Из чувств - тоска и недоумение. Потому что строители сараев и гаражей плотно обложили ссылками благородное понятие «архитектурная концепция». Наберите в поисковике эту пару слов, вам живо объяснят, что вся суета - для заказчика, а результатом станет «обоснованное решение участка». И заказывать услугу лучше сразу с концепцией.
Мы пойдем другим путем
А как же великие архитектурные трансформации, повлиявшие на жизнь поколений? Что насчет знаменитых социальных инноваций в жилой среде? А гениальные урбанистические решения, которые реализуются по всему миру? Попробуем разобраться со всем этим без сараев.
С определениями в ссылках связываться не будем, там катастрофа. Справимся сами. Для начала коротко о концепции вообще: это система взглядов, основная мысль. Если говорить об архитектурной концепции, то это тоже система взглядов и обоснований нового стиля, технологических решений, разрушения старого и т.д. Это четкая аргументация, почему нужно строить так, а не иначе.
Палладианство – первая птичка
Андре Палладио – архитектурный концептуалист чистой воды. Первый в истории. Мало кто понимает, насколько европейские и американские города обязаны ему сходством своих архитектурно-художественных концепций. Отойдите в сторону от знаменитых площадей или памятников, по которым можно сразу распознать Прагу или, к примеру, Будапешт. Пройдитесь по средним и мелким европейским улочкам – вы не сможете понять, в каком именно городе идете. Потому что Андре Палладио написал знаменитый труд – «Четыре книги по архитектуре», по которой учились и вдохновлялись архитекторы всего мира. Палладианство – это симметрия, перспективы и принципы античного греческого стиля.
У этой концепции ровно пять признаков:
- пропорции во всем, с математической точностью;
- абсолютная симметрия;
- венецианское окно трехчастной формы;
- треугольный фронтон;
- архитектурные ордера – стандартизированные колонны.
Самые дальние железнодорожные станции и провинциальные дома культуры - все выстроены с фронтонами, колоннами, симметричные и пропорциональные. Концепция на весь мир.
Барокко: конкурентное решение католиков
В истории мировой архитектуры есть всего две великих эпохи, главной концепцией которых стало «чтобы красивее было, чтобы радовало глаз». Это модерн и барокко. Само собой, у каждой эпохи свой контекст, в искусстве на пустом месте ничего не возникает. История концепции великого барокко началась пятьсот лет назад в Германии, как это ни странно. Мартин Лютер приколотил к церковной двери список с крупными претензиями к католикам примерно в таком формате: зажрались, продались, далее по списку. Католический ТОП-менеджмент не понял вовремя, что резко устарел – феодализм позади, на дворе буржуазная весна – вовремя не перестроились. И началась великая битва за паству – война конкурентов, появились протестанты.
Что же католики? Они создали абсолютно новую концепцию архитектурно-художественного облика католических церквей. Это была игра на контрасте: на фоне суровой простоты протестантов они дали начало величайшей эпохе в искусстве – барокко. «Заходите, люди добрые, посмотрите на нашу красоту». Барокко – это красота на красоте, завитушка на завитушке, торжественность, изощренность, парадность. Это сумасшедшие фасады итальянских церквей – все началось именно с них. Это и Эрмитаж с Екатерининским дворцом у нас… Кстати, в музыке это Бах, Гендель и Вивальди со товарищи. Вот она, животворящая сила конкуренции…
Чемпион мира по архитектурным концепциям
Ну конечно же, Санкт-Петербург. Пожалуй, это самое масштабное воплощение единой архитектурной концепции. Причем за всю историю строительства.
Из всех столиц мира Санкт-Петербург является единственным городом, построенным с самого начала по генеральному плану - концепции архитектурного облика всего городского ансамбля целиком и сразу. Париж, Лондон и другие мировые мегаполисы начинались с мелких россыпей кривых избушек возле речки, концепциями там и не пахло.
Еще в начале 17-го века была утверждена единая градостроительная политика города – уникальный случай такого рода. Причиной тому были катастрофические пожары среди деревянных построек. Новая концепция включала в себя новый план с 12-ю перспективами и 3-я лучами-проспектами, которые должны были сойтись в точке шпиля Адмиралтейства.
Снести Париж к чертовой матери
Знаменитый лучезарный город от великого и ужасного Ле Корбюзье – пример архитектурно-планировочной концепции, которая изменила облик современных городов всего мира. Речь о градостроительстве – разделе архитектуры, занимающейся планировкой и застройкой городов.
Почти сто лет назад Корбюзье занялся планировкой города на три миллиона жителей с садом и промышленными предприятиями, расположенными за пределами зеленого пояса. Он предлагал снести 240 гектаров старого Парижа, чтобы построить деловой центр с небоскребами для офисов и максимальным простором для пешеходов, парков и широких проездов. Ничего не напоминает?
Концепция Корбюзье состояла их четырех принципов:
- высокая плотность населения в городе;
- максимальное число видов передвижения: автобусы, метро, трамвайные пути и т.д.;
- много парков и зеленых зон везде, где только можно;
- разгрузка центра городов, куда все стремятся. Застройка окраин.
Комментарии здесь не нужны. Все мегаполисы мира сейчас развиваются именно по таким принципам. Париж, правда в двадцатых годах уцелел: Корбюзье сам отказался от этого радикального шага. Но облик мира он изменил, это фигура масштаба Андре Палладио, конечно.
Хрущевки: проще, больше, дешевле
Строительство дешевых бетонных коробок в сумасшедших объемах по всему Советскому Союзу началось после разработки архитектурной концепции – обоснованной и прогрессивной. Это сейчас все любят ворчать на шестиметровые кухни и прогнившие трубы. А в конце пятидесятых годов хрущевки были желанной альтернативой баракам с туалетами во дворе и пресловутым коммуналкам.
Так или иначе это была новая высота жизни советских граждан. Хрущевские микрорайоны – отличный пример реализации масштабной архитектурной концепции. По всей стране сооружались домостроительные комбинаты, выпускающие стандартные панели как горячие пирожки. Как можно больше и как можно дешевле – вот главная идея. Никаких излишеств, только функции. Вполне грамотная и успешно реализованная инициатива, кстати.
И напоследок
Важно, чтобы за тучей предложений мелких архитектурных услуг не терялось понимание настоящих явлений и исторических ценностей. Чтобы за бытовыми стереотипами не потерялась высокая эстетика новых концепций.
Потому что с архитектурой и ее развитием в историческом и технологическом контексте ничто не может сравниться. Это удивительный мир искусства, инженерной мысли, психологии, технологий и много чего другого.