Католическая церковь утверждает, что первый папа римский – апостол Петр – получил власть из рук самого Иисуса Христа. С тех пор непрерывно, через восемнадцать дней после смерти предыдущего, избирается следующий земной наместник Бога. Папа римский в католицизме считается главой всей церкви. Избирается он конклавом – собранием кардиналов – пожизненно. Ему оказывают высокие почести. Перед восхождением папы на престол совершается бескровная жертва. Затем он надевает специальный головной убор – тиару. Это уже не обычная митра епископа, а корона, состоящая из трех зубьев, в знак того, что папа римский отныне получает власть в мире загробном, земном и церковном. Его особый статус церковная традиция обосновывает наследованием им власти от апостола Петра, а значит, и от Христа. Кроме того, папа римский является еще и главой Ватикана – государства, которое занимает на территории Рима небольшую площадь (44 га) и вступает в дипломатические отношения практически со всеми странами мира. Этому способствовала независимость западных епископов (в отличие от восточных) от светской власти.
Представление о том, что только церковь может вручать власть государственным правителям, начало формироваться после того, как пала западная территория Римской империи. Каждый очередной папа римский проводил свою политику. Под благородным предлогом – освобождением Гроба Господнего – он организовывал и возглавлял военные походы. А в I Х веке папа Иоанн VIII дополнил право католической церкви решать вопрос о разрешении или запрете коронации правителей еще и правом отбирать у них корону.
Расхождения между двумя церквями (восточной и западной) увеличивались с каждым годом. VII Вселенский Собор, созванный в 787 году, лишь усилил трения. И связаны они были не только с вопросами идеологии и церковными догмами, как думает большинство непосвященных, а и с политическими причинами. Дело в том, что в то время Византийская империя осуществляла успешную экспансию на Апеннинском полуострове. Естественно, что правители Рима всячески противились этому. Отправной точкой послужил конфликт, спровоцированный в 862-870 годах Михаилом III. Он низложил Игнатия, патриарха Константинополя, а на его место поставил Фотия, человека светского, не имеющего никакого отношения к церковному миру. Это не понравилось Николаю I, римскому папе. Впоследствии этот конфликт в долгое противостояние не вылился, но и полностью тоже не утих. Обострение противоречий произошло в 1054 году. Оно завершилось официальным и окончательным разделением двух церквей христианского мира.
С этих пор у папства появилась обратная сторона. Вместе с ростом его престижа и влияния на политику росли и закулисная борьба, и интриги между кардиналами, заинтересованными в том, кто будет у власти. Был и такой период в жизни церкви, когда духовный сан получали только для того, чтобы иметь влияние на политику, на светских правителей. Папы приходили друг другу на смену, даже не дожидаясь смерти предшественника. Часто кандидат, который ранее был свергнут, умудрялся вернуть себе престол. Показателен случай, когда папа Бенедикт IX в Х I веке свое право на должность восстанавливал не один раз. Мало того, очередному кандидату он сам же и продавал престол.
В течение следующих веков папство много раз возрождалось и впадало в упадок, совершало и ошибки, и благодеяния. О преступлениях католической церкви многое стало известно лишь после завоевания европейских стран Наполеоном: на этих территориях он отменил инквизицию.
И только в наши дни Иоанн Павел II публично принес извинения за преступления, совершенные католической церковью за всю историю ее существования. Именно этот папа реформировал структуру церкви, разработал современный вариант функций и социальной роли церкви. Он многократно призывал священнослужителей не участвовать в деятельности политиков. Главную миссию церкви Иоанн Павел II видел в освобождении мира от конфликтов, но не политическими методами, а с помощью евангельского служения всему человечеству, в духовном пастырстве.