Американский Дикий Запад, ковбои, мустанги, пампасы и саванны, погони и убийства – все это когда-то было излюбленной темой сценаристов и режиссеров всех без исключения киностудий, расположенных в Голливуде. Жанр, полюбившийся миллионам кинозрителей, носит название "американские вестерны". Этот стиль породил целую плеяду актеров и актрис, играющих метких стрелков и неподкупных шерифов.
Голливудские ковбои
У всех на слуху такие имена, как Клинт Иствуд, Гари Купер, Джон Уэйн, Генри Фонда, Марлон Брандо и другие. Великолепно сыграла в вестерне "Быстрый и мертвый" 1995 года суперзвезда Голливуда Шэрон Стоун. И не только она умеет виртуозно скакать на лошади. Неподражаемая Одри Хепберн тоже легко управляется и с лошадьми, и с револьвером марки "Кольт". Хорошие американские вестерны – это вершина режиссерского искусства и актерского мастерства. Сюжеты бывают простые с предсказуемым финалом, но иногда кинозрители до последнего кадра не знают, чем все закончится.
Все начинается со сценария
Вестерны США – это тонкая материя, так как успех фильма зависит от степени достоверности. Жанр не терпит преувеличений,: ковбой не может уложить одним выстрелом из винчестера сразу восемь негодяев. Кинозрители или верят в происходящее на экране, или нет. Поэтому вестерны США создаются по лучшим образцам драматического искусства: актеры приглашаются после долгих собеседований, и когда режиссер уверен, что образы героев будут соответствовать задуманному, начинается съемка.
Многое зависит от амплуа актеров, так как манера у всех разная. К примеру Хэмфри Богарт медлителен, а Джон Уэйн динамичный и взрывной. Разумеется, для эпизодов со стрельбой больше подойдет последний, поскольку именно он сможет молниеносно выхватить револьвер из кобуры на поясе и уложить противника. В драке Уэйну также нет равных. Таким образом, вестерны США создаются с учетом множества критериев, условий и обстоятельств. Только так можно добиться хорошего результата, который устроит сценариста, постановщика, актерский состав, всю съемочную группу, а главное – зрителя.
"Однажды на Диком Западе"
В 1968 году на большой экран вышел остросюжетный фильм режиссера Серджо Леоне. Итальянский маэстро создал классический американский боевик. Это был вестерн под названием "Однажды на Диком Западе". Главные роли в картине сыграли Чарльз Бронсон, Генри Фонда, Джейсон Робардс, а также итальянская актриса Клаудиа Кардинале.
В центре сюжета фермерская семья, отказавшаяся переселяться по требованию представителей транспортной компании, которые задумали проложить по участку железную дорогу. Глава семьи Макбейн не согласился на предложение дельца Мортона, и тот нанял убийцу. Фрэнк, лучший стрелок на всем диком Западе, расправляется с фермером и его детьми. Чтобы навести полицию на ложный след он оставляет на месте преступления несколько улик, указывающих на местного гангстера Шайена. Однако тот придерживается определенного кодекса чести, и шериф это знает.
В это время в город приезжает странный субъект (Чарльз Бронсон), который все время играет на губной гармонике. Он симпатичен Шайену, и бандит хочет познакомиться с ним поближе. Однако у приезжего свой интерес: он прибыл, чтобы посчитаться с Фрэнки, который когда-то убил его брата. История давняя и запутанная, но она уже близится к завершению. Шайен также собирается поквитаться с Фрэнки за то, что тот подставил его. Он готовится к нападению, но "Гармоника" не позволяет ему убить Фрэнки, так как сам имеет на него виды.
"Быстрый и мертвый"
Джин Хэкмен, Шэрон Стоун, Леонардо Ди Каприо, Рассел Кроу – таков звездный состав актеров, которые участвовали в съемках вестерна, снятого режиссером Сэмом Рэйми в 1994 году. Постановщик создал сплоченную команду из профессионалов, которые вывели кинопроект на достойный результат. "Быстрый и мертвый" – так назывался фильм, созданный по сценарию Саймона Мура.
Отпетый преступник, тиран и хороший стрелок Джон Ирод силой и обманом захватывает власть в небольшом городке и становится мэром. Первое, что он предпринял в новой должности, – объявил о турнире среди лучших стрелков. На кону была сумма в размере 120 тысяч долларов. У него есть подозрения, что кто-то из приглашенных стрелков собирается его прикончить.
Соревнование организовано по классической олимпийской системе – "один против одного": сначала выигрывает устоявший на ногах после серии выстрелов, затем тот, кто выживет. Участников шестнадцать: сын самого Ирода, по прозвищу "Малыш", индеец "Крапчатый конь", Эллен – женщина-снайпер, "Туз" по фамилии Хэнлон, сержант Кантрелл Клай, "Шрам" и "Келли" – местные бандиты, педофил Дред, чемпион по стрельбе Гатзон и другие. Кроме того, Ирод силой заставляет принять участие священника Корта, с которым у него давние счеты. Его Джон хочет убить под шумок.
Поочередно убивая участников, Ирод намерен остаться один на один с Кортом, однако события разворачиваются самым неожиданным образом.
"Воин племени шайеннов"
На мирных переселенцев нападает племя шайеннов. Война объявлена из-за варварского истребления бизонов белыми охотниками. Десятки людей погибают, беременная белая женщина Ребекка Карвер чудом остается в живых. Ее мужа убивают переселенцы, чтобы свести с ним счеты, но обставляют все дело так, будто он погиб от рук индейцев из племени шайеннов.
Однако один из аборигенов по прозвищу Ястреб, также оставшийся в живых, рассказывает женщине о вероломстве ее соплеменников. Между Ребеккой и индейцем возникают дружеские отношения.
Journeyman – вестерн 2001 года
"Странник" – фильм режиссера Джеймса Краули, рассказывающий о двух единокровных братьях, когда-то разлученных разбойниками. Старшего похитили бандиты в расчете на выкуп, а младший попал в дом мексиканского священника. Казалось бы, увидеться братьям уже не суждено.
Минуло много лет, и вот однажды на бескрайних просторах прерий была начата большая охота за одиноким разбойником. Его поиски ведут две группы хорошо вооруженных людей. Одни должны найти преступника и уничтожить его, а другие преследуют цель прямо противоположную. Их задача состоит в том, чтобы отыскать бандита, вывести его в безопасное место и спасти от судейских посланников. Вопрос в том, кто найдет разбойника первым.
Фильм снят в жанре классического вестерна и продолжает традиции таких шедевров, как "Золото Маккены", "Дилижанс", "Пригоршня долларов".
Юл Бриннер и его товарищи
Один из лучших американских вестернов "Великолепная семерка" был снят режиссером Джоном Стерджесом в 1960 году по мотивам романа "Семь самураев" японского писателя Акиро Куросавы. Входит в реестр культурных, исторических и эстетически значимых объектов США.
Действие разворачивается в конце девятнадцатого века на границе Америки и Мексики. Жители мексиканской деревушки пребывают в ожидании набега бандитской шайки Кальверы. Им нечем откупиться от разбойников, все, что можно было, крестьяне уже отдали.
Тогда они решают нанять себе защитников и обращаются к Крису (Юл Бриннер), который соглашается помочь несчастным людям. Жители деревни воспряли духом, собрали последние деньги и вручили своему спасителю. Крис начинает искать добровольцев себе в помощь. К нему присоединяется Гарри Лак, который почему-то решил, что они пойдут на поиски сокровищ, припрятанных мексиканцами. Вторым в команду попросился Вин, недавно проигравший в рулетку все свои деньги. Еще одним участником похода стал Бернард Рэйли, перебивающийся случайными заработками. Затем к Крису в команду попросился мастер по метанию боевых ножей, молодой человек по имени Бритт. И последним пришел щеголь Ли, который как раз искал место, чтобы спрятаться от представителей закона после очередного убийства.
Шестеро стрелков во главе с Крисом отправились в Мексику на защиту мирного населения небольшой деревушки. По пути к ним присоединился некто Чико – молодой человек без определенных занятий.
Заключение
Вестерны США снимаются и сегодня, однако это уже фильмы совсем другого свойства, в которых дух настоящего ковбойского боевика утерян навсегда. Лошади уступили место автомобилям, старый добрый семизарядный "Кольт" сменили автоматические "Беретты". А главное, уже никто никого не защищает.