Даже человек, сроду не видевший моря, наверняка знает напутствие: «Семь футов под килем». И вопросов тут не возникает. Киль у корабля – важнейшая конструктивная часть, на которой крепятся многие детали его корпуса. Но знает ли кто-то о том, где расположен и для чего служит киль самолета?
Что это такое?
![киль самолета](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204910.jpg)
Ставится он неподвижно, закрепляется в трех точках, симметричных осевой линии самолета. На вид эта деталь имеет форму идеальной трапеции. Как правило, киль самолета состоит из лонжеронов, нервюр и обшивки. Схема эта классическая, мало изменившаяся с момента появления первых самолетов. Передний лонжерон ставится наклонно (как правило).
Схемы расположения
Чаще всего киль бывает одинарным, но в некоторых случаях его делают двойным и даже тройным (на винтомоторных бомбардировщиках). В последнем случае это требуется для обеспечения высокой курсовой устойчивости тяжелой машины. Кстати говоря, все самолеты по месту расположения киля делятся на три типа:
- Построенные по нормальной схеме. Таков, к примеру, киль самолета А321.
- «Утки», то есть летательные аппараты, у которых горизонтальное оперение киля расположено впереди крыльев.
- «Бесхвостки». От киля остается только вертикальное оперение, горизонтальные элероны отсутствуют полностью.
![киль самолета фото](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204909.jpg)
В некоторых случаях используют еще более сложные конструкции. Например, подкилевые гребни (они же – подфюзеляжные кили). Они применяются на некоторых сверхзвуковых самолетах, где сохранение идеальной устойчивости во время полета жизненно необходимо. Таким образом, под килем самолета (это где, мы уже выяснили) есть дополнительный и массивный наплыв. Чаще встречается ситуация, когда горизонтальное оперение хвоста вообще приходится переносить на самый верх киля. Такое случается, если двигатели установлены в кормовой части самолета. Подобную схему, к примеру, можно увидеть на отечественных грузопассажирских самолетах "Ил".
Для чего он нужен?
Как известно, безветренная погода – невероятная редкость, которая случается не чаще пары раз за год. В большинстве случаев ветер есть, причем его сила и направление могут кардинально различаться. Когда самолет летит, порывы ветра могут сильно воздействовать на направление и курс. Летательный аппарат должен быть устроен так, чтобы самостоятельно возвращаться в устойчивое положение. Только в этом случае возможен безопасный полет.
Основное назначение
Главное правило конструирования киля – разместить его так, чтобы он ни при каких условиях не попадал в спутную струю от крыла. В противном случае возможно резкое нарушение курсовой устойчивости, а в наиболее тяжелых ситуациях – физическая деформация и разрушение всего хвостового оперения. Итак, основное назначение киля – сохранение путевой устойчивости.
![кессон киля самолета](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204908.jpg)
Какие виды устойчивости обеспечиваются килем?
Различают три типа устойчивости, ради сохранения которых в конструкцию самолета входит киль:
- Путевая.
- Продольная.
- Поперечная.
Разберемся со всеми этими разновидностями подробнее. Итак, путевая устойчивость. Следует помнить, что в случае потери продольной устойчивости фюзеляжа в полете, самолет все равно продолжит некоторое время лететь вперед за счет инерционной силы. После этого воздушный поток начинает набегать на заднюю часть летательного аппарата, которая лежит позади центра тяжести. Киль в этом случае препятствует возникновению вращающего усилия, вынуждающего самолет вращаться вокруг своей оси.
Продольная устойчивость. Предположим, самолет летит в нормальном режиме, центр тяжести совпадает с центром приложения давления к его фюзеляжу. В этот момент на его фюзеляж также действуют разнонаправленные силы, которые стремятся развернуть корпус летательного аппарата. Подъемная сила и сила тяжести действуют одновременно. Киль самолета (фото этой детали вы увидите в статье) обеспечивает равновесие, которое в данном конкретном случае является весьма неустойчивым. Нормальный полет без хвостового оперения, киля и стабилизаторов невозможен.
Прочие виды устойчивости
![киль самолета боинг](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204907.jpg)
Заметим, что у самолетов с обратной стреловидностью крыла нужда в киле не столь велика… на высоких скоростях. Если она падает, то нарастание сил противодействия происходит в геометрической прогрессии. А потому для этих машин очень важен максимально прочный и легкий киль, который может сопротивляться столь высоким нагрузкам. А как его можно получить? Расскажем и об этом.
Особенности создания современных самолетов
В настоящее время специалисты Росавиации и их зарубежные коллеги делают упор на создание деталей самолетов (в том числе и киля) из крупногабаритных деталей, изготовленных из новейших композитных материалов.
Доля этих соединений в конструкции современных летательных аппаратов неуклонно растет. Согласно сведениям от специалистов, их объемная доля уже достигает от 25% до 50%, а маленькие некоммерческие самолеты и вовсе могут состоять из пластика и композитов на 75%. Отчего такой подход получил столь широкое распространение в авиации? Дело в том, что тот же киль самолета «Боинг», изготовленный из полимерных «сплавов», имеет очень малый вес, очень высокую прочность и такой ресурс, которого, используя стандартные материалы, достичь просто нереально.
Основные материалы
![киль самолета конструкция](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204906.jpg)
Но так было не всегда. Так, гордость советского авиастроения, самолет «Ту-160», он же «Белый лебедь» или «Блэк-джек», имеет киль из… титановых сплавов. Столь специфический и чрезвычайно дорогой материал был выбран из-за огромных нагрузок на конструкцию этой машины, которая до сего дня оставляет за собой титул самого тяжелого бомбардировщика, стоящего на вооружении. Но все же столь кардинальный подход к созданию киля – редкость, а потому сегодня конструкторам куда чаще приходится иметь дело с более простыми композитными материалами.
Какие задачи приходится решать при создании композитного киля?
В процессе разработки отечественным конструкторам пришлось решать целый спектр сложных задач:
- Отработано создание крупногабаритных деталей киля и другой углепластиковой оснастки инфузионным способом.
- Также пришлось практически полностью переосмысливать и переоснащать основные этапы производства, которые не были рассчитаны для использования композитных материалов.
Прочие особенности
![киль самолета а321](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204905.jpg)
- Проектирование или выбор готовой модели. Сегодня киль (преимущественно) проектируется в полностью автоматическом режиме, без участия «человеческих» разработчиков.
- Раскрой используемых материалов, также ведущийся в автоматическом режиме.
- В автоматическом же режиме производится выкладка сырья, используемого при создании киля и его структурных частей.
- Укладка слоев ведется роботизированными механизмами, управляемыми компьютерной программой.
Кроме того, современный подход к производству килей предполагает следующее:
- Постоянное изготовление опытных образцов, которые тестируются в самых жестких условиях.
- Разрабатываются технологии неразрушающего контроля, которые позволяют проводить постоянный мониторинг состояния киля на самолете.
Передовые методы создания хвостового оперения самолета «МС-21»
В не столь далеком прошлом авиационную промышленность буквально ошеломило заявление отечественных разработчиков о том, что они занимаются разработкой абсолютно нового самолета, «МС-21». Его необычность в том, что почти за три последних десятилетия это первая отечественная машина для рейсов внутри страны. При его изготовлении были апробированы многие новейшие технологии, которые во многом коснулись инновационных особенностей киля и всего хвостового оперения.
Разрабатывая и выпуская кессон киля самолета «МС-21», отечественные специалисты смогли добиться следующего:
- Полной автоматизации раскроя всех деталей и сырья, используемого в производстве. За счет этого удалось достичь не менее чем 50% сокращения общей стоимости всего хвостового оперения и в особенности киля.
- В производстве хвостового оперения используется программа ProDirector, которая позволяет добиваться идеальной точности при обработке деталей. Это дает возможность создавать не только прочные, но и предельно легкие кили.
- Также киль современного самолета создается с использованием методик двойной кривизны. Благодаря им, удается достичь разнонаправленной толщины в тех зонах, где необходимо дополнительное усиление конструкции (под килем самолета).
- Даже крупногабаритные детали киля сегодня можно «прожаривать» в специальных автоклавах. В результате получаются предельно прочные и жесткие комплектующие, выдерживающие нагрузки любой степени.
- Контроль геометрии деталей также проходит под управлением сложных компьютеризированных систем.
Прочие особенности
Благодаря использованию новых технологий и методик, трудоемкость создания хвостового оперения и киля удалось снизить на 50-70%. Сегодня государственные испытания прошло уже более четырех тысяч деталей киля и хвостового оперения.
Главное достижение – была разработана надежная и простая технология выпуска деталей кессона киля размером 7,6 х 2,5 м. В настоящее время их уже начали поставлять на Иркутский авиационный завод. Изготавливают их из современных композитных материалов, причем особенности этого процесса уже успели заинтересовать ведущих зарубежных производителей авиационной техники.
Современные проблемы
![под килем самолета это где](http://fb.ru/misc/i/gallery/9501/1204904.jpg)
Требования к производству также высоки. Каждую партию деталей подвергают жесточайшим перегрузкам на вибрационных стендах, испытывают температурами и давлением. И это неудивительно, так как малейшая трещинка впоследствии чревата гибелью сотен пассажиров.
Вот вы и узнали, где у самолета киль и для чего он нужен!