздников.
Если это невозможно из-за усталости участников мероприятия, в таком случае лучше проводить анализ спустя некоторое время, например, на следующий день.
К коллективному анализу готовятся все участники мероприятия: педагоги, участники, организаторы. Подготовку педагог начинает с первых этапов работы над планируемым делом, продумывает вопросы для анализа, время его проведения.
По мере подготовки и проведения конкретного мероприятия учитель вносит некоторые корректировки, уточняет важные моменты, проводит мониторинг, анализирует полученные результаты.