Проложенная в прошлом веке Транссибирская магистраль проходит через всю нашу страну и соединяет ее европейскую часть с Сибирью и Дальним Востоком. Эта прекрасно оснащенная рельсовая дорога вот уже четверть века является главной железнодорожной ветвью России.
Начало строительства
Решение о прокладке Сибирской железной дороги на средства казны было принято царским правительством еще в 80-х годах XIX века. В 1887 г. было организовано три экспедиции для изыскания мест прокладки трассы под Южно-Уссурийскую, Западно-Байкальскую и Среднесибирскую магистрали. Начало строительства Транссибирской магистрали приходится на 90-е годы позапрошлого века. Решение о проведении работ по сооружению Великого Сибирского пути было принято зимой 1891 г. Строительство началось с двух сторон — от Владивостока до Челябинска.
Основные этапы прокладки
Строилась Транссибирская магистраль, перспективы развития которой и в настоящее время широки, в несколько этапов:
1893 г. - прокладка дороги от Оби до Иркутска.
1894 г. - начало строительство Северной Уссурийской дороги.
1897 г. - начало прокладки КВЖД.
1898 г. - принят участок от Оби до Красноярска.
1900 г. - принято решение о строительстве Кругобайкальской железной дороги.
1906 г. - проведены изыскания под прокладку Амурской магистрали.
1911 г. - прокладка участка Керк — р. Бурей с веткой на Благовещенск.
1916 г. - введение в эксплуатацию моста через Амур.
Большая протяженность Транссибирской магистрали уже в те годы позволила ей стать основной транспортной артерией страны. Но во время Гражданской войны состояние новой дороги, к сожалению, значительно ухудшилось. Было подорвано и сожжено множество мостов. Также периодически уничтожались вагоны и паровозы. Сразу же после окончания войны, однако, начались широкомасштабные восстановительные работы. За зиму 1924-1925 гг., к примеру, был восстановлен Амурский мост. Движение по магистрали началось в 1925 г. и беспрерывно продолжается по сей день.
Транссибирская магистраль в наше время
История Транссибирской магистрали насыщена разного рода достижениями. В годы советской власти дорога активно развивалась и считалась Всероссийской стройкой. На сегодняшний день Транссибирская магистраль является одной из самых мощных сухопутных железных дорог мира. В России по ней перевозится более 50% всех транзитных и экспортных грузов. Представляет собой Транссиб электрифицированную двухпутную линию, полностью оборудованную современными средствами связи и информации. Техническая оснащенность магистрали позволяет перевозить более 100 млн тонн грузов в год с максимально допустимой скоростью 90 км/ч.
К преимуществам линии, помимо всего прочего, относится отсутствие необходимости пересечения каких-либо государственных границ. К сожалению, пропускные способности дороги в последнее время начали снижаться. А это говорит о необходимости ее модернизации.
Характеристика Транссибирской магистрали: длина путей, пропускная способность
Общая протяженность путей Транссиба составляет порядка 10 тыс. км. На настоящий момент это самая длинная магистраль в мире. На всем ее протяжении расположено 87 городов, 14 из которых являются областными центрами.
В обслуживаемых дорогой регионах сосредоточено 80% промышленных предприятий государства и основных природных ресурсов. Через Транассиб проложено около 30 маршрутов грузовых поездов международного и внутреннего сообщения. На пассажирском скоростном составе путешествие по этой дороге, являющейся продолжением европейской железнодорожной сети, от Москвы до Владивостока составляет 6 дней.
Проходит Транссибирская магистраль, перспективы развития которой тесно связаны с общим ростом экономического потенциала страны, по территории двух континентов: Европы (19.1% пути) и Азии (80.9%). На всем ее протяжении имеется 1852 станции.
Природные условия Транссибирской магистрали и связанные с ними проблемы
Проложены пути этой дороги по всем климатическим зонам: степи, пустыне лесостепи, тайге. В северных районах магистраль частично проходит в зоне вечной мерзлоты (к примеру, рядом с озером Байкал). Проблемы в связи с этим железнодорожникам приходится решать следующие:
опасность схода камней со склонов и землетрясений в горных районах;
необходимость постоянного ухода за путями при перепадах температур в зонах с резко континентальным климатом;
необходимость обслуживания большого количества мостов;
постоянная балансировка путей в зоне вечной мерзлоты;
готовность к устранению последствий весенних паводков.
Таким образом, природные условия Транссибирской магистрали можно считать очень сложными. На преодоление последствий воздействия разного рода неблагоприятных факторов внешней среды РЖД приходится тратить довольно-таки много средств.
Перспективы развития
К настоящему времени большая часть грузов с востока страны на запад перевозится по морю. Водные транспортные компании чувствуют себя монополистами, а поэтому, зачастую неоправданно, завышают расценки на свои услуги. В результате многими грузоотправителями Транссибирская магистраль рассматривается как неплохая альтернатива морским перевозкам.
В связи с этим правительством РФ, совместно с руководством РЖД, был разработан целый комплекс мер, направленных на повышение транзитного потенциала такого значимого пути, как Транссибирская магистраль. Перспективы развития ее определяются прежде всего принятой концепцией развития ж/д магистралей в России до 2030 г. Только до 2015 г. на модернизацию дороги было потрачено около 50 млн рублей. До 2030 г. на Транссибирской магистрали планируется создать наилучшие условия для передвижения особых контейнерных и пассажирских поездов. Помимо этого, Координационным советом РЖД разработана концепция перевозок по дороге на период до 2020 г., предусматривающая:
выработку конкурентоспособных тарифов;
дальнейшее совершенствование организации перевозок;
повышение качества сервисного обслуживания;
развитие технологий, обеспечивающих информирование клиентов о местонахождении и состоянии грузов в реальном времени;
повышение производительности работы портов на западе и востоке страны;
создание современных логистических комплексов и т. д.
Развитие в 2016 г.
Общая характеристика Транссибирской магистрали позволяет судить о ней как о самой перспективной железной дороге в нашей стране на сегодняшний день. На начало 2016 г. уже реализован комплекс мероприятий, направленных на электрификацию линий магистрали, реконструкцию мостов, тоннелей и крупных станций. Особое внимание уделяется развитию коридоров Приморье-1 и Приморье-2, а также организации прямого сообщения между Кореей и РФ.
Пути повышения эффективности работы
Большая протяженность Транссибирской магистрали, к сожалению, не означает ее хорошей пропускной способности. Кризис оказал негативное влияние на все без исключения сферы экономики страны, в том числе и железнодорожные сообщения. Поэтому в плане организационных вопросов акцент в данный момент делается именно на повышение пропускной способности магистрали. При этом проводятся мероприятия, направленные прежде всего:
на устранение проблемы несвоевременной уборки приватных вагонов с путей общего пользования;
привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры магистрали;
эффективное комбинирование каждого вида транспорта, участвующего в перевозках.
Таким образом, основная железная дорога, на которую в условиях глобального рынка у нас в стране возлагаются большие надежды — это именно Транссибирская магистраль. Перспективы развития ее как основной альтернативы морским перевозкам на настоящий момент необыкновенно широки. При этом первоочередными считаются задачи по сокращению времени перемещения грузов и повышению качества обслуживания пассажиров и грузоотправителей.