Как вязать узлы грейпвайн?

Умение завязывать веревочные узлы необходимо не только туристам. Узлы грейпвайн, ткацкие, прямые и вспомогательные могут пригодиться и в обычной жизни. Во время путешествия может понадобиться навести временную переправу, использовать закрепление каната для спуска или подъема людей и груза. Особым образом крепко замкнуть мешок легко, если турист знает, как вяжется узел.

узел грейпвайн фото

Грейпвайн, прямой, булинь, морские, рыбацкие

Место, на котором соединены, спутаны в особом порядке концы лески, веревок, канатов, называют узлом. Основное количество связок придумали моряки. Существует более 4 тыс. соединений для веревок на все случаи жизни. У альпинистов и туристов особое применение нашли несколько десятков из этого многообразия. Путешественники используют те, которые минимально изнашивают веревку, сохраняют крепость, не расслабляются произвольно. Наряду с этим ценится такое качество, как легкое развязывание после нагрузки.

В зависимости от назначения практические узлы разделяют на несколько типов:

  • схватывающие;
  • амортизирующие;
  • вспомогательные.

Кроме этого, необходимо знать, что для соединения одинаковых по толщине веревок используют прямой или встречный, ткацкий или грейпвайн (как вязать – ниже). Для страховочных и незатягивающихся петель делают простой и австрийский проводник, восьмерку, девятку. Эти узлы хороши для объединения туристов в одну цепь.

Необходимо закрепиться за опору или дерево? Плетут удавку, булинь или вяжут стремя. Концы линей разных по толщине соединяют академической связкой, используя шкотовой или брам-шкотовой. Узлы грейпвайн одинаково подходят и в таких случаях. Причем, чем больше различие в размерах, тем сильнее схватываются веревки.

как завязать узел грейпвайн

Вспомогательные и контрольные: что это и для чего?

Среди перечисленного многообразия туристами применяются всего 6-8 вариантов. Некоторые из соединений скользят по современным синтетическим канатам. Какие-то из узлов устарели, и туристы заменили их модифицированными и более крепкими.

Узел грейпвайн, история которого продолжается, традиционно используется для связки как одинаковых по толщине канатов, так и с разными диаметрами. Чтобы сохранить уверенность соединения, на рабочих концах веревок дополнительно завязывают «контрольки». Так называют дополнительные узелки, фиксирующие свободные края канатов. Такой способ добавляет надежности креплению, что важно на высотных горных переходах. Контрольные узлы вяжут вдоль всех основных креплений. Однако двойные рыбацкие и ткацкие не требуют дополнительной меры безопасности.

Вспомогательными или специальными узлами туристы пользуются для самостраховки, при спасательных мероприятиях, при поднятии, опускании, переноске грузов. «Амфорным» фиксируют сосуды с горлышком для транспортировки или помещения в реку (для охлаждения напитка). Маркировочными узлами обозначают концы канатов.

узлы грейпвайн

Что снижает прочность веревки?

Невозможно пользоваться бечевкой без единого узелка. Но стоит только завязать хоть один туристический узел (грейпвайн или другой), как прочность веревки немного снижается. Это объясняется изменением натяжения при перегибах и срезанием некоторых волокон в местах соединения. А при промерзшей или влажной бечевке на волокна воздействуют кристаллы льда. Во время нагрузки, на перегибах и петлях силы распределяются неравномерно, натяжение одних нитей значительнее, других – слабее. Возникающие усилия в поперечных волокнах изгибов создают дополнительную, лишнюю нагрузку на прямые участки веревки. Влияние некоторых узлов уменьшает прочность каната до 35-60%. Несмотря на эту особенность, любые завязки, в том числе узлы грейпвайн, не изменяют основных динамических качеств альпинистского аркана.

Как сохранить и нужно ли чистить канаты?

Кроме практического навыка вязания узлов важно правильно хранить снаряжение и ухаживать за веревками. Опытные туристы уделяют достаточно внимания чистке и упаковке своих «помощников» в восхождениях на вершины. Первое, что следует делать время от времени – это стирать вручную в теплой воде с мылом. Просушивать лучше в тени на ветерке. Хранят канаты, расстелив снизу плотную ткань или тент, в месте, где снаряжению не грозит загрязнение химикатами, песком или землей.

Перед очередным походом следует тщательно проверить целостность веревок, отсутствие повреждений. Важно помнить, что ухудшить состояние каната может нагрев от скоростного спуска или трение о камни.

схема вязания узла грейпвайн

Преимущества перед встречным узлом

Как завязать узел грейпвайн? Иногда его называют «двойным рыбацким», иногда – «двойным ткацким». Чем он так полюбился туристам, совершающим горные восхождения? Следует заметить, что этот способ одним из самых прочных. Используя данное соединение, можно сращивать концы плоских лент. Фиксация страховочных линей, петель – оттяжек, применение для соединения разных по калибру канатов – все это доступно двойным узлам.

С применением грептвайна отпала необходимость делать страховочные узлы. Это способствует большей безопасности туриста, так как экономит время и длину веревки. Еще одним важным качеством считается минимальное влияние на ослабление веревок, теряется около 6% прочности. Такой коэффициент недоступен другим узлам подобной прочности.

как сделать узел грейпвайн

Специфическая туристская терминология

Для большего понимания интересного и полезного процесса соединения веревок, перечислим основные и общепринятые обозначения петель, концов и перекрещиваний. Итак:

  • основным называют закрепленный или свободно лежащий конец каната, по которому происходит плетение;
  • ходовая или рабочая – это двигающаяся часть веревки;
  • открытая петля – это не перекрещенная, сложенная вдвое часть бечевки;
  • калышкой называют закрытый, перевернутый загиб на канате;
  • полуузлом начинается вязание известного всем обычного бытового узла;
  • обнос – это обхват опоры или дерева без перекрещивания;
  • шлагом называют захват предмета полным оборотом каната(на 360*), при котором концы веревки «смотрят» в противолежащие стороны;
  • полуштык – это оборот вокруг опоры с последующим пересечением веревкой своего окончания перпендикулярно (без продевания под петлю).

как вяжется узел грейпвайн

Последовательность получения двойного ткацкого соединения

Грейпвайн как вязать? Узел складывается из полуузлов, которые поочередно завязывают краями каната. Сначала рядом, навстречу друг другу укладывают концы веревки. Одним из них два раза обвивают обе бечевы (делают два шлага), продевают сквозь обороты полученной спирали и затягивают. С другим концом проделывают то же самое. Затем нужно потянуть за обе бечевки в разные стороны до полного сближения затянутых полуузлов. Длина рабочих хвостов должна равняться 12-20 см. Контрольные узлы не требуются, соединение и так крепко затягивается с нагрузкой.

Если требуется развязать двойной рыбацкий захват, предварительно растаскивают узлы в разные стороны. Сделать это сложно, но возможно. Затем расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго полуузла, его легко распутать.

грейпвайн как вязать

Как научиться быстро завязывать узел грейпвайн (фото и подсказки)?

Иногда туристу приходится крепить веревки в экстремальных условиях. Нужны скорость и хорошие практические навыки. Если зависнуть на страховке или с трудом удерживать равновесие на мизерной ледяной площадке, дорога каждая секунда. Выручает «моторная» память, при которой альпинист действует, не задумываясь, руки двигаются механически.

Для овладения динамическими навыками применяется схема вязания узла грейпвайн и следующие способы:

  1. Пользуясь особенностями зрительной памяти, необходимо выучить последовательные рисунки и инструкции. Многократная тренировка в завязывании «без подсказки» позволит в нужной ситуации легко вспомнить весь процесс и ответ на вопрос о том, как сделать узел грейпвайн.
  2. Запоминание точной последовательности движения концов каната в процессе практической работы над соединением создает в голове нужный алгоритм действий. Качество и скорость зависят только от количества повторений.

Если пользоваться двумя этими способами поочередно или комплексно, мозг и руки выучат не только узлы грейпвайн, но и другие специальные соединения. Инструкторы рекомендуют сразу приучить себя при завязывании любых узлов оставлять в целях безопасности веревочный «хвостик» длиной не менее 5-7 см.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.