«Нива» – первый российский внедорожник, выпуск которого начался в далеком 1977 году. 30 лет своей жизни этот автомобиль провел достаточно бурно. Пережил несколько собственных модификаций, стал родителем для других машин, у некоторых «детей» сам научился новым функциям. Но все эти автомобили объединяло и продолжает объединять одно качество – серия 21. Первая машина получила заводской номер 2121. Специалисты назовут 21213, 2131 и другие, однако далеко не все припомнят ВАЗ-2129.
Одним из отличий данного авто от других «Нив» стало собственное имя – «Кедр». Насколько его можно считать официальным – говорить не станем. Но даже у «Кедра» есть собственный «ребенок» – «Утилитер». В то же время в некоторых кругах версией «Кедр» принято считать модель 2130, которая тоже является разновидностью «Нивы». Однако у 2129 и 2130 разница только внутри – внешне их вполне можно спутать. Поэтому в обзоре рассмотрим ВАЗ-2129, но несколько слов будет сказано и о другой модификации.
История
Первая «Нива» появилась на конвейере в апреле месяце 1977 года. Очень быстро завоевав популярность, эта модель выпускалась почти 15 лет. В 1993 году разработчики меняют внешний и внутренний облик, и из ворот завода выходит новая «Нива 4х4». Собственно говоря, формулу привода на все колеса использовали как и первые «Нивы», так и более известный автомобиль под названием «Нива Шевроле».
В то же время на «АвтоВАЗе» продолжались разработки боковых ветвей, основанных на шасси полного привода. Таковой стала и «Нива» ВАЗ-2129 – все тот же 3-дверный внедорожник. Хотя назвать его стандартной «Нивой» было сложно. К этой идее на заводе пришли, когда на базе трехдверного автомобиля стали планировать пятидверный. Для двух дополнительных дверей нужно место. И конструкторы просто удлинили обычную версию 2121. Сначала она использовалась только для проработки идеи 2131. Но когда машина получила свои очертания – удлиненную трехдверную версию решили выпустить тоже. Так в вначале 90 годов появляется «Нива» ВАЗ-2129 – удлиненный вариант обычной.
Модификации
Хотя данная модель и являлась для конструкторов переходной от трех к пяти дверям, едва появившись на рынке, этот автомобиль нашел своего покупателя. Одной из причин послужило то, что, по сути, оставаясь «Нивой», данный автомобиль позволял перевезти больший объем груза. Второй причиной стало то, что модель не оказалась серийной. Собиралась она небольшими партиями, поэтому спрос на такую машину был повышенным.
- Благодаря такому интересу общественности, конструкторы опять взялись за проект ВАЗ-2129. Модификацией «Кедра» стал «Утилитер». Он получил тот же код, что и «родитель», но имеет удлиненный грузовой отсек и всего два места – водительской и переднего пассажира. На задние боковые стекла, а также между сидениями и грузовым отсеком устанавливались решетки.
- Очередной версией этой машины стала модель 2130. Внешне автомобиль оставался все тем же 2129, поэтому в некоторых изданиях его называют 2129-01. Создавая эту модель, конструкторы вспомнили о 2108, в результате чего 2130 получил заднее сиденье от восьмерки. Собственно говоря, это и была восьмерка, но с полным приводом и внешним видом от удлиненного 2121.
- К модификациям можно отнести и версию 2120 – первый минивен российского производства.
- Также выпускались несколько других разновидностей, одной из которых можно назвать ВАЗ-2129 (пикап). По своей сути, это был открытый вариант версии «Утилитер». В процессе разработки эта модель получила номер 2329.
Особенности
Главной фишкой модели можно назвать одну – это удлиненный вариант машины, выпускаемой с 1977 года. Остальные особенности хорошо знают владельцы других «Нив». К ним можно отнести повышенный расход бензина, постоянный полный привод, не отключаемый дифференциал и другие фишки, присущие автомобилю этой марки.
Заключение
В отличие от многих западных внедорожников, иногда буксующих на ровном месте, в России производится автомобиль, рассчитанный на наши реалии. За свою 30-летнюю историю он вырос как в смысле начинки, так и в смысле длины, став из трехдверного пятидверным. Но мало кто знает, как собиралась пятидверная модель. Ведь в ее основу легла удлиненная версия «Нивы», которая выходила под заводским номером ВАЗ-2129 и, кроме пятидверной, дала старт ещё нескольким автомобилям Волжского завода.