Снабжение автомобилей электронными ассистентами давно стало обязательным пунктом в их опциональном обеспечении. Большинство современных иномарок получают широкий набор таких помощников еще на этапе заводской подготовки. Однако обходится такой апгрейд недешево, поэтому экономные автолюбители решаются на подобные улучшения в отдельном порядке. Далеко не каждая система доступна для самостоятельного монтажа, но ленточные парктроники вполне подходят и для установки в условиях гаража. При грамотном монтаже водитель может рассчитывать на эффективную помощь устройства в процессе парковки, реализованную за небольшие деньги.
Особенности ленточного парктроника
Основную часть подобных устройств на рынке представляют традиционные парковочные радары, в состав которых входят сенсорные датчики. Модели, использующие в качестве рабочих элементов ленты, появились недавно. Нельзя сказать, что это более технологичное и эффективное устройство, но за счет ценовой доступности и легкости монтажа оно завоевало любовь многих автомобилистов. В процессе эксплуатации парктроник ленточный электромагнитный формирует вокруг себя зону, позволяющую отслеживать приближение машины к различным объектам. Основное отличие такой системы заключается в использовании ленты вместо классических датчиков. Собственно, этим и обусловлен упрощенный монтаж, не требующий выполнения механической инсталляции функциональных элементов в нишу кузова или бампер. Достаточно наклеить ленту, которая и образует сенсорное поле слежения.
Составные части системы
При всем многообразии ленточных радаров их комплектация достаточно стандартизирована. Примечательно, что лишь в редких случаях производители стремятся расширять базовые наборы. Во многом это обусловлено простым принципом действия основных функциональных элементов, которые недорого стоят. Итак, в основной комплект системы входит блок с аппаратной начинкой, непосредственно металлизированная лента, динамики или другие индикаторы, подающие сигнал водителю. Такого набора хватает, чтобы парктроник ленточный индукционный выполнял свои задачи на любом автомобиле. Другое дело, что, в зависимости от конкретных потребностей, следует по-разному подходить к выбору отдельных элементов.
Разновидности системы
Разделяют модели такого типа в основном по способу индикации, так как принцип работы у всех ленточных радаров одинаков – электромагнитный, базирующийся на индукции. В качестве индикаторов могут использоваться световые, шумовые и комбинированные устройства. В момент активации от сенсорной полосы направляется сигнал на основной прибор, от которого и происходит оповещение водителя. Наиболее распространен ленточный парктроник Park-Lines с бипером, который посылает звуковые сигналы. То есть в момент приближения машины к стороннему объекту радар начинает издавать характерные звуки. Обычно интенсивность звучания нарастает по мере увеличения угрозы столкновения. Нередко встречаются и модели с визуальной индикацией. В данном случае применяется дисплей со шкалой, на которой загораются отдельные пункты в соответствии с приближением автомобиля к другим машинам или бордюру. Радары с комбинированной индикацией оповещают водителя и посредством шумовой сигнализации, и с помощью дисплея.
Принцип действия
Действие устройства главным образом рассчитано на фиксацию опасности, обусловленной приближением автомобиля к посторонним предметам. Реализуется эта задача по принципу, который заложен в металлоискателях. В простейших приборах такого типа используются детекторы, которые реагируют на частотные колебания в наблюдаемой зоне. То есть происходит анализ воздействий со стороны внешних объектов. В отличие от металлодетектора, который обнаруживает только предметы из конкретных материалов, парктроник ленточный электромагнитный реагирует практически на все: от почвы и бордюра до человеческого тела. Таким образом, когда в поле действия появляется сторонний объект, в дело вступают индикаторы, посылающие сигнал водителю. На фоне изменения частоты колебаний звуковой или визуальный эффект также меняет свой характер – усиливается или ослабевает. Надо сказать, что основную функцию устройства может дополнять и камера наблюдения. Но такое дополнение зачастую обходится в разы дороже основного комплекта, поэтому съемку используют нечасто. Обычно подобной комбинацией пользуются владельцы более дорогих традиционных парктроников.
Где лучше монтировать радар?
Вариантов немного, но выбор есть. В обязательном порядке должна быть обеспечена задняя часть автомобиля как наиболее проблемная с точки зрения видимости. Также полная комплектация предусматривает и установку ленты на передний бампер. Менее распространен крепеж на боковых частях, но и такой вариант возможен. В любом случае зоны опасности определяются исходя из личного опыта управления машиной. Поскольку ленточные парктроники комплектуются индикаторами в виде тех же биперов и дисплеев, то необходимо найти место и для компонентов этого типа. Опять же располагать индикаторы следует так, чтобы их действие достигало главной цели в виде оповещения водителя, независимо от дорожных условий. В то же время устройства не должны доставлять неудобства и создавать помехи. Так, бипер обычно устанавливается на торпеде или задней полке машины. Дисплей следует размещать в зоне приборной панели.
Установка ленточного парктроника
Отсутствие необходимости сверления бампера или кузова, конечно, облегчает монтажные операции, но не избавляет от других процедур. Обычно перед установкой ленты снимается бампер. Для этого необходимо осторожно выкрутить специальные пистоны с фиксаторами. Тут важно отметить, что лента должна проходить именно по центральной части бампера, поскольку в других местах будет обеспечена некорректная работа прибора. Когда элемент будет снят, его следует тщательно промыть, после чего приступать к приклеиванию. Есть примеры, когда парктроник с ленточным датчиком устанавливался без демонтажа бампера. Со стороны такая операция кажется более простой, но на практике выполнить ее может только умелый мастер, особенно если производить работу без специального подъемника. Когда лента будет зафиксирована, можно приступать к электротехническим мероприятиям. Через багажник выполняется проводка с подключением ленты к основному микропроцессору и смежным индикаторам.
Сколько стоит?
По эффективности и надежности это не лучший вариант парковочного радара, однако низкая цена привлекает к ленточному устройству немалую часть автомобилистов. Самые простые модели от китайского производителя обходятся в 1-1,5 тыс. руб. Сумма небольшая и качество соответствующее. Как правило, это модели, собранные вручную из комплектующих сомнительного происхождения.
Что еще важно учесть в таких устройствах, так это невозможность настройки показателей чувствительности. Это значит, что лента может не подойти, например, для автомобиля с сильно заниженным клиренсом. За 3-4 тыс. руб. на рынке можно приобрести ленточные парктроники итальянских компаний. В данном случае можно рассчитывать на чистую и аккуратную спайку элементной базы, применение качественных микросхем и полезный набор с крепежными приспособлениями. Что касается регулировки чувствительности, то обычно модели этой категории настраиваются в нескольких режимах, позволяющих оптимизировать сенсоры под конкретную машину.
Положительные отзывы о ленточном парктронике
Как и применение любого другого парктроника, данная система вызывает немало лестных откликов со стороны автовладельцев. Устройства этого типа хвалят за обеспечение возможности совершения легких маневров без лишних нервов. Особенно это важно для новичков, которым необходим полный контроль машины в процессе парковки. Кроме того, отмечается легкий монтаж, которым выделяется именно ленточный парктроник. Отзывы подчеркивают, что при условии правильного обращения с бампером от хозяина машины потребуется лишь наклеить полоску в нужное место и подключить ее к индикаторам. Для сравнения: традиционные радары необходимо устанавливать с помощью сверления под каждый датчик, соответственно, без профессиональной помощи с этим справится далеко не всякий автовладелец.
Негативные отзывы
Невысокая стоимость не могла не отразиться на отдельных нюансах эксплуатации, которые никак нельзя отнести к плюсам ленточных радаров. Одним из главных недостатков, которые отмечают сами владельцы, является невозможность определения объектов без изменения расстояния до них. То есть приближение к другому автомобилю система контролирует, но если машина изначально близко стоит к объекту, то он выпадает из зоны внимания.
Есть и другие неприятные моменты эксплуатации, которыми грешит парктроник электромагнитный ленточный. Отзывы, к примеру, отмечают и высокую частоту ложных срабатываний. Это особенно относится к недорогим китайским моделям, которые не предусматривают возможность автоматического отключения некоторых зон. Например, когда идет снег или дождь, можно рассчитывать на такую же эффективность работы индикаторов, как и в случае сближения с другим автомобилем.
Альтернативные решения
Выбор небольшой, но на первое место в качестве альтернативного варианта следует поставить классические ультразвуковые датчики. Это именно те устройства, которые требуют врезки в бампер, что усложняет монтаж. Но если отбросить неудобства в установке, то автолюбитель сможет рассчитывать на технологичность и функциональность таких радаров. Если парктроник ленточного типа выигрывает за счет доступной цены и удобства в монтаже, то ультразвуковые модели отличаются точностью срабатывания, широким спектром настроек и надежностью в эксплуатации. Кроме этого для тех, кого пугает сложность монтажа посредством врезки сенсоров, стоит рекомендовать системы с накладными датчиками.
Заключение
Мода на оснащение автомобилей электронными помощниками имеет не только положительные стороны. Многочисленные ассистенты потребляют лишнюю энергию, также требуют техобслуживания и далеко не всегда оправдывают вложенные средства. Однако ленточные парктроники можно назвать исключением. Их работа предусматривает минимальный уровень энергообеспечения, зато функция парковочного радара избавляет от рисков в процессе совершения непростых манипуляций на дороге. Можно сказать, что подобными качествами обладает любая система, облегчающая парковку. Но к преимуществам ленточных моделей также относится и небольшая стоимость, и удобство в ходе монтажа.