Иркутский авиационный завод (бывший завод № 39) производит военные самолеты от КБ «Сухой», в том числе истребители для Китая, Индии, Малайзии, Венесуэлы, Алжира и Индонезии. Выпускаются системы и узлы для концерна «Аэробус», в работе находится проект по производству пассажирского самолета. Предприятие включила в свой состав корпорация «Иркут». Иркутский авиационный завод специализируется на военном и гражданском авиастроении, модернизации боевой техники, а также на гарантийном и постгарантийном обслуживании самолетов после продажи. В течение последних 3 лет предприятие стабильно демонстрирует увеличение объемов производства и реализации продукции.
Иркутский авиационный завод ведет активную кадровую политику. Ежегодно увеличивается количество рабочих мест для жителей города. Одним из предметов гордости за свой город у жителей Иркутска является Иркутский авиационный завод. Как добраться до него, подскажет любой встречный. Из аэропорта идет автобусный маршрут № 43.
История авиационного завода
В 1932 году по приказу наркома тяжелой промышленности было начато сооружение завода по производству самолетов № 125 рядом с Иркутском. А уже через 3 года в небо поднялся первенец предприятия – истребитель И-14, который был разработан отделом П. Сухого из КБ Туполева. Осенью 1941 года на территорию было эвакуировано московское авиационное предприятие № 39 имени Вячеслава Менжинского. Произошло слияние двух заводов, и с 19.12.1941 предприятие стало именоваться «Завод № 39 имени Иосифа Сталина». В мае 1975 года предприятие получило свое нынешнее название - Иркутский авиационный завод. В 1976 году предприятие было награждено орденом Октябрьской Революции.
Продукция предприятия в советское время
Иркутские специалисты сотрудничали со всеми конструкторскими бюро СССР. Здесь собирались скоростные бомбардировщики СБ туполевского КБ, самолеты Пе-2 и Пе-3 петляковского КБ, ЕР-2 ермоловского, ТУ-2 и ТУ-16, ИЛы, ЯКи, несколько моделей АНов, МИГ-23УБ и МИГ27, СУ-27УБ и СУ30. Вся продукция иркутского авиационного завода – это 20 типов самолетов и их модификаций. В общей сложности до 1992 года было произведено 6,5 тысяч единиц. Поставки были осуществлены в 37 стран мира.
История авиационного завода в новой России
В 1992 году на предприятии прошел процесс приватизации. Далее - акционирование и регистрация, и в отрасли появился «Иркутский авиационный завод» (ОАО). В 1997 году предприятие получило заключение о соответствии качества производимой продукции стандарту ISO-9202. А через 10 лет завод стал подразделением корпорации «Иркут». Были заключены контракты на поставки СУ-27-УБ и СУ-30-МК за рубеж. Успешное выполнение обязательств открыло предприятию широкие возможности на международном рынке. Заключены договора на поставки за рубеж до 2015 года военной техники, самолетов-амфибий и автожиров А-002. На сегодняшний день продукция предприятия поставляется в Россию, Индию, Францию, Германию, Алжир и Малайзию.
Аварии нового времени
За период с 1992 года самолеты, выпущенные со стапелей Иркутского авиационного завода, потерпели 2 катастрофы. Первая произошла в декабре 1997 года. Транспортный самолет ТУ-124-100, принадлежащий ВВС РФ, поднимался со взлетной полосы предприятия. У техники отказали 3 из 4 двигателей. Самолет упал на район, где жили сотрудники предприятия. В результате аварии погибло 72 человека. На месте одного из домов возведена церковь.
Другая катастрофа произошла в декабре 2007 года. Грузовой самолет АН-12 следовал по маршруту Новосибирск-Иркутск. На борту были 6 членов экипажа и 3 пассажира. Самолет упал на склады Министерства обороны. Все находящиеся на борту люди погибли.
Технические возможности
Иркутский авиационный завод ежегодно технически переоснащается на десятки миллионов долларов. Предприятие имеет современное оборудование, применяются сквозные технологии, которые имеют многочисленные уникальные разработки. В производственных процессах используются оригинальные методы обработки сплавов титана. Крупногабаритные панели изготавливаются с помощью дробеударного форматирования, используется высокоскоростная механическая обработка, люмконтроль, гальваническое покрытие деталей и многое другое. Корпорация «Иркут» три года подряд была признана лучшим экспортером России в номинации "Авиастроение". Она входит в число ведущих компаний в отрасли. Иркутский авиационный завод осуществляет все этапы работ по созданию самолетов: проектирование, подготовку производственных мощностей, изготовление, испытания и обслуживание техники на протяжении ее жизненного цикла.
Будущее иркутского авиастроительного предприятия
Предприятие постепенно диверсифицирует свою продукцию, ориентируясь на гражданское авиастроение. На сегодняшний день разворачивается проект производства магистрального самолета МС-21. Ему суждено прийти на смену ТУ-154. Над проектом трудятся 2 КБ - Яковлева и Илюшина. Именно с этим самолетом Иркутский авиационный завод и корпорация «Иркут» связывают свои самые дальние перспективы. Каждый год предприятие тратит около 30 миллионов рублей на повышение квалификаций своих сотрудников: рабочих, инженеров, руководителей и техников. Иркутский авиационный завод является самым молодым в отрасли. Средний возраст персонала не превышает 39 лет. Портфель контрактов, в том числе за рубежом, ежегодно растет. Положение предприятия стабильно и крайне устойчиво, что и дает возможность строить планы на дальнюю перспективу.