Для всех без исключения владельцев и руководителей предприятий, организаций или компаний нерентабельность – это самое страшное слово. Это явление свидетельствует о неэффективности предпринимательской деятельности, которая приводит не только к отсутствию прибыли, но и к задолженностям.
Что такое рентабельность и почему она важна?
Показатель рентабельности – самый значимый, так как он иллюстрирует доходность организации. При его анализе специалисты изучают фактические цифры на текущий момент и динамику изменений показателя за предыдущие периоды. Значение определяют отношением чистой прибыли к сумме расходов.
Рентабельное предприятие показывает положительный показатель, то есть его прибыль превышает расходы. Нерентабельность предприятия – это, другими словами, его убыточность. Фактически нерентабельностью называют значение показателя меньше единицы.
Зачем анализировать отрицательную рентабельность?
Строго говоря, отрицательной рентабельность называют условно, подчеркивая неэффективность работы предприятия. Если в ходе анализа экономических показателей обнаружена нерентабельность, это значит, что существуют недостатки в производственном процессе, маркетинговой или управленческой стратегии. Числовое значение отрицательной рентабельности показывает, насколько сложная ситуация в компании, а также наглядно иллюстрирует невозможность дальнейшего функционирования организации в обычном режиме (ведь если расходы превышают прибыль, со временем проблема только усугубляется).
Что такое нерентабельность предприятия по отдельным категориям?
Общее снижение доходности может быть спровоцировано влиянием одного или нескольких факторов. Чтобы выявить «слабые звенья» и выяснить интенсивность их воздействия на общую нерентабельность предприятия, экономисты прибегают к вычислению показателей рентабельности активов, персонала, основных фондов, продукции, продаж, а также многих других категорий.
Их определяют, заменив сумму общих расходов в знаменателе дроби (прибыль/общие расходы) издержками на содержание персонала, стоимостью производственных фондов, себестоимостью продукции.
На что указывает низкая рентабельность продаж?
Отсутствие прибыли от продажи производимой продукции свидетельствует о наличии ошибки в расчете цен. Нерентабельность возникла из-за низкой цены, которая не предусматривает покрытие издержек на изготовление, транспортировку и рекламу товаров.
Повышение значения отрицательной рентабельности пропорционально уровню цен. Если речь идет о показателе минус 20% и меньше, то руководителю стоит серьезно задуматься о внедрении нововведений и радикальных мер. Иначе бизнес придется закрыть.
Та же ситуация наблюдается при вычислении рентабельности производства, однако знаменателем становятся издержки и реализация продукции в денежном эквиваленте.
Не последнюю роль в деятельности любой организации играет персонал. Точнее, он осуществляет наибольший вклад в финансовый успех или крушение предприятия. Рентабельность персонала показывает, насколько окупаются затраты на содержание работников и их рабочих мест.
В случае неутешительных или откровенно низких показателей руководитель вынужден принять меры по сокращению расходов или увеличению продуктивности сотрудников. Экономия может быть достигнута за счет уменьшения выплат (премий, бонусов, вознаграждений) или увольнением части штата.
Вместе с тем, повышение квалификации персонала, введение строгой дисциплины, совершенствование системы мотивации способны довольно быстро повысить ключевые показатели.
Нерентабельность – это тревожный сигнал для инвесторов
Вкладывая средства в развитие предприятия, инвестор предполагает впоследствии получить определенную прибыль. По условиям соглашения, ему предоставляют достоверную информацию о неудачном хозяйствовании и денежных проблемах владельца организации.
Так как нерентабельность – это отрицательная прибыль, то стоимость акций предприятия скоро очень уменьшится. Большинство опытных инвесторов не дожидаются ухудшения ситуации и выводят средства из проекта.
Вместе с тем, в некоторых случаях имеет смысл подождать выравнивания и стабилизации котировки акций: например, при временной нерентабельности, которая исчезнет при сокращении потерь и расходов.