Ханы Золотой Орды отличались жестким стилем правления и беспощадностью даже к самым близким людям. Несмотря на эти общеизвестные факты, годы правления Джанибек-хана считались одним из самых спокойных в монгольском государстве, а сам Джанибек – мягким человеком. Посмотрим факты биографии его и проверим оценку характера военачальника и человека с точки зрения современной морали.
Биография
Хан Золотой Орды Джанибек (татарское имя - Җанибәк) был третьим сыном из многочисленного потомства, которое оставил после себя Узбек. Как и многие до него, свой пусть к трону он залил кровью собственной родни – убил двух старших братьев – Тинибека и Хизру. Как можно видеть, этот его поступок не характеризует будущего хана как доброго и законопослушного человека. Может быть, в дальнейшем его характер будет помягче?
Ханство
В 1342 году он стал ханом Золотой Орды. Своей целью Джанибек видел укрепление государственности и усиление централизации. Но методы, которые употреблял Узбек-хан, казались ему неэффективными - что может быть проще, чем залить кровью отдаленные улусы? Богаче от этого не станешь. И хан Джанибек выбрал другую политику.
Он по-прежнему жестоко расправлялся с врагами и не верил друзьям. Но тактику правления Джанибек поменял коренным образом. Золотоордынский хан решил привлечь на свою сторону религию. При нем на всех территории Орды стали возноситься к небу мечети и медресе. Он продолжал проповедовать ислам и привлекать на свою строну толкователей ислама и священных сур. Подобная исламизация, к счастью, не коснулась северных улусов и не оказала должного влияния на вероисповедание жителей Московского княжества.
Письменные сведения
Летописцы называют этого золотоордынского хана «добрый царь Джанибек». Этим подчеркивается его полная противоположность своему отца, которого в летописях называли «грозный хан Узбек». Действительно, слово «грозный» в давние времена обозначало лютый, свирепый, бездушный. При сравнении с собственным отцом хан Джанибек действительно казался добрым.
Знакомство митрополита с ханом
Несмотря на распространение ислама, правитель не препятствовал укреплению православия на русских землях. При нем возобновилось строительство храмов и монастырей, отсутствовали гонения на священников и осквернения православных святынь. Поэтому в церковной литературе период правления Джанибека характеризуется с положительной стороны.
Возможно, в этом проявилась «мягкость» правителя? Увы и ах – это была простая дальновидность. Православная церковь неплохо справлялась с ролью миротворца, и менять ее не было нужды. Кроме того, не следует пренебрегать и мировоззрениями человека средневековья – вера для него была ценнее жизни. Не следует забирать у рабов их последние игрушки - так рассудил Джанибек и обратил свой взор на юг.
Поход на Русь
Единственный свой поход в северные земли хан Джанибек предпринял в 1347 году. Пострадали деревни и села вблизи города Алексина. По сравнению с лавиной погромов и убийств, в которые всегда превращались походы Узбек–хана, Джанибек действовал гораздо скромнее. Небольшой поход был предпринят для демонстрации собственной власти, а не для террора. Репрессий и давлений не требовалось – слишком свежи были в памяти зверства и убийства, которые чинил на русской земле Узбек-хан и его орда, слишком велика была цена нового непослушания.
Возможно, единственный поход в пределы русских земель и дал основание московским летописцам дать «мягкую» характеристику хану Джанибеку. Перед лицом Москвы и сопредельных княжеств Джанибек действительно выглядел мягким правителем. А вот что же скажут про него другие народы?
Поход в Азербайджан
В 1357 году Джанибек предпринял завоевательный поход на Азербайджан. Население этой страны было недовольно внутренней политиков тирана Малик-Ашрефа. Грандиозный поход завершился разгромом правительственных войск и захватом земель. Джанибек-хан оставляет своего сына Бердибека наместником нового улуса, а сам возвращается в Орду.
В кладе, найденном в Азербайджане, была обнаружена монета хана Джанибека. Это косвенно подтверждает дальние походы его далеко на юг.
Косвенные свидетельства находят подтверждения в летописях и записках случайных путешественников.Упадок Золотой Орды
Долгое отсутствие на юге страны ослабило вожжи вертикального правления. В Золотой Орде началось брожение, которое грозило закончиться распадом. Но хан Джанибек возвращается в Орду нездоровым и не имеет сил стабилизировать обстановку в стране. В русских источниках имеются сведения об одновременно заболевании, которое коснулась хана и его матери – ханши Тайдулы. Московский митрополит Алексей прибыл с визитом в Орду и взялся излечить высокопоставленных больных от неизвестной болезни. Тайдула приняла митрополита и благодаря его молитвам излечилась. Джанибек упорствовал в своей вере и не принял митрополита. В конце концов, он скончался от болезни в 1359 году. Хотя другие источники утверждают, что он не миновал чаши предательства и был убит собственным сыном.
Итоги
Говорит ли богатая биография о мягком характере Джанибека? К сожалению, нет. Он был ничем не лучше и не хуже других правителей, разве что предпочитал заменять бессмысленную жестокость дальновидными политическими действиями. Укрепление православной церкви, мирная жизнь без набегов (40 лет тишины), означали для золотоордынского хана усиление притока денег и укрепление собственной власти. Он достиг того же, что и его отец - просто использовал для этого другие методы.