К юго-востоку от центра Санкт-Петербурга, вблизи берега Невы возвышается купол величественного Свято-Троицкого собора, являющегося архитектурным центром и украшением Александро-Невской лавры. Его благородные очертания знакомы и близки каждому петербуржцу. Они стали такой же визитной карточкой города, как кораблик на шпиле Адмиралтейства и «поднявший Россию на дыбы» Медный всадник.
Монастырь, рождённый повелением Петра Великого
Исторические хроники свидетельствуют о том, что в 1710 году, побывав на месте впадения в Неву Чёрной речки – так в старину звалась нынешняя река Монастырка, – государь Пётр I повелел строить там монастырь, посвящённый святому благоверному князю Александру Невскому. Его желание не было минутной прихотью. Это были годы войны со Швецией, и помощь небесного покровителя, тем более имевшего опыт громить шведов, была необходима. Выбор же места для постройки обители стал результатом бытовавшего в те годы ошибочного мнения, что именно на этом месте князь Александр одержал свою победу.
Заложив «назло надменному соседу» свой великий город, царь Пётр поставил его строительство на широкую ногу. Был разработан генеральный план, в соответствии с которым городские улицы вытянулись в строгом геометрическом порядке. Для возведения правительственных зданий, храмов и дворцов вельмож приглашались лучшие зарубежные архитекторы. Трудом тысяч крепостных, согнанных со всей России, из топи финских болот вставала Северная Венеция.
В самый разгар работ, когда возводились бастионы Петропавловской крепости и с недавно отстроенной Адмиралтейской верфи спускались на воду первые корабли русского флота, озаботился государь необходимостью создания духовного центра. Пожелал царь Пётр, чтобы честные иноки в удалении от городского шума непрестанно молились о ниспослании благословения Божьего всем его начинаниям. Кроме того, как сказано выше, была в разгаре война со шведами, и память о святом, когда-то разгромившем их, должна была вдохновить нынешних ратников.
Приготовления к строительству обители
Для нового монастыря государь лично выделил изрядный участок земли на невских берегах, кроме того, к нему были приписаны обширные угодья в Олонецком крае. Работы над проектом архитектурного комплекса были осуществлены двумя годами позже итальянским архитектором швейцарского происхождения Доменико Трезини.
Проект Д. Трезини
Изначально планировалось, что комплекс монастырских построек, симметрично раскинувшийся на всём пространстве, отведённом ему на невском берегу, должен был стать ещё одним оборонительным сооружением на юго-востоке молодой столицы, поэтому он строился по всем правила фортификации.
Соединить монастырь с Петербургом планировалось проложенной сквозь лесную чащобу дорогой, именовавшейся на плане как «Невская першпектива» – будущая главная магистраль города Невский проспект.
Архитектурным центром строящейся обители должен был стать храм, место для которого было указано на плане самим Трезини, и от которого он предполагал начать прокладку Невского проспекта. Создание проекта храма поручили недавно приехавшему из Германии молодому, но успевшему завоевать известность архитектору Т. Швертфегеру, горячему приверженцу модного в те годы стиля немецкого барокко.
Первый блин комом
Этот первый, не сохранившийся до наших дней Троицкий собор Александро-Невской лавры представлял собой грандиозное сооружение, украшенное двумя колокольнями со шпилями на вершинах. В 1719 году начался комплекс подготовительных работ. Строительство здания, продолжавшееся в течение одиннадцати лет, было завершено к 1733 году, но вскоре выяснилось, что в его планировке были допущены серьёзные ошибки.
В частности, не был достаточным образом укреплён грунт, на котором возводился фундамент. В результате произошла неравномерная осадка отдельных частей собора, что стало причиной появления трещин на его сводах. Созданная в 1744 году комиссия пришла к заключению о реальной опасности обрушения здания и невозможности его эксплуатации.
Полный демонтаж храма, начатый в 1753 году и произведённый под руководством статского советника Ивана Яковлевича Росси, однофамильца знаменитого Карла Росси, занял два года. После того как первый Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге был полностью разобран, он в течение шести лет оставался единственным незавершённым элементом всего возведённого к тому времени монастырского комплекса.
Высочайшее повеление Екатерины II
Новый этап строительства храма относится к царствованию императрицы Екатерины II, повелением которой в 1763 году был учреждён конкурс проектов собора. В нём приняли участие наиболее титулованные зодчие того времени, такие как Ю. М. Фельтен, А. Ф. Кокорин, Ф. Ф. Вист, С. А. Волков и ряд других. Ни одна из предъявленных работ не получила высочайшего одобрения, и проект строительства был заморожен ещё на одиннадцать лет.
Лишь в 1774 году, когда дальнейшие проволочки были невозможны – монастырь построен, а центрального храма нет, – Екатерина II распорядилась поручить проект его создания российскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Работы над технической документацией заняли два года, и в 1776-м, после высочайшего утверждения проекта, на его автора было возложено руководство строительством. Государыня лично присутствовала на торжественной закладке собора. Сразу же по окончании торжеств, благословясь, приступили к работе.
Завершение работ и освящение храма
Уже через четыре года к небу поднялись две двухъярусные башни-колокольни. На одной из них, южной, тогда же были установлены куранты, а на другую, северную, поднят тринадцатитонный колокол, находившийся прежде в Иверском монастыре и отлитый в 1658 году. К 1786 году монтажные работы были в целом завершены, и через четыре года, потребовавшиеся на то, чтобы провести отделку внутренних помещений и дать время для осадки здания, совершили освящение собора.
Оно проходило с необыкновенной торжественностью в присутствии самой Екатерины Великой. Тогда же из расположенной поблизости Благовещенской церкви под несмолкаемый пушечный салют в Троицкий собор Александро-Невской лавры была перенесена хранившаяся там до этого времени серебряная рака, в которой покоились святые мощи Александра Невского.
Храм – дань уважения героям
Со времени своей постройки Троицкий собор Александро-Невской лавры в СПб относится к разряду так называемых капитульных, то есть орденских храмов. В данном случае речь идёт об ордене святого Александра Невского. Первоначально посвящённый ему предел помещался под южной башней, но в 1838 году был упразднён.
Как знак особого уважения ко всем удостоенным этой награды, для них в 1791 году был открыт специальный зал в примыкавшем к собору Фёдоровском корпусе, а несколько позже над входом в храм появилось рельефное изображение ордена.
Начало эпохи тотального атеизма
С началом большевистского правления Троицкий собор Александро-Невской лавры не избежал процесса всеобщей экспроприации ценностей, принадлежавших церкви. Всё, что, по мнению новых властей, представляло ценность, было из него вынесено, а само здание через год передано обновленцам – представителям появившегося после Февральской революции раскольнического движения среди священнослужителей, выступавших за «обновление Церкви» и пытавшихся поладить с большевиками.
С 1928 по 1933 год Троицкий собор Александро-Невской лавры принадлежал иной ветви духовенства, вошедшей в историю как «непоминающие». Эта группа священнослужителей отказалась идти на компромисс с советской властью и на своих богослужениях молитвенно поминать митрополита Сергия (Старгородского), тесно сотрудничавшего с ней. В то время это, казалось бы, незначительное отступление от церковного Устава могло расцениваться властями как политическая акция, и для того, чтобы на неё решиться, требовалось изрядное мужество.
Храм в годы тоталитарного режима
Но в 1933 году Троицкий собор Александро-Невской лавры, история которого во многом созвучна истории большинства храмов и монастырей того времени, был закрыт. Последнее богослужение в нём состоялось 7 декабря. В здании собора, являющемся признанным шедевром храмового зодчества, устроили пропагандистский центр. В последующий период в помещениях собора размещались районное жилищное управление, склад и музей. Упразднена была и Александро-Невская лавра.
Троицкий собор был возвращён православному люду в 1957 году, но лишь на правах приходского храма и при условии, что община обязуется за свой счёт произвести все необходимые работы по его ремонту и реставрации. К счастью, за годы, прошедшие с его закрытия, не был уничтожен мраморный иконостас работы братьев Пинкети, что значительно ускорило восстановление храма. Уже через год, когда завершили начальный этап ремонта, храм был, наконец, освящён.
Возрождение лавры
Сама же Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была возрождена как монастырь лишь в 1989 году. Тогда же заново приняли устав и определили лиц, занявших в нём основные административные должности, такие как эконом, благочинный, ризничий, духовник и так далее. В то же время была упразднена община, ведавшая всеми делами в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Это было следствием потери им статуса самостоятельного приходского храма. Окончательно все здания, входившие прежде в монастырский комплекс, были возвращены лавре в 2000 году.
Храм – украшение архитектурного комплекса
Сегодня Санкт-Петербургская Александро-Невская лавра является одним из основных исторических памятников города, архитектурным центром которого по праву считается Свято-Троицкий собор. Это грандиозное однокупольное сооружение, которое украшают две монументальные башни-колокольни, признано одним из шедевров раннего классицизма. Внутри его три мощных пилона, разделяющих всё пространство и придающих ему крестообразную форму, поддерживают свод здания. Лоджия главного входа оформлена портиком из шести дорических колонн.
До революции в соборе находились живописные полотна, подаренные императрицей Екатериной II и в последствие изъятые большевиками. Среди них были произведения многих выдающихся мастеров прошлого. Но и сегодня Троицкий собор Александро-Невской лавры, традиции которого восходят к XVIII веку, украшают работу признанных мастеров изобразительного искусства. До наших дней сохранилась выполненная по эскизам Кваренги роспись купола и сводов. Над Южным и северным входом расположены барельефы с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов, работы выдающегося русского скульптора Ф. Шубина. Особого внимания также заслуживает роспись царских врат, выполненная известными художниками И. А. Акимовым и Я. Меттенлейтером.
Эти мастера живописным и скульптурным оформлением внутреннего помещения храма в полной мере продолжили художественную линию, начало которой положил И. Е. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры, несмотря на все потери, понесённые им за годы тотального богоборчества, остался высочайшим образцом русского классического искусства XVIII и XIX веков.