Результаты анкетирования родителей позволяют классному руководителю вносить определенные корректировки в план воспитательной работы. Анкетирование является методом сбора необходимой информации об анализируемом объекте. Анализ результатов анкетирования, проводимого путем опроса респондента, помогает педагогу выявлять определенные проблемы, подбирать способы их решения.
Особенность метода
Подобную методику педагог использует в том случае, когда единственным способом получения информации является ученик (родитель).
Словесная (вербальная) информация – результаты анкетирования, которые можно обрабатывать с помощью вычислительной техники. Основным преимуществом метода является его универсальность. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью готовых таблиц, что существенно упрощает и ускоряет работу учителя. Во время опроса отмечаются мотивы функционирования отдельных школьников, а также результаты их работы.
Сущность метода
Анкетирование по праву называют самым массовым вариантом сбора сведений с помощью специальных опросников (анкет). Его можно считать вариантом опроса, предусматривающего заполнение отдельным респондентом специального бланка с вопросами анкеты. Она содержит информацию социального и демографического вида о респонденте.
Варианты анкетирования
В зависимости от того, какие результаты анкетирования хочет получить педагог, он применяет сплошной либо апробированный вариант опроса. Первый предполагает опрос всех участников процесса (социальной группы), коллектива. Его применяют в тех ситуациях, когда в опросе принимает участие незначительное количество людей.
Результаты анкетирования дают представление о взаимоотношениях в небольших группах. Прямой опрос предполагает запись ответов самими респондентами.
Вариант анкетирования в рамках исследования
К примеру, при выявлении темперамента школьников учитель может воспользоваться одной из многочисленных методик. Ребята получают бланки с вопросами, заполняют их, затем учитель обрабатывает результаты анкетирования учащихся.
Диагностика темперамента
В исследовании принимают участие ребята из девятого класса. Результаты анкетирования педагог обрабатывает с помощью ключа. Из 60 пунктов респонденты должны отмечать только те, которые им подходят.
- Безропотны, покорны.
- Чрезмерно чувствительны и слишком ранимы.
- Проявляете агрессию, "нападаете" на людей во время разговора.
- Быстро вовлекаетесь в новую работу и переключаетесь на иную.
- Легко засыпаете и пробуждаетесь.
- Сразу остываете, теряя интерес к общению.
- Вам свойственна быстрая утомляемость.
- Вы жизнерадостны и счастливы.
- Отличаетесь впечатлительностью до слез.
- Вы работоспособны и выносливы.
- Всегда доводите до конца начатое дело.
- С трудом устанавливаете контакты с незнакомыми людьми.
- Инертны, вялы, малоподвижны.
- Вы легко переживаете неприятности и неудачи.
- Вы легко переносите свое одиночество.
- Вы без проблем приспосабливаетесь к разнообразным обстоятельствам.
- Вам не свойственен гнев.
- Вам нравится аккуратность.
- Вы отличаетесь робостью и незначительной активностью.
- Вы восприимчивы к порицанию и одобрению.
- Вы незначительно вовлекаетесь в работу, переключаетесь с одного дела на иное.
- Вашей отличительной чертой является молчаливость.
- При достижении поставленной цели вы настойчивы.
- В споре отличаетесь оригинальностью.
- Не всегда уверены в своих силах и возможностях.
- Начатое дело не доводите до конца.
- Не обладаете злобой, снисходительно относитесь к колкостям в ваш адрес.
- Не тратите попусту свои силы.
- Легко приспосабливаетесь к характеру собеседника.
- Вспыльчивы и несдержанны.
- Боязливость – присущее качество.
- Вы проявляется в решениях поспешность.
- Не отличаетесь терпением.
- Вам сложно терпеть недостатки других людей.
- Вы склонны к горячности и неуравновешенны.
- Суетливы, неусидчивы.
- Вы постоянно стремитесь к новой информации.
- Вы не обладаете устойчивостью в своих склонностях и интересах.
- Речь страстная, быстра, со сбивающейся интонацией.
- Отличаетесь стабильным бодрым настроением.
- Отличаетесь выдержкой.
- Имеете выразительную мимику.
- Речь отчетливая и быстрая, сопровождается яркой мимикой и живыми жестами.
- Характеризуетесь резкими движениями.
- Речь слабая, тихая, доходящая до шепота.
- Говорит ровно, делая определенные остановки.
- Вы отзывчивы и общительны, не ощущаете скованности.
- Вам свойственна рассудительность и осторожность.
- Вы обстоятельны и последовательны.
- В своих интересах вы постоянны.
- К себе и другим людям вы предъявляете повышенные требования.
- Для вас характерна работа рывками.
- При взаимоотношениях с людьми вы прямолинейны и резки.
- Характеризуетесь инициативностью и решительностью.
- С одноклассниками общаетесь ровно.
- Вам сложно приспособиться к новой ситуации.
- За новое дело беретесь с энтузиазмом.
- Характеризуетесь терпением и сдержанностью.
- Вы отвлекаетесь по пустякам.
- Вам свойственным резкие перепады настроения.
Обработка анкет
Результаты проведенного анкетирования позволяют определять тип темперамента:
- для меланхолика: 1, 2, 7, 9, 12, 15, 19, 25, 29, 45, 51, 60;
- сангвиникам: 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 23, 26, 38, 40, 43, 47, 57, 59;
- для флегматиков: 11, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 27, 28, 41, 46, 48, 49, 50, 55, 56, 58;
- холерикам: 3, 24, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42, 44, 52, 53, 54
При процентном содержании любого типа темперамента от 40 процентов, его можно считать у человека преобладающим. При показателях в диапазоне 20-29 процентов темперамент выражен несущественно, а при меньшем значении не учитывается.
Важные аспекты
Справка результатов анкетирования составляется с использованием специальных обозначений:
- С - сангвиник;
- Х – холерик;
- Ф – флегматик;
- М – меланхолик.
Подобная методика помогает школьникам выбирать свою будущую профессию.
Отличительные черты
При личном анкетировании происходит обязательное общение анкетера с конкретным респондентом, при непосредственном участии исследователя происходит заполнение анкеты.
Эта методика является информативной и удобной, она позволяет анкетеру осуществлять постоянный контроль полноты и правильности заполнения выдаваемых анкет, а при необходимости давать опрашиваемому непосредственную консультацию.
Заключение
Индивидуальное и групповое анкетирование схожи между собой, они предполагают диалог между респондентами и исследователем.
В рамках осуществления группового анкетирования проводится опрос родителей, школьников, работников, студентов. В одной аудитории собирается порядка 15-20 человек, а работает один анкетер.
При анкетировании допускается контроль процедуры сбора информации, экономится существенное количество средств и времени. Если не удается собрать в одном месте всех респондентов, тогда происходит индивидуальный опрос каждого ребенка.
При выборе заочного опроса анкетер выдает респонденту опросный лист, заполнение его происходит без участия самого исследователя.
К примеру, анкеты классный руководитель раздает папам и мама на очередном родительском собрании. Заполненные листки передаются обратно через учеников. Среди недостатков подобного опроса можно выделить недостоверность информации от респондента.
При прессовом анкетировании предполагается публикация тестов на страницах газет либо журналов, которые сопровождаются просьбой присылать готовые анкеты по определенному адресу. Есть и почтовые опросы, рассылаемые по почте для конкретной группы лиц, выбранных избирательно.
Перечисленные способы анкетирования нельзя назвать достаточно эффективными, так как в среднем возвращается не больше 5 процентов анкет. Таким образом, нельзя вести речь об информативности, репрезентативности, объективности подобного опроса.
Раздаточное анкетирование сходно с заочным опросом, так как анкетер вручает всем участникам анкеты, поясняет их основное предназначение, оговаривает способ и срок возврата заполненных бланков ответов.
Среди достоинств метода анкетирования выделяют:
- независимость ответов респондента от характера анкетера, его ценностных ориентаций;
- существенное количество времени у респондента на обдумывание вопроса, формулировку выбора ответа;
- анкета является инструментом, имеющим качественные характеристики.
При предварительной продуманности задаваемых вопросов исследователь получает возможность корректировать свою работу. Различные варианты анкетирования классные руководители используют на начальных этапах знакомства с новым классным коллективом. От полноты получаемой в рамках таких исследований информации напрямую зависит результативность и эффективность построения воспитательной работы с классным коллективом.