Никому не известный при жизни художник Тивадар Костка Чонтвари спустя столетие после смерти внезапно прославился благодаря своей картине «Старый рыбак». Сам мастер был уверен в своём мессианском предназначении, хотя современники называли это шизофренией. Теперь в его картинах отыскивают скрытые символы и завуалированные намёки. А есть ли они там? Одна из таких работ, подвергшихся всестороннему анализу, – картина «Старый рыбак».
Непризнанный художник
В 1853 году в венгерской деревеньке Кишсебен родился будущий живописец. Судьба Тивадара и пяти его братьев была предопределена с детства. Их готовили к тому, чтобы продолжить отцовское дело. А родитель был аптекарем и имел врачебную практику. Но перед тем как заняться фармакологией, молодой человек успел окончить гимназию, поработать торговым служащим, поучиться на юридическом факультете. И уже после всего этого обратился к семейному делу. Придя в аптеку, Тивадар проработал здесь четырнадцать долгих лет.
Как-то раз, когда ему было 28, в обычный рабочий день он схватил бланк рецепта и карандаш и набросал сюжет: телегу, проезжавшую в тот момент мимо окна, с запряжёнными в неё буйволами. До этого он не проявлял склонности к рисованию, но позже в автобиографии написал, что в тот день ему было видение, пророчившее участь великого живописца.
К весне 1881 года Тивадар Костка открыл свою аптеку в северной части Венгрии и скопил достаточно денег для путешествия в Италию. Как и все молодые художники, он мечтал увидеть шедевры старых мастеров. Особенно его привлекали картины Рафаэля. Надо сказать, что позже он в кумире он разочаровался, не найдя в природе на его полотнах должной живости и искренности. После Рима Костка отправляется в Париж, а затем – на родину.
Серьёзно заниматься живописью Чонтвари (такой псевдоним в 1900 году взял себе художник) начал в середине 1890 годов. Он оставляет братьям свою аптеку и приезжает в Мюнхен учиться живописи. Во многих источниках Костку называют самоучкой, а между тем он обучался в художественной школе своего знаменитого соотечественника, более удачливого на поприще искусства – Шимона Холлоши. Учитель был почти на десять лет младше своего ученика.
В Мюнхене Чонтвари создаёт несколько портретов. Печать грусти на лицах моделей ставит их особняком по отношению к более жизнерадостному остальному его творчеству. Натурные портреты он пишет лишь в период учёбы, позже утратив к этому интерес. Покинув Мюнхен, художник отправляется в Карлсруэ, где продолжает брать уроки, теперь уже у Каллморгена. Биографы художника говорят, что жил он в это время безбедно, покупая для работы лучшие холсты бельгийского производства.
Последние годы
Учёба не принесла удовлетворения Чонтвари. Казалось, он постигает законы живописи только для того, чтобы их нарушить. В 1895 году он вновь отправляется в Италию, чтобы работать на природе в любимом пейзажном жанре. Художник посещает не только Италию, но и Францию, Грецию, Ближний Восток и Ливан.
В 1907-1910 годах проходит несколько его персональных выставок в Париже, Будапеште и на родине. Особенной славы они ему не приносят, хотя некоторые критики высказываются весьма одобрительно. В Венгрии и вовсе о художнике говорят как о сумасшедшем. Не секрет, что он страдал приступами шизофрении, но всё же надеялся на признание соотечественников.
К 1910 году болезнь начала прогрессировать. Приступы становились всё тяжелее, работа давалась с трудом. Чонтвари больше почти не пишет, делает лишь небольшие эскизы. Ни одной работы он уже не довёл до конца, хотя и предпринимал попытки. В возрасте шестидесяти лет художник скончался в Будапеште, где и был похоронен.
Творческое наследие
Больше ста пятидесяти картин и рисунков оставил после себя Тивадар Костка Чонтвари. Картина «Старый рыбак», написанная в 1902 году, пожалуй, самая известная из всех, «знаковая». Большинство работ были созданы в короткий период между 1903 и 1909 годами. Это был творческий расцвет художника, вспышка гения. По своей стилистике они сродни экспрессионизму. Его работам также приписывают черты символизма, постимпрессионизма и даже сюрреализма.
Посмертное признание
После кончины Чонтвари работы его уцелели не иначе как чудом. Сестра обратилась к оценщикам, чтобы узнать, сколько можно выручить за картины. Те заверили её, что художественная их ценность равна нулю. Тогда женщина рассудила, что если картины плохи, то холсты-то, по крайней мере, кому-нибудь пригодятся. И выставила их оптом на продажу. Все работы забрал архитектор Гедеон Герлоци, перебив цену старьёвщика. Позже он разместил полотна в Будапештской Школе изящных искусств, а в 1949 году выставлял их в Бельгии и Франции.
Перед смертью архитектор передал свою коллекцию Золтану Фюлепу, будущему директору музея имени Чонтвари. Это уже был успех. Но так бы и остался художник известен лишь узкому кружку поклонников на родине, если б спустя почти столетие после его смерти один из работников музея не обнаружил некую тайну, которую до сих пор хранила картина «Старый рыбак». С тех пор имя Чонтвари, при жизни не продавшего ни одной картины, стало известным всему миру.
«Старый рыбак»: описание картины
Почти все пространство полотна занимает фигура пожилого мужчины. Штормовой ветер треплет его волосы и старую поношенную одежду. На рыбаке – чёрная блуза, серый берет и плащ. Он опирается на посох и в упор смотрит на зрителя. Лицо его с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. На заднем плане художник расположил морской залив. Волны разбиваются о берег, из труб домишек на берегу идёт густой дым. На линии горизонта – горы или, скорее, их силуэты, скрытые молочным туманом. По отношению к фигуре рыбака пейзаж вторичен и играет роль фона.
Картина «Старый рыбак» Чонтвари решена в сдержанной колористической гамме, преобладают приглушённые неяркие цвета: сизый, серый, песочный, оттенки коричневого.
Тайна картины «Старый рыбак»
Какое же открытие сделал служащий музея? Раскроем интригу: он обнаружил, что если закрыть половину холста и оставшуюся часть симметрично отразить, получится вполне законченное художественное произведение. Причём это работает в обоих случаях: и с правой, и с левой частью картины. Вот такой секрет почти сто лет хранила картина «Старый рыбак». Фото смонтированных половин сейчас легко можно найти в интернете. Отражение правой половины – благообразный старец, убелённый сединами, на фоне морской глади. Если отразить левую часть, увидим мужчину в остроконечной шляпе с раскосыми глазами и бушующие волны позади него.
Интерпретация
Картина «Старый рыбак» положила начало поискам мистических намёков в работах Чонтвари. Добавляло масла в огонь и то, что при жизни художник часто переходил на пророческий тон. Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном мужчине уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.
Поистине, история успеха Тивадара Костки Чонтвари – пример череды счастливых случайностей (или великой судьбы, явившейся ему в видениях, кто знает?). Картина «Старый рыбак» – гений и безумие – по иронии судьбы стала его ключом к мировой славе. К сожалению, признание не пришло к нему при жизни. Но на сегодняшний день Чонтвари считается одним из лучших и самых оригинальных художников Венгрии.