Достойной альтернативой графическим ускорителям GeForce 8800GTS и GeGorce 9800GTX от NVidia от легендарного канадского производителя в 2008 году стал ATI Radeon HD 4850. Этот видеоадаптер по техническим спецификациям практически ничем не отличался от своих прямых конкурентов, а стоимость у него была существенно меньше. В итоге компания Nvidia была вынуждена пересмотреть свою ценовую политику и сделать продукцию более доступной. Как результат, у покупателей появилась возможность купить мощную видеокарту по более доступной цене как от ATI, так и от NVidia.
Предыстория продукта
После выхода графических карт серии Radeon HD 3000 канадская компания ATI практически полтора года не представляла обновленных продуктов. К такой паузе привел экономический кризис 2007 г., и, как результат, существенно снизился спрос на производительные графические решения. В конечном итоге старые владельцы были вынуждены продать второго по величине разработчика и производителя видеочипов, и в качестве покупателя выступила компания AMD. Именно на этой волне и стартовали продажи ATI Radeon HD 4850 и более производительного варианта данного решения — это HD4870. Стоимость на фоне прямых конкурентов из «зеленого» лагеря у них была ниже, а уровень производительности в большинстве приложений - практически идентичный.
На чипе видеоускорителя был еще нанесен логотип ATI Radeon HD 4850. Драйвер серии «Каталист» тоже изначально имел логотип канадского производителя. Но затем, по мере обновления программного обеспечения, его уже заменили на AMD. В итоге в дальнейшем этот продукт стал уже называться AMD Radeon HD 4850.
Ниша решения
ATI Radeon HD 4850 был построен на основе одного из наиболее производительных полупроводниковых видеочипов 2008 года. Соответственно, технические спецификации ему позволяли на тот момент решать практически любые задачи. Как результат, он был ориентирован на использование в составе наиболее производительных игровых компьютеров того времени или графических станций. Также теоретически его можно было задействовать в составе и рабочих станций или мультимедийных ПК, однако в этом случае его возможности использовались далеко не полностью, и такой подход с экономической точки зрения стал не совсем оправданным. Для таких систем были представлены менее производительные продукты с более низкой стоимостью.
Комплектация
Комплектация у этого продукта была следующей:
Сама видеокарта с установленной системой охлаждения.
Руководство по эксплуатации, дополненное гарантийным талоном.
Компакт-диск с дистрибутивами, драйвером и прочим специальным программным обеспечением.
Некоторые производители для дополнительного стимулирования продаж этого продукта заменяли привычную картонную коробку на металлический кейс. Это указывало на его премиальность. Большого распространения подобная практика не получила, но сам факт все же необходимо отметить.
Режимы работы
Базовый режим функционирования данного продукта — это единичная видеокарта в составе ПК. Но данное решение также поддерживало и фирменную технологию ATI, которая называлась «Кроссфайр». Суть ее заключается в том, что в несколько слотов PCI Express формата 16Х устанавливается несколько графических акселераторов (обычно их в таком случае 2 или 3). Они дополнительно между собой подключаются специальными переходниками. В результате обработка графической информации разделялась между несколькими видеоакселераторами, и это позволяло получить существенный прирост быстродействия.
Параметры графического ускорителя
Кодовое обозначение кремниевого чипа, лежащего в основе ATI Radeon HD 4850, — RV770 с индексом PRO. Он изготавливался по технологическому процессу 55 нм, который на тот момент был передовым. На данном полупроводниковом кристалле было нанесено 956 миллионов транзисторных элементов. Тепловой пакет же в этом случае был равен 110 Вт. Количество процессоров по сравнению с предыдущими двумя поколениями видеокарт увеличилось более чем в 2 раза: с 320 до 800 штук. Именно данное инженерное решение позволило существенно увеличить быстродействие этого чипа. Также архитектура этих процессоров была переработана.
Второй момент - увеличение численности блоков текстурирования с 16 до 40. А вот количество блоков ROP (операции растеризации) не изменилось и осталось равным 16. Пропускная способность памяти была равна в этом случае 64 Гб/с. Сам же адаптер был оптимизирован на работу с шиной PCI Express в режиме 2.0. Можно его использовать в режиме 1.0, но это снизит быстродействие. Ну а в материнских платах с поддержкой 3.0 «узким местом» будет именно уже графический ускоритель. Поэтому оптимально в этом плане выглядит работа графического ускорителя в сочетании с материнской платой, которая работает строго в режиме PCI Express v. 2.0.
Память
Под использование микросхем оперативной памяти стандарта GDDR3 был заточен ATI Radeon HD 4850. 512Mb — именно такое количество ОЗУ можно было наиболее часто встретить в сочетании с этим кремниевым чипом. Значительно реже встречались и более продвинутые модификации данного решения, которые комплектовались уже 1 Гб ОЗУ. Разрядность же шины памяти в этом случае равнялась солидным даже по нынешним меркам 256 битам.
Практически идентичные параметры были и у старшей видеокарты данной линейки — HD 4870. Но вот только тип памяти в этом случае уже был GDDR5. Это позволяло получить более высокие тактовые частоты памяти и уровень быстродействия. Для сравнения: у HD 4850 это значение было равно лишь 2000 МГц, а у HD 4870 – 3600 МГц.
Драйвера
Сложная ситуация при старте продаж была именно с драйверами. Судя по всему, канадские программисты не успели довести их до идеального состояния, и в результате этого возникали различные ошибки при запуске требовательных игрушек на ПК, оснащенных ATI Radeon HD 4850. Драйвер же в дальнейшем был доработан, и все выявленные огрехи устранили. При этом логотип компании ATI в софте заменили на AMD. Именно такие модификации, по отзывам пользователей, обеспечивали наиболее стабильную работу таких графических адаптеров. Причем на всех основных версиях операционной системы «Виндовс» на тот момент — ХР, «Виста» и «7». Ну и разрядность самого системного софта тоже в этом случае уже не играла ключевой роли, и можно было ставить на 32-битные модификации ОС или даже на 64-разрядные.
Ситуация с разгоном
Разгонный потенциал у этого полупроводникового кристалла являлся достаточно неплохим. Но для выполнения такой операции необходимо было оснастить ПК мощным блоком питания (не менее 750 Вт). Также сам графический акселератор должен быть укомплектован продвинутой системой охлаждения. Поэтому платы с пассивным теплоотводом и базовой системой охлаждения не рекомендовалось разгонять. И лишь только продукты с фирменным набором кулеров можно подвергать этой процедуре. В итоге с использованием утилиты ATI Overdrive можно было получить вместо комбинации 625 МГц (для графического чипа) и 2000 МГц (для ОЗУ) сочетание 685 МГц и 2150 МГц соответственно. Это дополнительные 8-9 процентов быстродействия. Еще больше улучшить такой ускоритель было невозможно. По существу, если преодолеть предел по частоте 700 МГц, то этот ускоритель уже становился прямым конкурентом более старшей модели HD 4870. С точки зрения маркетинга такая ситуация просто недопустима.
Конкурирующие продукты на момент выхода
Видеокарта ATI Radeon HD 4850 на момент своего выхода, как было отмечено ранее, была прямым конкурентом сразу двух продуктов от NVidia. Это GeForce 8800GTS и GeForce 9800GTX. При этом в первом случае паритет между продуктами был как по цене, так и производительности. Причем по быстродействию даже предпочтительнее оказался продукт от ATI. Но это в штатном режиме. В случае разгона решение NVidia компенсировало отставание и нередко даже вырывалось в перед. А вот GeForce 9800GTX с учетом своих технических спецификаций был более производительным видеоакселератором и, как результат, стоил дороже. Разница в быстродействии составляла 7-10 процентов, которые даже разгон не позволял компенсировать.
Ситуация в синтетических тестах
В штатном режиме HD 4850 в синтетическом тесте РС MARK 2006 выдает 12200 баллов. Если его разогнать до частот 685МГц и 2150МГц соответственно, то можно получить дополнительную тысячу баллов. В результате его производительность в этом случае будет оценена уже в 13200 баллов. В свою очередь, GeForce 880GTS в этом случае даже в базовом режиме выдает уже 13500 баллов. Ну а если еще к этому разогнать до 820МГц / 1890МГц, то получим уже 15000 баллов. Как результат, в синтетическом тесте решение от «зеленого» производителя выглядит предпочтительнее. Но к реальной производительности эти виртуальные баллы часто не имеют никакого отношения. Подобные значения лишь показывают высокую степень оптимизации софта. В этом случае драйвер на видеокарту ATI Radeon HD 4850 просто не «заточен» под этот тест.
Возможности в игровых приложениях того времени
Кардинально другая ситуация с игровыми приложениями в плане производительности у любого продукта линейки ATI Radeon HD 4850 Series. Драйвера в этом случае уже играют не настолько важную роль.
Начнем с Enemy Territory Quake War. В этой игре по производительности герой нашего обзора обгоняет даже 9800GTX. У HD 4850 количество выводимых картинок за секунду равно 86. В свою очередь у 9800GTX это значение равно 81, а у 8800GTS – вообще 71. указанные цифры справедливы для режима 1680 Х 1050. При увеличении разрешения до 1920 Х 1200 тенденция сохраняется, и показатели будут уже соответственно равны 72, 66 и 58.
Схожая ситуация и с «Халф Лайф 2». Для первого режима значения будут равны 111, 103 и 89, а для второго — 88, 82 и 71. Немножко изменяется ситуация в Perseus Mandate. Тут лидером уже становится решение 9800GTX с показателями 184 (для 1680 Х 1050) и 149 (для 1920 Х 1200). Показатели HD 4850 равны 162 и 127 соответственно. Ну а 8800GTS практически на равных — 157 и 129.
Практически то же самое и в Call of Duty 4. В этом случае значения 9800GTX равны 82 и 72, для HD 4850 – 79 и 67, и ДЛЯ 8800GTS – 72 и 62. Разница между первым и вторым местом в этом случае незначительная в плане производительности, а вот стоимость у них отличалась существенно.
В Unreal Tournament 3 ситуация снова кардинально изменяется. Лидером снова становиться HD 4850 с показателями 121 (для 1680 Х 1050) и 97 (для 1920 Х 1200). На втором месте - 9800GTX c показателями 117 и 92. На последнем - 8800GTS со 102 и 80 соответственно.
Подобная тенденция сохранялась в большинстве игровых приложений. Чаще всего HD 4850 опережал, пусть и незначительно, своего прямого конкурента в лице 9800GTX. Причем такой расклад справедлив для 70 процентов софта. Ну а в оставшихся 30% лидером был уже 9800GTX. Но при этом необходимо отметить, что разница была не настолько уж и существенной. При этом чип 9800GTX изготавливался по устаревшему на тот момент техпроцессу (65 нм) и имел более высокое тепловыделение (156 Вт). Вот и получается, что более предпочтительной покупкой на тот момент был именно HD 4850.
Особое исполнение данной видеокарты
Инженеры на тот момент еще канадского производителя на достигнутом результате решили не останавливаться. Они выпустили более продвинутую модификацию данного акселератора - ATI Radeon HD 4850 X2. Приставка Х2 указывала на то, что это уже двухчиповая видеокарта. Соответственно, она оснащалась улучшенной системой охлаждения, и ее технические спецификации даже сейчас позволяют решать большинство задач. Также на таких продуктах в обязательном порядке присутствовал 1 Гб оперативной памяти. Стоил такой ускоритель значительно дороже. Единственный минус, который у него был первое время после начала продаж, — плохая программная оптимизация. Не все игрушки «хотели» на нем запускаться. Но дальнейшее обновление софта уже инженерами от AMD решило этот вопрос.
Стоимость
Очень и очень качественным получился ATI Radeon HD 4850. Характеристики его действительно впечатляют, а результаты тестов указывают на высокое быстродействие. Как результат, такой продукт не может быть дешевым и доступным. Но даже находясь в очень непростой экономической ситуации, ATI умудрилась соблюсти баланс цены и производительности и предложить этот акселератор по демократической стоимости 199 долларов. Но это базовая модификация была так оценена. В дальнейшем появились более продвинутые версии, стоимость которых могла достигать даже 320 долларов. Но в этом случае пользователь получал улучшенное решение с качественным теплоотводом и повышенными частотами. Также при этом оставалась возможность, пусть и незначительного, разгона графического ускорителя.
Отзывы
Ключевым недостатком всех решений линейки ATI Radeon HD 4850 Series было слабое программное обеспечение. Достаточно часто драйвера данного продукта приводили к тому, что некоторые игровые приложения нормально не функционировали на подобном аппаратном обеспечении. Это и были «выбросы» из игры, и «зависания», и появление «черного» экрана, хотя сам ПК нормально работал. Именно на это указывали отзывы владельцев такого ускорителя. Но затем, по мере обновления софта, все проблемы решались, и в дальнейшем каких-либо проблем не возникало с ATI Radeon HD 4850.
Драйвер Windows 7 развивался аналогичным образом. Сразу была представлена «сырая» сборка с определенными недостатками, которая затем была доведена уже инженерами AMD до совершенства. Главным плюсом этого продукта стало соотношение "цена/производительность". При стоимости 199 долларов этот продукт мог конкурировать практически на равных с дорогими GeForce 8800GTS или даже с GeForce 9800GTX.
Итоги
Каких-то революционных изменений в нишу графических ускорителей не внес ATI Radeon HD 4850 и его старший брат в лице HD 4870. Это эволюционное изменение продуктов предыдущего поколения, пусть и с серьезной переработкой технических параметров решения. Но появление именно этих решений в премиум-сегменте «встряхнуло» прямого конкурента компании ATI - NVidia. В итоге последняя пересмотрела свою ценовую политику и существенно снизила стоимость на графические ускорители данного сегмента. От этого выиграл лишь конечный потребитель, у которого появилась возможность получить более производительное решение по уменьшенной цене. Причем можно было даже выбрать графическую карту или из «красного» лагеря (то есть ATI/AMD), или из «зеленого» (NVidia).