Уникальным местом в России по праву считается Кругобайкальская железная дорога (фото будет представлено ниже). Такое необычное название образовалось в виду того, что при взгляде на карту впечатление такое, что дорога и впрямь делает круг.
Несколько фактов о КБЖД
Вышеуказанное название применялось к железнодорожному участку Забайкальской дороги от Станции Байкал до платформы Мысовая. Протяженность его составляла 260 километров. Стоит отметить, что в настоящее время данный участок является составной частью Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме того, на данный момент такой термин (КБЖД) принято использовать только по отношению к тупиковым перегонам от остановки Слюдянка ΙΙ до пункта Байкал. До 1949 года основной путь Транссибирской магистрали проходил именно по территории Кругобайкальской дороги. Кстати, приведенный выше участок (до платформы Мысовая) является и по сей день составляющей сибирского направления. А отрезок Олхинского плоскогорья (южная его часть), проходящий от населенного пункта Слюдянка до станции Байкал, признан памятником инженерного искусства.
Однако после того как был введен в эксплуатацию дублирующий сегмент ж/д сообщения, надобность в использовании отрезка от Иркутска до Слюдянки отпала. И в 1956 году он был демонтирован. А к концу 50-х годов при возведении Иркутской ГЭС он был полностью утоплен (в результате затопления водохранилища). Именно поэтому и образовался тупиковый перегон. К сведению, официально КБЖД никогда не существовала (это была составная часть Забайкальского участка). Действовало только управление по строительству ж/д полотна. Сегодня эта дистанция является элементом Восточно-Сибирского сообщения.Исследовательские работы на территории
Первые изыскания были проведены в период с 1836 по 1840 года. Данные работы осуществлял А.И. Штукенберг. Однако окончательные действия по выявлению плана, в соответствии с которым должна была строиться Кругобайкальская железная дорога, были завершены в 1894 году. Первый путь прошел от Иркутска до самого глубокого на планете озера. Вначале было принято решение вести железнодорожное сообщение по правому берегу Ангары. С этой целью предполагалось строительство понтонного моста. Но впоследствии эта идея была отвергнута, поскольку уровень воды в реке подвергался частым колебаниям. А в период ледохода использование этого участка и вовсе не представлялось возможным. Поэтому было решено, что Кургобайкальская железная дорога пойдет по левому берегу, хотя он и считался слишком сложным для разработки. Одновременно с этими изысканиями проводились исследовательские работы по изучению возможности прокладывания ж/д сообщения для соединения "разрыва" на Сибирской магистрали. Причем с восточным участком проблем не было. Здесь отрезок дороги проходил по равнинной местности и южному берегу Байкала, который отличается покатостью. А вот промежуток для соединения Иркутска и Култука вызывал значительные трудности.
Создание ж/д полотна
В результате проведенных работ (которые прошли под управлением профессора И.В. Мушкетова) было разработано четыре возможных варианта по протягиванию данной железнодорожной полосы. А именно:
- 1. От Иркутска до поселения Култук через левый берег реки сквозь Зыркузунский хребет.
- По долинам рек Крутая Губа и Большая Олха с дальнейшим прокладыванием дороги по берегу озера Байкал.
- От станицы Белектуй до Култука через Тункинский хребет.
- От платформы Байкал до конечной точки вдоль берега озера.
Принятие окончательно варианта
В результате выполненных исследований (которые провели горные инженерные партии) из предложенных версий было отобрано только две. И в 1899 году комитет по сооружению Сибирского железнодорожного сообщения утвердил первый и третий вариант соединения "разрыва" магистрали. На протяжении всего года под управлением Б.У. Самримовича по выбранным маршрутам прошли окончательные развернутые изыскания. Это дало возможность бесповоротно отдать предпочтение сообщению вдоль берега озера Байкал. Сомнения в целесообразности использования данного варианта были связаны с тем, что побережье представляло собой скалистый участок с крутыми склонами. Однако, согласно расчетам, было установлено, что именно данный план имеет экономическую эффективность. Окончательное утверждение выбранного маршрута было принято в 1901 году. Руководить строительными работами поручили Б.У. Савримовичу, который в то время занимал должность инженера путей сообщения. К сведению, смета данной железнодорожной стройки составила более 52 млн. рублей.
Кругобайкальская железная дорога. История
При проектировании Сибирский участок (который в результате стал именоваться Транссибирской магистралью) состоял из 7 отрезков. Среди них и была Коругобайкальская железная дорога, строительство которой велось по восточному берегу озера от Иркутска до города Бабушкино (ранее пристань Мысовая). В период с 1896 по 1900 год велось строительство ж/д полотна от начальной точки отправления до мыса Устьянский (имевшего первоначальное название Малый Баранчик). Кроме того, к 1900 году были завершены строительные работы на Кругобайкальской железной дороге на восточном берегу, причем изначально все силы были направлены на сооружение перегона между станцией Мысовая и Танхоя. При последующих работах (до платформы Слюдянка) использовался в основном труд каторжников и арестантов.
Заключительные работы
Прокладывание самого сложного отрезка (до остановки Байкал) началось только весной 1902 года. Причем стоит отметить, что срок сдачи был назначен на конец лета 1905 года. Берег озера на тот момент представлял собой каменистый обрыв с возвышенностью до 400 м. Изначально предполагалось, что данный участок будет включать в себя 33 тоннеля. Кроме того, ввиду негативного воздействия вод Байкала высота расположения железнодорожного основания должна была быть не менее 533 см. Также при строительстве разъездов учитывался момент пропускной способности. Он составлял не менее 14 пар поездов в течение суток.
Кругобайкальская железная дорога. Расписание и цена
В 80-х годах начали понемногу прорабатывать туристическую сферу. Стоит отметить, что еще с момента ввода в эксплуатацию Кругобайкальская дорога уже использовалась как зона отдыха, хотя и в крайне ограниченном диапазоне. Что собой представляет сегодня Кругобайкальская железная дорога? 2014 год богат различными экскурсиями. Поездки осуществляются еженедельно. В июне - в субботу и воскресенье, в июле - со среды по воскресенье. По всему участку запущен "Кругобайкальский экспресс". Отправление поезда осуществляется по утрам. Стоимость экскурсий - чуть более 2000 рублей. Продолжительность тура – один день.
Достопримечательности
На сегодняшний день функционируют несколько баз отдыха, а также востребован необычный вид туризма – "дикий". Компания "РЖД" в данный момент интенсивно занимается освоением туристических возможностей, которые имеет Кругобайкальская железная дорога. Отзывы туристов, уже побывавших в этих местах, весьма положительны. В первую очередь многие едут туда, чтобы посмотреть на "инженерные" достопримечательности. Кроме них, по маршруту КБЖД существует много природных памятников, которые пользуются не меньшим интересом. Это скальные обнажения, ряд деревянных сооружений, выполненных в стиле модерн (построенных еще в начале ХХ века), каменные останцы и так далее.