Создатель проекта знаменитого московского небоскрёба и самого высокого здания Европы - башни "Федерация" - архитектор Сергей Чобан получил образование в Ленинградском академическом институте имени Репина. Этот вуз, называющийся теперь академией, всегда славился своими талантливейшими выпускниками. Сергей Чобан успешно совмещает работу в России и Германии, возглавляя собственные бюро.
Там и здесь
Известными архитектора сделали уже первые его работы за счёт оригинальности используемых художественных форм и исключительно грамотно проработанных деталей весьма необычных фасадов. Сергей Чобан даже самые простые прямоугольные здания умел подавать, как настоящий художник.
- DomAquaree в Берлине - реконструкция исторической постройки в центре города, название это обновлённое сооружение получило из-за шестнадцатиметровой высоты аквариума, одиннадцатиметровый диаметр которого включает в себя панорамный лифт.
- Дом Бенуа в Санкт-Петербурге - здание бизнес-центра с панорамным остеклением, фасад украшен изумительным орнаментом, составленным из мотивов, взятых из эскизов Бенуа, который рядом проживал. За эту работу Сергей Чобан был награждён премией "Дом года" - так проголосовали петербуржцы.
Полюбили работы этого архитектора и за рубежом, и на родине, поскольку были удовлетворены не только эстетические потребности, но и решены все проблемы удобства в эксплуатации.
Дорогое удовольствие
- Cubix в Берлине - кинотеатр, крупнейший в городе (около двух с половиной тысяч посадочных мест). Это здание выполнено в форме чёрного куба, фасад, облицованный гранитом редкого цвета, очень много остекления. Благодарные зрители охотно посещают все залы, расположенные друг над другом, и рассматривают из фойе Александерплац.
- Жилой комплекс в Гранатном переулке в Москве. Сергей Чобан, фото работ которого неизменно вызывают восторг, не говоря уже о непосредственном знакомстве с творчеством знаменитого архитектора, спроектировал поначалу овальное здание. Но московские власти настояли на прямоугольной форме. Тогда Чобан Сергей Энверович придумал способ, с помощью которого здание всё-таки резко выделилось среди абсолютно нестандартного окружения. Дешевле здание не стало, напротив, это самый дорогой фасад в Москве: плиты известняка, которыми он облицован, добывались в Германии, а художественную резьбу по ним выполняли в Китае. Работа и материал сами по себе не из дешёвых, плюс такие путешествия.
Это не единственные работы мастера, которые обошлись заказчикам в баснословные суммы. Впрочем, они были готовы подписать любые счета на владение зданиями, которые будут многие годы изумлять и зевак, и профессионалов, поскольку это по-настоящему талантливо, оригинально и художественно обосновано.
Лучшее
Гениальная находка - "Лангензиппен", бизнес-центр на Каменноостровском проспекте Санкт-Петербурга. Шестидесятые годы прошлого века оставили металлический каркас заводского недостроя. Сергей Чобан, архитектор с богатой фантазией, выстроил стеклянный фасад и украсил его фотографиями Рима, которые издалека смотрятся как прихотливо выполненная лепнина. В два миллиона евро обошёлся только фасад - более чем пятая часть всего бюджета этого проекта.
И, конечно, вершина нашего восхищения: комплекс "Федерация" в Москва-Сити - два знаменитых паруса с мачтой-шпилем. Уже первая башня - "Запад" (та, что поменьше) - стала победителем конкурса FIABCI в 2009 году. Сергей Чобан, архитектор, проекты которого практически всегда выигрывали конкурсы, наградами обижен не был никогда.
Ранние работы
Приехавший в Германию в начале перестройки ещё мало кому известным специалистом, Чобан уже в 1995 году возглавил берлинское архитектурное бюро. Более того, в название фирмы была внесена его фамилия: NPS Tchoban Voss. Помимо кинотеатра "Кубикс" и комплекса "ДомАкваре", им были спроектированы такие великолепные сооружения, как галерея "Арндт", синагога (Мюнстерше-штрассе), а также множество не менее интересных зданий как в Берлине, так и в других немецких городах.
В 2003 году возобновил Сергей Чобан проекты и в России. В 2009-м был организован благотворительный фонд Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, где рассматривается область архитектурного рисунка. А годом ранее создано одно из самых главных детищ общественной работы мастера - учреждён архитектурный журнал, который придумывали Сергей Кузнецов и Сергей Чобан. Speech работает как орган одноимённого объединения, образованного в результате слияния двух бюро: "Чобан и партнёры" и "С.П. Проект".
Вехи
Почти постоянно он курирует российские павильоны на венецианской Архитектурной Биеннале, где его проекты тоже получают награды. С 2011 года состоит в градостроительном совете (фонд "Сколково"), а с 2013-го - в московском Архитектурном Совете по градостроительству и архитектуре. Сергей Чобан, биография которого в самом начале мало чем отличается от сложившихся ситуаций в творчестве всех его сокурсников, целеустремлённо стремился к вершинам архитектурного ремесла.
Родился он в Ленинграде в 1962 году, учился сначала в художественной школе при Академии художеств СССР, после чего поступил на архитектурный факультет в Институт имени Репина. С 1986-го по 1992-й - рядовой архитектор Чобан Сергей, работы которого знает очень узкий круг специалистов. Далее - начало работы в архитектурном бюро NPS (Nietz, Prasch, Sigl - по фамилиям владельцев) в Гамбурге. За три года ему удалось вырасти до руководящего партнёра и возглавить берлинский офис этого учреждения. В 2003-м произошло открытие московской архитектурной фирмы "Чобан и партнёры". Часто бывает так, что путь к востребованности на родине пролегает через признание за рубежом.
"Федерация", "Невская ратуша" и другое
В 90-е годы прошлого века заниматься строительством в России стало не только почётно, но и чрезвычайно выгодно - бизнес этот стал многомиллиардным. Именно тогда Сергей Чобан, награды и имя уже получивший, вернулся в страну и всю свою европейскую славу конвертировал в поток гонораров. Заказы не обходят его стороной: "Федерацию" он проектировал для Mirax Group, а в Санкт-Петербурге у него целых два подобных проекта, по площади равные целому району, даже и не маленькому.
Это "Невская ратуша" и "Набережная Европы" - два проекта для девелоперов "ВТБ" в городе, который очень бережно относится к собственной исторической среде. Чобан почти не знает неудач - остановленных проектов или невыигранных конкурсов. И с улыбкой вспоминает первые годы архитектурной подёнщины, из которой получились Школа детского творчества в Санкт-Петербурге и запоминающиеся интерьеры в Московском доме моды. Гораздо скучнее было в 1990-х учить немецкий язык и строительное законодательство Германии.
ФРГ
NPS - фирма, занимавшаяся проектированием гостиниц, бизнес-центров, торговых комплексов, театров. Чобану повезло: проекты там шли один за другим, конвеером. Несколько из них стали поворотными в его судьбе: с лёгкой руки питерского архитектора заметно изменился облик даже знаменитой Александерплац. Чобан реконструировал торговый центр, выстроенный в 1929 году в стиле конструктивизма, а рядом построил девятизальный куб кинотеатра. Это, кстати, первое и единственное абсолютно новое здание, выстроенное в ансамбле площади с момента воссоединения ГДР и ФРГ.
И вот настал момент, когда основатели бюро уступили пьедестал молодому поколению. Nietz, Prasch и Sigl стали именоваться скромно - NPS, а к этой аббревиатуре добавились фамилии двух ровесников - Thoban и Voss (Эккерхард Фосс так же молод и не менее талантлив). К началу 2000-х ими было возведено несколько десятков прекрасных зданий. Однако однажды неожиданный случай позволил новому проекту перекрыть грандиозностью все предыдущие работы.
Конкурс
В 2002 году девелопер-эксцентрик С. Полонский искал архитектора для трёхсотметрового небоскрёба в Москва-Сити. Все работы на этой площади вели сотрудники творческой мастерской "Моспроекта-2", но Полонский не имел намерения решать свою проблему так просто. Руководитель Моспроекта А. Асадов после отказа девелопера от его услуг написал на бумажке телефон Чобана, с которым был знаком по берлинской выставке проектов. Таким образом, Чобан оказался единственным русским среди участников конкурса на проект башни "Федерация".
Силуэт этого гиганта был придуман быстро - прямо в самолёте. Но чтобы увеличить шансы на победу, Сергей пригласил к сотрудничеству П. Швегера, который в строительстве небоскрёбов был уже настоящим докой. Проект их победил, Полонский остался доволен, а московские власти тоже охотно сделали выбор в пользу единственного русского, хотя и германской фирмы, архитектора. После этого крупного заказа на родине Чобана настигла настоящая слава. Проект был подвергнут мощному пиару, и через несколько месяцев контуры еще не построенной башни "Федерация" уже были знакомы самым широким слоям населения России.
Памятники эпохи
"Невская ратуша" - огромнейший деловой комплекс, который состоит из здания городской администрации и офисных корпусов, в проекте - неподалёку от Смольного. А это значит многое. Нормы градостроительной конституции Санкт-Петербурга запрещают строительство зданий выше сорока двух метров. Лучшего проектировщика определял конкурс, в процессе которого все участники этот регламент высоты выполнили.
Кроме Чобана, у которого постройка с прозрачным куполом значительно выше - пятьдесят пять метров. И именно этот проект был принят. Потому что здание администрации и должно возвышаться над остальными, однако в проекте эта высота не выглядит доминантой. Это как бы небольшой всплеск. Проект не только был принят, в результате этого выбора состоялось специальное заседание градостроительного совета, где были приняты другие правила застройки, и допустимая высота увеличилась до пятидесяти пяти метров - ровно нужной величины.
"Разве все памятники создавались в восемнадцатом веке?" - словно спрашивает архитектор. И следом утверждает: "Каждой эпохой памятники должны быть созданы собственноручно!"
Деньги
Сергей Чобан, награды которому принесли более десятка всевозможных конкурсов и премий, "стоит", естественно, дорого. Именно о нём очень благожелательно пишет российская и немецкая пресса в области архитектуры, да и сам он издаёт журнал, который весьма высоко оценивают коллеги. Заказчики тоже не огорчаются высоким гонорарам Чобана, поскольку строит он не для среднего потребителя. Конечно, Захи Хадид или Норман Фостер потребовали бы и не столько. Однако видные московские архитекторы вознаграждение получают в несколько раз меньше, чем Чобан.
Проекты "Федерации" или "Невской ратуши" могут стоить от двадцати до тридцати миллионов долларов, но отсюда же оплачиваются и специалисты: проектировщики всех инженерных систем, конструкторы и так далее. Бизнес в обороте "весит" примерно семь миллионов евро в год, а личный доход (до налогов) можно исчислять сотнями тысяч. Но Чобан и его команда занимаются не только проектированием общественных зданий, время от времени не гнушаются они и строительством особняков - безо всяких тендеров и с чётко оговоренным гонораром. Однако нечасто.
Кризис
Строительная отрасль сильно пострадала от экономического кризиса последних лет. Вместе с этим рынком понесли убытки и конструкторские бюро, даже многие из известных. В Москве свернули свои проекты Эрик ван Эгерат и Норман Фостер: у заказчиков начались финансовые трудности. Московские архитекторы тоже закрывают свои бюро или сокращают количество работающих весьма значительно.
И Чобан сократил пятнадцать процентов сотрудников в офисах, расположенных в России. Однако работы не остановились: строится офисный центр на Озерковской набережной (Москва), клубный дом в Гранатном переулке (там же), спроектированы офисные здания "Новатэка". Потому что архитектор живёт не в прекрасном прошлом и не в далёком будущем, а в сегодняшнем дне. И не очень-то любит витать в облаках.