В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.
Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире премий: Притцкеровской (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.
Начало трудовой деятельности
Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.
Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.
Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.
Образование
21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Манчестерского университета. Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.
Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное в Британии образование не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".Рождение хай-тека
В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.
Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".
Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.
Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.
Своя компания, свои идеи
Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.
В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с известным архитектором Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.
Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)
Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.
Пожалуй, с этого временного рубежа концепция архитектурной компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.
Лондон: здание-огурец
Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).
Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.Нью-Йорк: башня Хорста
Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.
Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.
Франция: мост “Виадук Вийо”
Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.
Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.Лондон: стадион “Уэмбли”
Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.
Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.
Германия. Берлин. Рейхстаг
В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.
Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”
Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую площадь в 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!
Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.
Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)
Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”
В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.
Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.Британия. Бостон. Музей изящных искусств
Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.
Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”
Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.
Жить будущим
Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.
Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.
На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.
Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.
Заключение
Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.
Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.