Крестовые походы были предприняты западноевропейскими христианами в период с 1095 по 1291. Их целью являлось освобождение Святой Земли (Палестины) от мусульман. Крестовые походы считаются важнейшим историческим этапом Средневековья.
В событиях того времени участвовали и простолюдины, и короли, и слуги, и рыцари, и духовенство, и феодальная знать. Таким образом, Крестовые походы объединили все существовавшие в Средневековье слои общества.
Принимавшие обет люди имели различные мотивы. Кто-то хотел обогатиться, кто-то жаждал приключений, многих двигали исключительно религиозные чувства.
Уходя в Крестовые походы, крестоносцы на одежду нашивали красные кресты на грудь, возвращаясь из них – на спину.
Легенды окружили эту историческую эпоху ореолом романтизма, отваги, рыцарского духа и величия. Однако во многом рассказы слишком преувеличены. Кроме того, имеет место тот факт, что, несмотря на геройство, воззвания римских пап и непоколебимой веры в свое начинание, христиане так и не смогли освободить Святую Землю. Наоборот, их походы привели к тому, что мусульмане еще прочнее утвердились в положении бесспорных властителей Палестины.
Причины Крестовых походов.
Начало положили римские папы. Они считались предводителями всех подобных мероприятий. Папы и прочие вдохновители обещали земные и небесные награды тем, кто готов подвергнуть себя опасности ради этого святого предприятия. Привлечение добровольцев проходило на фоне царившего в то время религиозного рвения в Европе. Несмотря на мотивы, которыми руководствовались добровольцы, они все были уверены, что сражаются за дело правое.
Непосредственной же причиной начала походов крестоносцев явилось возрастающее могущество государства турок-сельджуков. В 1070-е годы эта держава завоевала земли Малой Азии и Ближнего Востока. После эти выходцы из Средней Азии начали расширять границы своей территории. Мусульмане угрожали Византийской империи, что заставило их правителя обратиться к западным Христианам за помощью.
Завоевания турок-сельджуков проходили на фоне общего религиозного западноевропейского возрождения в 10-11 веках.
В 11 веке значительно возросло количество паломников в Святую Землю. «Неверный турок» изображался как осквернитель древних святынь, варвар-язычник.
Многие бароны и короли видели в Ближнем Востоке мир широчайших возможностей. Они предполагали, что за освобождение Святой Земли они будут вознаграждены могуществом, доходами, землями. Кроме того, расширялась во многих государствах практика наследования в соответствии с первородством. Таким образом, многие младшие сыновья, в частности, на севере Франции, не рассчитывали на участие в разделении земель отцов-феодалов. Участие же в Крестовом походе давало им надежду на приобретение земли, а вместе с ней и положения в обществе.
Крестовый поход для крестьянина был возможностью избавиться от пожизненной зависимости. Становясь поварами и слугами, они формировали обозы войск крестоносцев.
История Крестовых походов началась в 1095 году. Папа Урбан 2 провозгласил первое движение на Клермонском соборе.
Всего походов было восемь. По некоторым свидетельствам в 1212 году Крестовый поход совершили даже подростки. Предводителем их был пастушок Этьен из Клуа. По легенде, они предполагали, что их вера и невинность совершат то, что не получилось у вооруженных взрослых. Согласно одним источникам, после того, как корабли с детьми достигли берегов Египта, судовладельцы продали подростков в рабство. Об этом Крестовом походе свидетельствуют разные источники по-разному.
Походы Христиан прекратились в 1291 году после взятия мусульманами Акры.
Несмотря на то, что крестоносцы не смогли достичь поставленных в начале военных экспедиций целей, их походы составили целую историческую эпоху, оказав влияние на различные стороны жизни Европы.