Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описание

Художник со звучной фамилией Богданов-Бельский был выходцем из самых низов общества. Казалось бы, среда, в которой он рос, должна была неизбежно перемолоть его и поглотить, но нет. Художник получил образование и известность. Его биография – пример не только счастливого стечения обстоятельств, но и неустанного упорного труда. Образ сельской школы, ее воспитанников и учителей стал одним из основных в его творчестве.

картины богданова-бельского

Николай Петрович Богданов-Бельский: биография

Морозным днем 8 декабря 1868 года у смоленской батрачки родился внебрачный сын. Все знают, как общество относилось к таким детям, да еще и из низов. Мать с ребенком «из милости» приютил ее старший брат. Много лишений выпало на долю маленького Николая. При рождении он получил фамилию Богданов – данный Богом. «Бельский» художник позже добавил сам, в честь уезда, в котором вырос.

Первые два года образования мальчик получил в сельской церковной школе в Шопотове. Благодаря протекции своего учителя-священника он попал в школу профессора Рачинского. Здесь обучались такие же, как и Николай, простые крестьянские мальчишки. Этот человек сыграл определяющую роль в жизни художника. Сам Богданов-Бельский всегда говорил, что всем обязан ему.

николай петрович богданов-бельский

Видя талант мальчика к живописи, Рачинский помог ему поступить сначала в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Покровитель помогал мальчику материально, ежемесячно выделяя деньги на содержание. В училище Николай поступил в пейзажный класс, где трудился весьма успешно, часто бывая первым среди одногруппников. Юноше очень повезло с учителями, это были замечательные русские художники: Василий Поленов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Над темой выпускной картины Николай долго размышлял, и подсказал ее Рачинский. Результатом увлеченной работы художника стало полотно «Будущий инок».

После окончания московского училища Богданов-Бельский продолжает учебу в петербургской Академии художеств в классе Ильи Репина. В конце 1895 года выпускник отправляется в Европу: в Париж, Мюнхен, а затем в Италию. Обогащается колорит картин художника, усиливается его владение живописными техниками.

устный счет картина

Славу в России Богданову-Бельскому приносят картины «У дверей школы» и «Устный счет». На художника посыпались заказы: портреты, натюрморты, пейзажи. Он писал самых известных и влиятельных людей своей эпохи. Его кисти принадлежат портреты императора Николая II, великих князей, Федора Шаляпина. Но любимые его модели – крестьянские ребята, живые, искренние и непосредственные.

Работы художника приобрела Третьяковская галерея, он участвует в выставках товарищества передвижников. Его картины путешествуют по России, затем вывозятся в Париж и Рим. В 35 лет Николай Петрович Богданов-Бельский становится академиком живописи, а спустя 10 лет – членом Академии художеств.

После прихода к власти революционно настроенного правительства официальным искусством становится «левое». Начинается травля художников-реалистов, классическое искусство чахнет и искореняется. Коровин, Поленов, Васнецов, Нестеров – все испытали на себе тяготы послереволюционного времени. По приглашению своего друга Богданов-Бельский переезжает в Ригу. Здесь художник с новыми силами принимается за работу, активно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Картины его пользуются успехом и расходятся по частным коллекциям. До сих пор множество холстов Богданова-Бельского рассеяно по Западной Европе.

богданов-бельский виртуоз

В 1941 году 73-летнего художника настигло новое испытание: война. Но не осталось больше сил бороться, слишком многое было пройдено и выстрадано. Художник заболевает, творческие силы оставляют его. Николаю Петровичу сделали операцию в Германии, но она не помогла. В 1945 году во время бомбежки художник умирает. Похоронен он был на русском кладбище в Берлине. Картины Богданова-Бельского и сейчас остаются очень востребованными. Часть из них можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее, многие находятся в частных коллекциях.

"Будущий инок" (1889)

На идею этой картины Богданова-Бельского натолкнул его друг и опекун Рачинский. Написана она была в 1889 году.

В тесной комнате избушки сидят двое: пожилой странник-монах и мечтающий крестьянский мальчик. Монах что-то рассказывает ему, и мальчишка заслушался. Перед его глазами встают картины благочестивого мирного будущего. Он внимает страннику, но мыслями уже не в комнате, а где-то в неведомых далях. Когда-нибудь и он так же пойдет с котомкой за спиною прославлять имя Божие.

Картина была написана для выпускного экзамена в училище. С большой тревогой художник ожидал его результата: как-никак, учился он в пейзажном классе, а полотно представил жанровое. Несмотря на опасения, картина имела успех и была куплена крупным коллекционером, а затем попала в императорский дворец.

богданов бельский сочинение

"Виртуоз" (1891)

Это одна из первых картин с крестьянской ребятней, которую написал Богданов-Бельский. Виртуоз, оказывается, – простой мальчишка. Простой, да не совсем. Его игра на балалайке собрала вокруг кружок детворы. Здесь два малыша, девочка и мальчик постарше. Все они вслушиваются в музыку, как на концерте великого артиста, ловят каждый звук. Сам виртуоз сосредоточен на своей игре. Художник расположил их на живописной полянке в березовом лесу. Пейзаж, милый каждому сердцу, гармонично обрамляет группу детей и, кажется, сам внемлет игре юного дарования.

виртуоз

"Устный счет" (1896)

В 1896 году написал эту картину Богданов-Бельский. Сочинение по ней до сих пор часто задают написать детям в школе. В роли учителя художник изобразил своего собственного наставника Рачинского. Класс в сельской школе. Идет устный счет. Картина наполнена напряжением, во всем чувствуется усердная работа. Доминирующее место занимает черная грифельная доска с математическим примером. Вокруг доски столпились ребята разного возраста. Пример непростой, а попробуй еще сосчитай его в уме! На каждом лице видна напряженная работа мысли. На переднем плане мальчик задумчиво потирает подбородок. Он коротко острижен, непослушные волосы топорщатся ежиком. По сравнению с другими ребятами, одет он совсем бедно: грязная рубаха с драным локтем подпоясана шнурком, грубые штаны видели и лучшие времена. Лицо его напряжено: вот он, ответ, уже близко, сейчас сорвется с языка!

устный счет

Мы не знаем, кем станут все эти мальчишки в будущем. Может быть, продолжат дело дедов и отцов и останутся пахать землю в деревне. Может быть, уедут в город и «выбьются в люди», а кто-то даже сам станет учителем. Одно можно сказать точно: в тунеядца и лодыря никто из них не превратится, из всех выйдет толк.

В 1897 году Павел Третьяков приобрел для своей галереи «Устный счет». Картина и сейчас пользуется популярностью, многие останавливаются перед ней, чтобы рассмотреть подробней.

"У дверей школы" (1897)

Многие картины Богданова-Бельского, изображающие сельскую ребятню, автобиографичны. «У дверей школы» – как раз такая. На картине мы видим чистый светлый класс сельской школы. Грифельная доска с ровно расчерченными строчками, аккуратные ряды парт, прилежно склоненные над книгами головки. И на всю эту благодать смотрит новый ученик. Одет мальчик очень бедно. Пиджак, сшитый из лоскутов, кажется, сейчас рассыплется прямо на нем, на штанах зияют большие дыры, лапти потрепанные и грязные. Он стоит спиной к зрителю и выглядывает из-за двери украдкой на все это великолепие, не решаясь войти. Возможно, так же когда-то стоял молодой пастушок Николай, не смея переступить порог школы своего благодетеля Рачинского.

у дверей школы

"Посетители"

Двое малышей, мальчик и девочка, зашли в барский дом. Возможно, это юные друзья самого художника пришли ему позировать. Худенькие дети коротко острижены и одеты по-праздничному. На девочке ярко-красное платье в горох, на мальчике рубашка с нарядным узором. Пестрая одежда перекликается с живописной драпировкой за спинами детей. Они сидят на роскошном, по их меркам, мягком кресле с резными ручками и торжественно пьют чай из блюдец. На столике перед ними чашка и стакан, баранки и кусочки сахара. Посещение барского дома – непростое событие. В лицах малышей читается осознание торжественности момента, напряженные фигурки вызывают умиление.

посетители богданов-бельский

Картины Богданова-Бельского всегда подкупают своей искренностью и непосредственностью. Жаль, что многое из творческого наследия художника утрачено для нас: осталось за границей и разошлось по частным коллекциям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Есть ли какие нибудь сведения переживания художника по поводу давления на его творчество после 17 года ?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.