Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) известен как один из наиболее влиятельных и перспективных фотографов. О его творчестве знает практически каждый человек. Свою деятельность и развитие таланта Максим Петрович начал в конце 19 века, то есть чуть ранее Первой мировой войны. Не только с исторической, но и с профессиональной точки зрения его личность довольно интересна. Его знаменитые серии фото показывают социальные проблемы того времени, что является полезной информацией для современного общества. Кроме этого, также не следует оставлять без внимания тот факт, что благодаря именно его трудам важнейшие события Нижнего Новгорода были официально задокументированы.
Ранние годы
Родился Дмитриев Максим Петрович в 1858 году в знаменитой Тамбовской губернии. Первое образование он получал в церковной школе. Следует отметить, что там он считался одним из наиболее умных и подающих надежды учеников. После успешного окончания церковно-приходской школы он был вынужден самостоятельно зарабатывать деньги на хлеб. Максим любил плести на продажу корзины, что приносило ему основной заработок, а также время от времени он читал псалтырь над покойниками.
Мать юноши, конечно же, хотела для него лучшей жизни и желала дать ему хорошее ремесло. Приложив немало усилий, Максим Петрович стал учеником одного знаменитого фотографа того времени. Так юноша был ознакомлен со светописью и заинтересовался ею, а также получил навыки в вымачивании пластинки для фото в специальной азотной кислоте, обработке, наклеивании и ретушировании фотографий.
Наставник
Как уже было сказано, Дмитриев Максим проходил обучение у профессионального фотографа. М.П. Настюков был не только профессионалом в своем деле, но и занимался предпринимательством. Его работы чаще всего были связаны с императорским домом, национальной архитектурой и фресками.
Благодаря немалым достижениям наставника, юный ученик смог увидеть гравюры и художественные альбомы, которые потрясли весь мир. Это было что-то новое и необычное, чего раньше люди никак не могли увидеть. Все эти фотографии значительно расширили кругозор Максима Петровича и натолкнули на идеи, которые будущий фотограф был готов воплотить в жизнь в ближайшее время.
Кроме того, в мастерской Настюкова Дмитриев познакомился и с прекрасным городом под названием Нижний Новгород. Он узнал о существовании всем известной ярмарки, где была расположена небольшая лаборатория его наставника.
С каждым днем Настюков хвалил своего ученика за тягу к новым знаниям и все новым идеям. Через некоторое время Дмитриев начал обучаться в художественном училище, где он успешно освоил основные правила работы со светом и тенью, а также узнал азы достаточно интересных построений.
Поездка в Нижний Новгород
В долгожданный город отправился в шестнадцатилетнем возрасте Максим Дмитриев. Нижний Новгород стал для него любимым городом, так как его творческий талант по-настоящему проявился именно там. Настюков теперь уже точно был готов разрешить ему работать в своей лавке на той самой ярмарке, о которой Дмитриев раньше мог только мечтать. Для того, чтобы попасть сюда на работу, ему пришлось приложить немало усилий, но все же это желание не угасало в нем в течение всего этого времени. Теперь же его основная цель достигнута, и Максим Петрович наконец-то может осуществить все идеи, накопленные за долгое время.
В Нижнем Новгороде Дмитриев повстречался с Карелиным - известнейшим фотографом и лауреатом множества местных и международных выставок. Через три года усиленной работы в фотопавильоне наставника Максим прекратил с ним работу и теперь навсегда переехал в Нижний Новгород для того, чтобы сотрудничать с одним из перспективных учеников Андрея Осиповича Карелина. Молодому фотографу предстояло узнать виртуозную технику и множество мелких деталей фотографии у нового учителя.
Именно в этот период люди узнали, какой на самом деле Максим Дмитриев фотограф. Биография этого человека не раскрывает слишком много фактов, но о том, что он полюбился многим ценителям красивых фото, знают все. Уже через пять лет была осуществлена его вторая важная цель - Максим стал работать в павильоне у самого Карелина. Тут были сделаны уникальные фотографии, которым удивлялись совершенно все местные жители, а также и профессиональные фотографы из других городов.
Альбомы и фотографии
Московским ценителям фотоискусства Дмитриев Максим Петрович представил свое творчество только через десять лет. В 1889 году проходила большая выставка, которая была посвящена юбилею светописи. Тут провинциальный фотограф получил довольно много похвалы от избалованной публики. Ровно 53 работы, выполненные идеально и с учетом каждой мельчайшей детали, составили экспозицию.
Выставка в Париже, где присутствовала фотография арестантов на строительных работах, вызвавшая различные мнения и отзывы у людей, дала понять многим поклонникам его творчества, что действительно Максим Дмитриев - фотограф. Биография будущих лет его жизни не дает усомниться в его профессионализме.
Через некоторое время уже был создан альбом, в котором собраны снимки людей и огородов, переживавших в то время неурожай. В него входили снимки голодающих людей, работы докторов, а также людей, которые старались как можно больше помочь больным крестьянам.
Нижегородские босяки
Наиболее интересная тема для обсуждения в творчестве Дмитриева Максима - это серия фото, где он показывал некоторых личностей, не имеющих достаточных средств для выживания. Они скитались по разным подвалам, развалинам, причалам или помойкам. Таким образом, фотограф точно запечатлел низший слой общества.
Критика творчества
Как и любой творческий человек, Дмитриев Максим выслушивал критику с разных сторон. Но она совершенно не мешала ему преодолевать все большие вершины и продолжать заниматься любимым делом. В некоторых случаях недовольство, выраженное со стороны, даже подталкивало его на новые идеи. Каждый творец воспринимает критику по-разному, и, к счастью, Максиму Петровичу она пошла только на пользу.
Не раз он был лауреатом фотовыставок, проходящих не только в российских городах, но и далеко за рубежом. Общество признало его гением за столько заслуг, люди всегда верили в фотографа и многие из них практически никогда не сомневались в этом таланте.
Начало войны и последние годы
События 1917 года затронули творчество Максима Дмитриева. Фотограф был вынужден прекратить съемки за пределами павильона, а последующие революционные действия и вовсе положили конец его славе. Но даже несмотря на это, Максим Петрович все же продолжал работать дальше с верой в хорошее будущее.
Уже после окончания военных действий достаточно большое количество фотографий были изъяты из ателье по различным причинам. Из-за этого фотограф лишился единственного заработка, который приносили ему выставки.
Последние годы жизни Максим Дмитриев провел в одиночестве и тишине. В то время он уже не был известен, общество было занято уже другими важными делами, и фотографии когда-то великого фотографа не были столь интересны. Сложную жизнь прожил Дмитриев Максим Петрович. Биография фотографа известна многим людям, а творчество того времени нередко нравится современному обществу гораздо больше, чем нынешние творения.