Если проследить истории всех известных крупных капиталов, тех, которые теперь называются «старые деньги», то чаще всего у истоков первых прибылей будет стоять человек с сомнительными нравственными принципами, но с огромной харизмой. И это касается любого из современных князей, лордов и сенаторов. Стоит вспомнить отечественную историю, даже не столь далекую, чтобы понять: через каких-нибудь сто лет потомки людей, сколотивших состояние в 90-е годы прошлого века, если и не будут с титулами, то наверняка станут уважаемыми людьми на всех континентах. Если, конечно, капиталы будут приумножаться. Иногда изнеженные потомки просто проматывают состояние. Так случилось с наследием первого богатейшего человека Америки.
Имя Корнелиус Вандербильт в США знают все, его операции вошли в экономические учебники, его именем потрясают коучи и преподаватели стратегий личностного роста. Но его история и история рода заканчивается на его сыне. Не об этом мечтал миллиардер.
Семейство Ван дер Бильт
Корнелиус был четвертым ребенком в семье, полностью его имя звучит как Корнелиус Вандербильт-младший, свое имя он получил в честь отца. Местом рождения была семейная ферма, случилось это в мае 1794 года. Как и все американцы, Ван дер Бильты были эмигрантами, страстно желавшими наладить свою жизнь до приемлемого уровня. О миллионах никто не мечтал. Хорошо и много работать, чтобы прокормить семью и заработать на спокойную старость, - пожалуй, это было единственной финансовой мотивацией для семьи. Фамилия Вандербильт изначально складывалась из трех составляющих: Ван дер Бильт. С течением времени пробелы сгладились, и фамилия приобрела слитность как в произношении, так и в написании.
Отец будущего магната заработал на маленькую ферму, нанимаясь на работы в порту. В его понимании морская, портовая жизнь – это очень тяжелое бремя, в котором есть только грязная работа и маленькие заработки. Эту мысль он внушал своему четвертому сыну, но мальчик все понимал по-своему. В его мечтаниях морская жизнь означала свободу, богатство и неограниченные возможности. С детства отличаясь крутым нравом, Корнелиус Вандербильт мечтал бросить школу в 11 лет, с тем чтобы заняться собственным делом. И даже покинул ее стены, но до порта дошел не сразу, до 16 лет вкалывал на семейной ферме. Но даже если бы и хотел продолжить учебу, ему это не удалось бы. Свой первый бизнес и скандал он устроил в стенах учебного заведения.
Первый опыт торговли и шантажа
Прежде чем отправиться за первым миллионом, Корнелиус Вандербильт проявил скандальность характера, предприимчивость и жесткость в решении проблем. Дело произошло еще в стенах учебного заведения, где юный стяжатель постигал чтение и арифметику.
Учителя в местной школе ничем не отличались от окрестных работяг, кроме умения писать, читать и считать. Остальной список «добродетелей» был обычным, и пьянство занимало первую строчку. Заметив однажды муки похмелья у одного из своих преподавателей, Корнелиус решил облегчить страдания и предложил в качестве лечения маисовую водку сомнительного происхождения. Разумеется, она стоила определенных денег. Учитель устоять не мог и признался «спасителю» в своем грешке, тем более что принесенный напиток был дешевле, чем во всех окрестных салунах.
Сколько длился этот симбиоз, история умалчивает, но однажды незадачливый педагог решил вырваться из цепких лап ученика. Вот тут-то и открылся истинный характер акулы бизнеса: Корнелиус Вандербильт сообщил, что всю эту историю он расскажет директору школы и всем окружающим людям, от которых зависит пребывание преподавателя на должности. Тому пришлось незамедлительно сдаться. История в конце концов стала явной, разразился грандиозный скандал, учителя изгнали с позором, Корнелиус ушел сам.
Позже он говорил: «Если бы я тратил время на учёбу, я бы вообще ничего не успел заработать». Такое отношение к школе философски роднит его со всеми нуворишами периода индустриализации Америки.
Бизнес за 10 баксов
Вандербильт Корнелиус недолго размышлял, как именно заработать деньги и где взять стартовый капитал. У родителей он попросил десять долларов для покупки парусной лодки. Сумма для фермеров довольно крупная, и отец не мог решиться на такой авантюрный шаг, тем более если дело касалось порта и всего, с ним связанного. Но мать отлично знала своего сына и предпочла удовлетворить его просьбу, но с условием прежде отработать на ферме. Чтобы получить стартовый капитал, Корнелиусу пришлось изрядно попотеть на домашнем хозяйстве: таскать камни, вскапывать землю, сажать растения и прочее - работы на земле всегда много. Выполнив все обещанное, он получил от матери ее личные сбережения.
Первое плавсредство
Не откладывая дело в дальний ящик и не занимаясь рефлексией, шестнадцатилетний новоявленный моряк сразу отправился за покупкой парусника. Купленное судно было утлым, едва держалось на плаву, но капитан был полон решимости стать главным перевозчиком в районе нью-йоркского порта. Конкуренция по перевозкам жителей с одного берега на другой была огромной, это была единственная возможность попасть из одной части города в другую. Многие предпринимали вояж несколько раз в день, плавучие такси боролись за каждого пассажира и за место под солнцем между собой. Корнелиус Вандербильт был слишком молод, и, по мнению бывалых извозчиков, расправиться с ним не представляло никакого труда.
В течение первого времени его судно пыталось затонуть каждую ночь. Выясняя, в чем дело, Вандербильт понял, что в лодке пробивают дно. Гнев был велик, в ход пошли кулаки, ругань. Сумасшедший напор сделал свое дело – его стали опасаться. Внушить страх своим оппонентам помогал огромный рост под два метра, луженое горло и запас нелитературных слов и словосочетаний, четко доказывавших в споре свое преимущество.
После первого инцидента конкурентная борьба не утихла, но парень получил «прописку». Еще множество раз ему придется решать вопросы подобным образом, но так ковалась легенда под именем Корнелиус Вандербильт. Биография магната пестрит драками, чудачествами, жестокостью и умением достигать целей.
Стратегический демпинг
За короткое время поняв, что играть по общим правилам невыгодно и быстро заработать не удастся, Корнелиус Вандербильт создал собственные правила. Судно с названием «Быстроходный», по слухам, едва держалось на плаву и грозилось затонуть каждую минуту, но тем не менее пассажиры пользовались его услугами. Три доллара с человека - именно столько стоило переехать на другую сторону Нью-Йорка, и столько брали все. Вандербильт снизил стоимость проезда до одного доллара, и пассажиропоток увеличился в разы. Жаждущие перебраться через реку стали драться за место в его лодке и готовы были сидеть друг у друга на коленях, лишь бы сэкономить.
Через двенадцать месяцев Корнелиус отдал матери взятые в долг десять долларов, а семейную кассу пополнил на целую тысячу. Созданная им атмосфера в среде перевозчиков не способствовала взаимопониманию, цену приходилось снижать всем, кто-то разорился. Избавиться от выскочки хотели все. Драки были постоянным делом для Вандербильта, словарный запас пополнялся за счет морских терминов и отборного мата. Тем не менее Корнелиус Вандербильт заработал средства на расширение своего бизнеса.
Первая флотилия
Прикупив несколько суден, Вандербильт подобрал команду под стать самому себе: все ругались, умели запугивать конкурента свирепым видом, крепким словом, а если нужно, то и кулаком. Маленькая флотилия активно работала, безбожно демпингуя, он бы занял весь рынок. Но в 1812-1815 гг. случилось противостояние между Англией и Америкой. К. Вандербильт, рискуя суднами и жизнью, продолжал морские перевозки, только теперь он возил снаряжение и провиант для армии.
Услуги по снабжению армии были не бесплатными, к тому же Корнелиус наладил спекулятивную схему: покупал популярные товары в одной части Нью-Йорка и продавал в другой. Гешефт от перепродаж он считал побочным, но ведь главной целью было обогащение, а потому этот бизнес тоже был отлично налажен. Постепенно он скупил все плавучие средства перевозчиков и почти стал монополистом. На это ушло семь лет. Он стал мастером каботажных перевозок, одним из лучших снабженцев, заработал имя Командор, скопил пятнадцать тысяч долларов, но... наступила эра пароходов.
Капитан
Не сразу Корнелиус Вандербильт оценил перспективы пароходных судов, а поняв, решил действовать наверняка. Для успеха ему нужны были знания о новых судах и их возможностях. Как человек, не терпящий половинчатых решений, он продает весь свой флот и нанимается капитаном на пароходное судно Томаса Гиббонса с заработной платой в одну тысячу долларов в год. В это же время он женился на скромной барышне с соседней фермы, Софии Джонсон.
Пароходик Гиббонса под руководством капитана Вандербильта бодро совершал рейсы из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Перевозились грузы разного назначения и пассажиры. Изучив за несколько лет все тонкости пароходного извоза и крупного бизнеса, Корнелиус Вандербильт убедил Гиббонса совместно построить новое судно.
Новая эра бизнеса
Вандербильт вложил в новый пароход все свои средства и сам сделал проект. Новое судно назвали Bellona, а Вандербильт Корнелиус, как лидер предприятия, возродил собственный стиль ведения бизнеса – он стал отчаянно демпинговать. Стоимость проезда на «Белонне» составляла всего 1 доллар, что было вчетверо меньше, чем у всех остальных перевозчиков.
Конкуренты, на стороне которых был закон, несколько раз подавали на него в суд, за ушлым капитаном приходили приставы, но он каждый раз от них ускользал. Поговаривали, что на судне есть потайные каюты, о которых знает только Командор, и поэтому он с такой легкостью скрывается от Фемиды. Завоевывая главенствующее положение в бизнесе, он вел себя как захватчик и волк, рвущий конкурента в клочья, собственно, так, как и положено человеку с именем Корнелиус Вандербильт.
Также он основал еще один бизнес: приобрел небольшую гостиницу с таверной на берегу реки, где уважаемая публика могла жить в ожидании его парохода и просто приятно проводить время. Хозяйкой заведения стала его жена. Так продолжалось до 1829 года. В кармане уже скопилось тридцать тысяч долларов, но он был алчен, этот К. Вандербильт, первый миллион переливался зазывными перспективами еще далеко впереди. Пора было начинать большую игру.
Отказ как форма дохода
Корнелиус Вандербильт - великий предприниматель, и это стало понятно в период организации первой монополии. Горя желанием начать собственное дело без компаньона, он продает свою долю в Нью-Джерси и переезжает в Нью-Йорк. Жена сопротивлялась смене места проживания, но глава семейства убедил ее весьма экстравагантным способом: не согласную с его решением супругу он поместил на два месяца в дом для умалишенных.
Вернувшись в Нью-Йорк, он основывает пароходную компанию и занимается знакомым делом: перевозит грузы и пассажиров, но стоимость проезда составляет всего двенадцать центов.
Пароход курсирует между Нью-Йорком и Пикссиллом, на этом маршруте к моменту появления Вандербильта уже был монополист. И он был вытеснен с рынка. Затем он затеял конкурентную борьбу с Гудзоновской речной ассоциацией, пустив в ход тяжелую артиллерию – вообще не брал денег за проезд. Но наивных пассажиров ждал тяжкий удар от дармового проезда: стоимость еды и напитков на судне была завышена в несколько раз, что частично компенсировало Вандербильту демпинговые игры. Ассоциация речников Гудзона сдалась: это был первый случай, когда компания просила частного перевозчика свернуть свою деятельность. В качестве компенсации предлагалось сто тысяч долларов и по пять тысяч долларов каждый год в течение десяти лет. И Командор согласился!
Первый миллион
Вандербильт переносит свою деятельность и возит пассажиров в Бостон, Лонг-Айленд и в города штата Коннектикут. Бизнес расцветает, к сорока годам у Корнелиуса скопилось состояние уже в полмиллиона долларов, но жажда денег не утолена. Семья снова переехала, теперь в Лонг-Айленд. Беспрерывно демпингуя, Командор выживает конкурентов, получает отступные и к 1846 году его пароходы швартуются во всех крупных городах Америки. Именно в этом году К. Вандербильт заработал первый миллион на судоходном бизнесе.
Панамский канал
В 1848 году в Калифорнии открыли золотые месторождения, и очередная лихорадка охватила Америку. Проще всего было добраться через Панаму, идея прорыть канал была не новой, но энергию по реализации идеи первым проявил Вандербильт. Увы, технических средств тогда не хватило, и Корнелиус решил вопрос сокращения времени в пути для старателей собственным способом. Договорившись с правительством Никарагуа, он организовал чартерные рейсы, благодаря которым искатели быстрой наживы оказывались на месте на два дня раньше, чем их коллеги, обратившиеся в другие компании. Каждый год транзита пассажиров приносил Командору один миллион чистого дохода.
Идея прокладки Панамского канала не покидала Вандербильта. В очередной раз продав весь бизнес, Корнелиус отправился на поиски компаньонов. Так была основана Панамская компания Accessory Transit Co.
Частная жизнь
В преддверии шестидесятилетия главы семейства Вандербильты в полном составе отправились на собственной яхте в путешествие вокруг Европы. Судно называлось «Северная звезда», ее проектом и дизайном занимался лично Корнелиус Вандербильт. Фото яхты с удовольствием печаталось в тогдашней прессе. Вкус у миллионера был специфичен, и все, что касалось его личных владений, выходило помпезным, кричащим о роскоши. Эпатировать публику Командор очень любил, с кичливостью напоминая окружающим, откуда он вышел «в люди» и сколько классов у него образования. Газеты тех времен часто брали у него интервью, в одном из них он заявил: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретение все новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».
Не менее помпезным был и его дом на Стейтен-Айленде, построенный с учетом всех желаний магната. Он представлял собой фантастическую гремучую смесь разных стилей, имел три этажа, обстановка была самая богатая по стоимости и безвкусная по оформлению. Самым вызывающим арт-объектом дома была статуя с подписью «Корнелиус Вандербильт». Фото особняка часто публиковалось в СМИ того времени.
Железнодорожный магнат
В 1853 году семейство Вандербильтов отправилось в путешествие, это был первый полноценный отпуск Корнелиуса. Управлять делами компании Accessory Transit Co он оставил двух своих ушлых сотрудников, которые путем махинаций завладели контрольным пакетом акций. Гнев Командора вылился в телеграмме: «Господа! Вы посмели обмануть меня. Я не буду подавать на вас в суд, так как судейская машина очень медленна. Я уничтожу вас. С глубоким уважением, Корнелиус Вандербильт». Как сказал, так и поступил – прибыль от войны за свое достояние возвратилась в тройном размере. Судебный процесс длился несколько лет, победил в нем Корнелиус Вандербильт. Высказывания магната в адрес Фемиды и бывших служащих широко цитировались в прессе.
Однажды, совершая поездку по железной дороге, Командор осознал, что сухопутная перевозка безопаснее и дешевле, а перспективы развития этого бизнеса сулили огромные барыши. Вандербильт в очередной раз продает весь свой бизнес и покупает самую убыточную на тот момент железную дорогу - Гарлемскую.
Скупая короткие железнодорожные ветки и акции других компаний, он работал над слиянием и поглощением. Вкладывая деньги в развитие, он сумел сделать из мелких веток протяженный железнодорожный маршрут. Так образовалась Центральная Нью-Йоркская железная дорога. Действуя обычным способом – снижая цены на перевозки, Корнелиус Вандербильт довольно быстро становится владельцем двух протяженных и прибыльных железных дорог – Гарлемской и Нью-Йоркской. В этот период он ведет жесткую конкурентную борьбу, которая только добавляет перца в жизнь. За время пятилетней железнодорожной эпопеи Вандербильт опутал железнодорожными рельсами половину Америки, стоимость билетов на его поезда была всегда ниже, чем у остальных.
Наследники
У магната было 11 детей, четверо из них - мальчики. В силу своего воспитания на девочек отец внимания не обращал – они не будут носить его фамилию после замужества, а семейное дело надо передавать сыну, который его продолжит. Из сыновей самым перспективным, еще при жизни отца признанным финансовым гением был Уильям Вандербильт. Ему и досталось практически все состояние Корнелиуса: 90 миллионов долларов. Общая сумма наследия была самым большим состоянием Америки на то время – 102 млн долларов. Остальные 12 млн были распределены между благотворительными организациями и другими детьми.
Как бы ни относились к нему его современники и потомки, его деятельность вольно или невольно служила развитию страны, пусть даже главной целью была нажива, но таков уж был Корнелиус Вандербильт. Цитаты из его интервью разошлись по книгам, и многие из них стали мантрами для предпринимателей. Но решающим фактором в деятельности магната был характер и неуемная изобретательность в «отъеме средств у населения».