А. В. Щусев, архитектор: биография, проекты, работы, фото работ, семья

Академик АН СССР, четырежды лауреат Сталинской премии Алексей Викторович Щусев - архитектор и великий творец, превосходный теоретик и не менее замечательный зодчий, работы которого составляют гордость страны, будет героем этой статьи. Здесь подробно рассмотрено его творчество, а также жизненный путь.

щусев архитектор

Архитектура как жизненный процесс

Щусев, архитектор хоть и до последней клетки организма советский, но одновременно, как говорится, зодчий от Бога. Он постоянно убеждал коллег всем своим творчеством, что художественные принципы всегда довлеют в зодчестве над самыми смелыми конструкциями, поскольку они самым тесным образом связаны с жизнью во всех её проявлениях, а жизнь не терпит нецелесообразности. "Застывших форм не существует, и архитектура наиболее хорошо способна это подтвердить", - говорил Щусев. Архитектор в нём жил ищущий, постоянно пробующий новое, никогда до конца результатом не удовлетворённый, находящий удовлетворение только в познании. Начиная от Витрувия, каждый зодчий стремился создать собственную теорию этого искусства, и к началу двадцатого века их накопилось великое множество - самых различных и по категоричности, и по ширине охвата своих позиций, с разнообразными целями и принципами, объясняющими или оправдывающими, направляющими или лимитирующими само архитектурное творчество.

Вот на базе всех этих теорий, принятых самыми выдающимися зодчими, и формируются творческие направления и школы. В отличие от более честолюбивых коллег, Щусев (архитектор весьма знаменитый) основоположником чего бы то ни было стать никогда не стремился, не выдвигал теорий, не создавал школ. Это сделали его последователи, изучившие его подлинное значение в истории как русской, так и советской архитектуры, которое определили сооружения и здания, созданные им. Он, конечно, высказывался и теоретизировал, поскольку его понимание архитектуры, вкус и талант интересовали многих и многих. И эти высказывания встают вполне вровень с теми кропотливыми изысканиями, которые другие мастера сооружали в тиши кабинетов долгими десятилетиями. Теперь всячески разыскиваются по архивам и воспоминаниям те крупицы гениальных знаний, которые когда-то случайно обронил Алексей Щусев, архитектор.

архитектор щусев работы

Мавзолей

Его произведения пронизаны как простотой и мудростью, так и абсолютно полным знанием чисто ремесленной стороны большого зодчества. В них - жизненный опыт, здравый смысл, интуиция и огромное вложение чисто человеческого чувства. Именно это позволяло ему всегда наполнять свои детища главной общественной идеей. Применяя сложившиеся, даже, казалось бы, расхожие формы, архитектор Щусев А. В. уверенно создавал абсолютно индивидуальные образы. Был ли это исторический национальный стиль, классический или современный, у него получались не абстрактные логические выкладки, а художественное единство, спаянное эстетическим чувством и архитектуры, и скульптуры, и живописи. Именно таково одно из замечательнейших его творений - Мавзолей В. И. Ленина в Москве, на Красной площади, созданный в 1926-1930 годах. Пирамидальный ступенчатый объём, группы прямоугольных столбов, которые несут верхнюю плиту - всё это в архитектуре не новость.

Однако волшебным образом Мавзолей приобрёл мощь, самобытность, новаторские черты, исключительную выразительность всех пропорций, а главное - абсолютную связанность с назначением этого сооружения, слитность в ансамбле с остальными архитектурными элементами площади. Всё это и сделало данное сооружение главным символом своего времени. Всё решили пропорции. Архитектор Щусев А. В. так рассчитал высоту и толщину плит, то нарастающих, то сокращающихся, что траурные горизонтали образуют вертикаль, полную энергии, а скорбная замкнутость и компактность нижней камеры - ограждения саркофага, вдруг переходят в простор лестниц и трибуны, где торжествуют свобода, ветер и свет. Именно за счёт этой гениальной находки траурная величавость Мавзолея преображается в праздничность и радость победных демонстраций. В данное время проводится ремонт и реконструкция на территории Кремля, Мавзолей поэтому закрывали на последних парадах. Народ уже соскучился и много пишет об этом на просторах Интернета. И действительно, в этом сооружении виден весь архитектор Щусев, работы которого несут высокое духовное содержание, комплекс великих общественных идей.

архитектор щусев а в

Биография

Октябрьскую революцию Щусев встретил, уже будучи академиком, признанным зодчим с пятнадцатилетней практикой. В 1910 году его уже чествовали за исключительно удачный результат при самых оригинальных методах реставрации храма двенадцатого века в городе Овруче (Волынь). А родился он в 1873-м, в Кишинёве, третьим ребёнком в небогатой семье чиновника в отставке. Способности к рисованию проявились очень рано, и оторвать мальчика от этого занятия было почти невозможно. С одиннадцатилетнего возраста он начал заниматься у Л. Н. Бенуа, в мастерской которого все получали основательнейшую профессиональную подготовку. Относительно наставников будущий архитектор Щусев, работы которого восхищают высоким профессионализмом, был удивительно везуч.

Каноны русской классики и национального наследия, например, ему преподавал профессор Котов, кредо которого состояло в том, что недопустимо слепо копировать исторические памятники архитектуры, необходимо подвергать современному осмыслению русскую старину, а псевдорусский стиль - убожество. Огромное впечатление на молодого человека произвело древнее среднеазиатское зодчество, особенно Самарканд, где начинающий архитектор Щусев Алексей Викторович детально и тщательно обмерил красочные памятники Биби-Ханым и Гур-Эмир. Это сыграло огромную роль в его дальнейшем творчестве. Например, Казанский вокзал архитектор Щусев проектировал, опираясь на свои азиатские впечатления.

архитектор щусев великий новгород

Первые работы

Академию Щусев окончил в 1897 году, получив за дипломный проект самый высший балл с Большой золотой медалью и заграничной командировкой. Это была "Барская усадьба", позволившая ему почти два года провести в изучении архитектуры Вены, Триеста, Венеции и других городов Бельгии, Италии, Туниса, Франции, Англии. Всюду он делал много зарисовок, из которых был составлен выставочный отчёт. И. Е. Репин, ознакомившись с этими работами, был в восторге. По возвращении на родину и после представления отчёта Алексей Щусев, архитектор пока без опыта, получил сразу же интересный заказ. Это был иконостас в Киево-Печерскую лавру для Успенского собора, который необходимо было спроектировать с нуля. Талантливый Щусев отлично справился с этим заданием, и казалось, что его работа теперь постоянно будет связана с культовыми сооружениями.

В июне 1904 года Синод поручил ему более ответственное и сложное задание, он был командирован в Овруч, где целую зиму проектировал храм на развалинах памятника двенадцатого века. Получилась красивая пятиглавая церковь полностью в традициях русской классики, однако все сохранившиеся детали были включены в контекст настолько органично, что храм казался единым целым. Проект был тут же признан одним из прекраснейших явлений современной архитектуры. Пресса заговорила о том, что Щусевым создан новый неорусский стиль. Пришла слава, но архитектор Щусев, биография которого насыщена ею до краёв, до конца жизни относился к этому спокойно и славы попросту не замечал.

щусев архитектор проекты

"Марфа"

В 1907 году Щусевым проектировалась Марфо-Мариинская обитель (община), все её здания. Великая княгиня Елисавета Фёдоровна продала свои драгоценности для того, чтобы появилось это богоугодное заведение, которое не являлось монастырём, хотя насельницы-сёстры милосердия и давали обеты, сравнимые с монашескими. Однако они по прошествии лет могли уйти оттуда без конфликта с церковью, создать семью и жить как миряне.

Чем вдохновлялся, проектируя с небывалой нежностью свою московскую "Марфу", уже знаменитый архитектор Щусев? Великий Новгород его вдохновлял, псковские памятники - вот эта великолепная гладь стен со взаимосвязанными гармонией объёмами. Это очень заметно, если сопоставить. Крупные размеры сооружений обители выглядят уютными и домашними. План храма похож на массивный старинный ключ с повёрнутой на запад бородкой и ушком, всеми тремя лепестками смотрящим на восток. За счёт этих полукруглых апсид создаётся ощущение уюта, поскольку основной объём прячется от глаз, а высокий барабан, увенчанный заострённой сферой купола, завершает композицию.

щусев архитектор мавзолей

Кишинёв

На Керченской улице (ранее - Долина Чар) родного города был построен первый двухэтажный дом архитектора Щусева - дача Михаила Карчевского, его однокашника, затем - дом Драгоева на перекрёстке улиц Пушкина и Кузнечной (теперь Бернардацци). А в 1912-м им была возведена церковь в селе Кучурешты. Всего, что проектировал и строил архитектор Щусев, православие касалось обязательно - в большей или меньшей степени, причём это относится не только к культовым сооружениям. Значительно позже Щусеву была поручена генеральная схема реконструкции полуразрушенного Кишинёва после Второй мировой войны. А в ранней молодости, сразу после блистательной защиты своего дипломного проекта, несколько месяцев провёл здесь Щусев - архитектор, семья которого на всю жизнь сохранила привязанность к этому городу. Несколько месяцев счастья: он не только спроектировал дом для однокашника, но и женился на его сестре - Марии Викентьевне Карчевской.

Там же, в Долине Чар, в кишинёвском предместье, началась личная жизнь архитектора Щусева, которая была надёжно укрыта от посторонних все долгие годы его жизни. Да и теперь найти данные в его жизнеописаниях, не касающиеся архитектуры, практически невозможно. Памятник Ленину его работы в 1991 году демонтировали. Он же спроектировал и новый мост на реке Бык, в то время она была весьма полноводной, также активно архитектор консультировал коллег при разработке проектов реконструкции множества разрушенных зданий - вокзала, магазинов, присутственных и других зданий. Кишинёв чтит память своего знаменитого земляка: его именем названа улица, в доме, где он родился и рос, располагается музей с его личными вещами, документами, фотографиями.

щусев архитектор работы фото

Мода на Щусева

Сразу после создания проектов Овруча и Марфинской обители слава ходила за архитектором по пятам. Богачи охотились за ним в надежде построить на своей земле что угодно, но в модном щусевском стиле. Однако его занимали более интересные проекты. В 1913 году был готов выстроенный по чертежам Щусева павильон художественной выставки в Венеции, композиция которого интерпретировала национальную архитектуру семнадцатого века. Причём в прекрасном сочетании с живописным итальянским пейзажем. Тогда же в Сан-Ремо по проекту архитектора выстроили православный храм, украшенный каменной резьбой, изразцами, и колокольню с шатровой крышей. Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо целиком и полностью выдержан в русском церковном стиле семнадцатого века.

А вот Казанский вокзал заинтересовал его далеко не сразу. Впрочем, все представленные на конкурс работы отличались приблизительностью и схематизмом, не вдохновились и другие видные и опытные зодчие, не только модный Щусев, архитектор, проекты которого были оригинальны, талантливы, но пока малочисленны. Тем не менее выбран был его эскиз будущего Казанского вокзала, потому что была уверенность правления в том, что им удастся заинтересовать восточными воротами Москвы не так давно увлекавшегося Самаркандом Щусева. Правление не ошиблось.

щусев архитектор семья

Казанский вокзал

Московские ворота на Восток - одно из наиболее профессионально выверенных решений архитектора из являвшихся трудными заданий. Даже оптимальная цветовая гамма была найдена. А какое гениальное решение по целостности ансамбля в его чисто географической сути! В октябре 1911 года Щусев был утверждён в должности главного архитектора этого строительства, на которое положили сумму просто баснословную - три миллиона золотых царских рублей. Детали проекта прорабатывались автором более двух лет - такого с ним ещё не бывало пока. Поиски были мучительными - эта "яма" на Каланчёвской площади не заполнялась никак, пока Щусева не осенила замечательная идея: самое высокое здание поместить в самом низком месте.

Вот тогда и заиграл единством ансамбль из множества зданий, прочитываемый легко одним взглядом. Башня послужила настоящей доминантой, собирая все двести метров сооружений под своё крыло. Успех этого проекта был равновелик усилиям по его созданию. Журнал "Зодчий", поместивший его на своих страницах, был нарасхват. Поздравления сыпались дождём. И действительно: такая огромная протяжённость вокзала ничуть не мешает целостному восприятию всей постройки, потому что специально нарушена симметрия, а одинокая острая башня помогает открывать всё новые сочетания с любой точки площади. Пока что у архитекторов не получалось настолько свободно манипулировать светотенью, когда не только солнце, но и облака оживляют каменные узоры.

архитектор щусев православие

Многоплановость и стилевая свобода

С Казанским вокзалом Щусев поступил абсолютно нетрадиционно, это получилось сооружение-город, а не как обычно - слегка обогащённое промышленное или немножко упрощённое дворцовое сооружение. Функции станционных помещений весьма разнородны, это и подтолкнуло к тому, что спроектировал гениальный Щусев, архитектор. Работы, фото которых здесь представлены в изобилии, с той же широкой, уверенной, вольной трактовкой (хоть в больших, хоть в малых формах) демонстрируют Щусева как зодчего не только многоликого, но и во всякой находчивости постоянного и верного себе, своим воззрениям. Это и здание санатория в Мацесте, и Москворецкий мост, и Министерство земледелия, и Оперный театр в Ташкенте, и станция "Комсомольская" - кольцевая московского метро. Так же находчиво и в то же время канонически строго выстроен комплекс зданий Академии наук СССР - типично русский ансамбль, объединяющий разнохарактерные сооружения. Также Щусев возглавлял коллектив архитекторов, которые перепланировали Москву.

Именно им, и Щусеву в частности, должны принести свою благодарность водители, медленно передвигающиеся в дорожных пробках. Потому что если бы не они, движение не было бы возможно как таковое. Структура города была сложившейся, и места для транспорта практически не было предусмотрено нигде, тем более в сегодняшнем его количестве. Архитекторы значительно расширили все магистрали, особенно это коснулось Ленинградского проспекта, связали маршруты радиально-кольцевыми линиями с привязкой к железнодорожному транспорту. Это, надо заметить, происходило сразу после революции и Гражданской войны - в 1919 году. Комиссия, принимавшая проект, упрекала архитекторов в нецелесообразности таких широких проспектов и улиц, но именно Щусеву удалось членов правительства убедить.

архитектор щусев биография

Кроме того

В 1922 году Щусеву как главному архитектору была поручена ВДНХ, открывшаяся уже в августе 1923 года. Тогда она была возведена на территории Парка имени Горького. Щусевым было перестроено здание механического завода под павильон кустарной промышленности, а также он руководил практически всем строительством, а это двести двадцать пять зданий. В 1924 г. уже ведущий архитектор страны занимался созданием проекта Мавзолея Ленина. Во второй половине двадцатых годов в целом ряде работ Щусев проектировал и строил в стиле конструктивизма: филиал Тбилисского института при ЦК КПСС, Госбанк на Неглинной и в Охотном ряду, Библиотека имени Ленина, санаторий в Мацесте и многое другое.

Особый случай - не осуществлённое сооружение на Тверской Центрального телеграфа, где в ответ на обвинение в таком сильном пристрастии к конструктивизму Щусев доказал, что конструктивизм имеет право жить, если наполнить его духовностью, его особая динамика и ритм только помогают усилить основание духовной культуры, на котором зиждется вся архитектура как таковая. В облике здания телеграфа явно прослеживаются не только связь эпох, но и другие - интернационального плана связи, для чего, в принципе, он и предназначен - страны и континенты связывать. Гранитные вертикали, стеклянные пояса. Простор. Монументальность. Красиво, завораживает. Несмотря на то, что в проекте здание выполнено абсолютно точно программно, экономно, рационально. Это было слишком новаторски для того времени. Сейчас бы легко построили и были бы правы.

Радует хотя бы то, что прекрасную гостиницу "Москва" построили, советское посольство в Румынии и огромное количество других объектов. Кроме того, Алексей Щусев вёл активную преподавательскую деятельность практически до конца жизни - 1949 года, написал более двухсот научных работ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.