Отправляясь по маршруту Москва-Париж, мы предвкушаем сказочный незабываемый отдых. Возможность познакомиться с архитектурными шедеврами и произведениями искусства, посетить самые «звездные» рестораны, совершить покупки в самых модных магазинах и многое другое - всё это подарит вам поездка в Париж.
Средневековый Париж
Но был и другой Париж - средневековый. Он расположился на берегу Сены, где развивался как имперская столица. Правый берег был торговым центром, где уже в 1183 году появился крытый рынок Les Halless. А на левом берегу строилось много церковных школ, монастырей, колледжей.
В 1163 году был построен Собор Парижской Богоматери. Позже, в период правления Филиппа Второго Августа, началось строительство Лувра. А его очень набожный внук Луи (Людовик Девятый Святой) построил великолепную церковь Сент-Шапель и Сен-Денис.
Париж был государственным и религиозным центром и к 14 веку стал крупнейшим европейским городом, в котором проживало почти двести тысяч человек.
Реликвии
Благодаря Людовику Святому, Париж стал считаться второй столицей христианства. Именно он из седьмого и восьмого Крестовых походов привез во Францию очень значимые для христиан ценности, которые долгое время хранились в Константинополе:
- часть Креста Господня;
- терновый венок Спасителя;
- копье Лонгина.
Специально для хранения этих реликвий Луи построил Сент-Шапель. Желание обладать этими святынями было настолько велико, что за Терновый венок Людовик выложил по тем временам баснословную сумму - 135 тысяч ливров.
Часовня Сент-Шапель
Величественный архитектурный памятник Средневековья расположен в центре Парижа на острове Сите, соседствуя с Дворцом правосудия и тюрьмой Консьержери (где в свое время содержалась Мария Антуанетта перед казнью). Этот собор поистине является шедевром архитектурного строения периода зрелой готики.
Помимо этого, Святая Капелла сыграла немаловажную роль в повышении авторитета короля, так как в ней хранилось большое количество различных ценностей и святые мощи. Капелла Сент-Шапель долгое время считалась главной часовней-реликварием вплоть до революции, во время которой она сильно пострадала в пожаре.
Католики, пытаясь спасти святые реликвии от бесчинств революционеров, перепрятали их в разные места. Венец Спасителя при этом даже разрубили на три части.
И только в 1806 году святыни были собраны в одном месте, но поместили их уже в сокровищнице собора Нотр-Дам де Пари, где они хранятся и сегодня.
Само здание в 19 веке было успешно реконструировано. Над восстановлением трудились Жан-Батист Лассюс, Виолле де Люк и Феликс Дюбан. Были отремонтированы крыша, шпиль, наружная лестница, витражи и сделана внутренняя отделка.
Строительство
Строительство Сент-Шапель в Париже велось на месте бывшего Королевского дворца и было завершено в кратчайшие для Средневековья сроки. Возглавлял процесс Пьер де Монтрей. При возведении капеллы использовались уникальные по тем временам технологии, а именно металлические конструкции (их активно стали использовать в строительстве лишь спустя шесть веков). Арматуру, которая пронизывает все пространство церкви, архитектору удалось очень умело вплести в арматуру витражей.
Благодаря этому приему удалось добиться ощущения легкости и безграничности верхней части здания. Снаружи мощный фундамент и тяжелые контрфорсы идут как бы в противовес этой легкости. Материалом для строительства служил очень крепкий светлый песчанник.
Несмотря на свои небольшие размеры (длинна - 35 метров, ширина - 17 метров и высота - 43 метра), Сент-Шапель поражает своей изысканностью и изяществом.
Состоит собор из двух часовен, верхней и нижней, которые соединены между собой винтовой лестницей. Шпиль ее венчает фигура архангела Михаила, а на крыше расположились сестры химер собора Нотр-Дам де Пари.
Нижняя капелла
Нижняя капелла выполняет функцию своеобразного фундамента. На своих низких сводах (6,6 метров), которые поддерживаются массивными колоннами, она держит вес всего здания. Изначально нижняя капелла Сент-Шапель предназначалась для богослужения придворных чинов.
Освящена нижняя часовня в честь Девы Марии. При входе в здание посетителей встречает ее статуя. Большинство рисунков и скульптурного декора в храме отреставрированы в 19 веке. Но есть и уникальные вещи, например, фреска 13 века, которая иллюстрирует Благовещенье и является самой древней в Париже настенной росписью. Также здесь можно увидеть герб королевы Бланки Кастильской (матери Людовика Девятого), 12 барельефов с изображениями апостолов.
Верхняя капелла
В сравнении со скромным интерьером нижней капеллы, верхняя поражает своим великолепием и роскошью. Долгое время вход в эту часть здания был возможен только через галерею, которая примыкала к покоям короля. Именно здесь была выставлена серебряная рака с позолоченной медью, в которой хранились святые реликвии:
- Венец Спасителя;
- часть Креста;
- покров с головы Святого Иоанна;
- молоко Богородицы;
- икона «Спас Нерукотворный» и другие ценности.
Всё это было приобретено Людовиком Девятым в 1239 году. Так было вплоть до революции, во время которой Великая Рака была уничтожена.
Посещать верхнюю часовню мог только король и члены королевской семьи. Освящена верхняя капелла Сент-Шапель в честь Иисуса Христа. Здесь, как и в нижней части, большая часть отреставрированных в 19 веке шедевров. Но есть и чудом уцелевшие. Оригиналом являются статуи пяти апостолов. Среди них и статуя Святого Петра, который держит в руках ключи от рая.
Орнаменты в виде листьев, которыми украшены капители боковых стен, ни разу не повторяются. В украшении собора использовалось множество изображений королевского цветка - лилии. Ангелы, изображенные в орнаментах, воссоздают сцены 42 мучений. Потолок часовни усыпан золотыми звездами.
Окна Света
Но все же мировую известность собору Сент-Шапель принесли витражи. Верхняя капелла, высота которой более 20 метров, не имеет стен - все они заменены огромными оконными проемами. Эти окна заполнены средневековыми витражами, общая площадь которых составляет 600 метров. Большая часть из них - это превосходная репродукция, но также есть и оригиналы.
На пятнадцати витражах изображены 1113 библейских сцен. Четырнадцать витражей «читаются» слева направо, рассматривая их, можно узнать всю историю мира от рождения до распятия Иисуса Христа. Витраж «История реликвий Страстей Христовых» является единственным, который читается «по серпантину», снизу слева направо, а затем справа налево. На нем описывается сцена находки реликвий Святой Еленой в Иерусалиме и прибытие их во Францию.
Напротив расположен необыкновенный витраж - Западная Роза. Он достигает девять метров в диаметре, иллюстрирует сцены апокалипсиса. В центре розы Иисус возвращается, чтобы судить живых и мертвых в конце Света.
На центральных витражах можно увидеть Христа, Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. На остальных изображались сюжеты из Ветхого Завета. Синий и красный цвета, преобладающие в декоре помещения, придают капелле особую яркость и красочность.
Лучше всего посещать Сент-Шапель в солнечную погоду, тогда эти витражи дают необыкновенный свет, при этом возникает чувство прикосновения к чему-то очень великому.
Как добраться
Если есть желание полюбоваться этим шедевром французской высокой готики, прежде всего нужно приобрести билет Москва-Париж. А уже на месте есть множество вариантов посетить Сент-Шапель.
Путешествуя по Парижу на машине, нужно ехать вдоль Сены до бульвара дю Пале, свернуть на него и вы будете у цели. Либо можно туда добраться на автобусе - маршрутов, которые доставят вас к собору, множество. Если передвигаться по городу на метро, то необходимо выйти на станции Cite.
Посещение собора обойдется в восемь евро, при этом молодым людям от 18 до 25 лет – шесть евро, а дети до 18 лет могут пройти на экскурсию бесплатно. Или же можно приобрести Музейную карту, которая стоит от 39 до 69 евро, в зависимости от срока действия. По ней вы сможете посетить и большинство других достопримечательностей Парижа.
Отзывы
Туристы, посетившие собор Сент-Шапель, с удовольствием делятся своими отзывами. В основном это, конечно же, слова восхищения и восторга. Это небольшое, но величественное здание вызывает какие-то особые чувства и эмоции.
Единственное, что не получится, так это насладиться красотой в одиночестве, и скорее всего, придется постоять в очереди перед входом, так как посетителей там всегда очень много. Но побывав там, люди нисколько не жалеют о потраченном времени, а наоборот, настоятельно рекомендуют отправиться в это сакральное место.
Не забудьте, что лучше всего осуществить поездку в ясный солнечный день, чтобы получить максимум удовольствия от игры лучей солнца на витражах.