Для определения и цифрового выражения состояния экономики любого государства применяется множество различных индексов. К ним относят и общие уровни цен. Этот агрегированный показатель в процессе анализа помогает сформировать представление об изменении состояния экономики с течением времени, а также получить четкое представление об инфляции, уровни жизни населения, состоянии отдельных отраслей хозяйства. Ниже рассмотрены методы его расчета и принципы анализа, а также факторы влияния и некоторые особенности.
Определение понятий и методы расчетов
Цена – это количество денежных единиц, за которые продавец готов отдать одну единицу своего товара. Средневзвешенное значение достаточно легко получить при любом количестве однородного товара. Когда же речь идет о планировании и анализе экономики целой страны, то имеет место необходимость рассмотрения огромного количества разнообразных товаров и услуг, стоимость которых нужно учесть. В таком случае для объединения применяется специальный показатель. Общий уровень цены определяет среднее значение стоимости товаров и услуг в экономике на разнообразные товары. Чтобы привести значения в соответствие один к другому, иными словами нивелировать разнородность, их обычно уравновешивают. Это делают либо по количественному показателю, либо по стоимостному, применяя методы расчета, которые называются индексом цен Пааше или Лайспейреса. Первый показывает уровень удешевления или удорожания товаров в базисном периоде. Второй отражает степень изменения цены базисного периода в связи с повышениями или снижениями в отчетном.
Сфера применения и тонкости анализа
Уровни цен рассчитываются как для всей экономики в целом, так и по отдельности для ее отраслей. Например для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального комплекса и т.д. Для анализа внешнеэкономической деятельности рассчитывают уровни цен на экспортируемые и импортируемые товары. В этом случае не учитывают цены внутреннего рынка, т.е. те, которые установились на внутреннем рынке государства. Самым главным принципом анализа является рассмотрение значений показателей во времени. Иными словами более существенными являются не цифровые значения, а тенденция их изменений.
Дефлятор ВВП
Самый распространенный показатель, который используется для того, чтобы проанализировать уровни цен, рассчитывается простым делением номинального ВВП на реальный. Исходя из составляющих формулы, он и называется дефлятором ВВП. Расчет производится для нескольких периодов и отражает уровень цен. Инфляция в данном случае неизбежно будет иметь место, в связи с постоянным ростом стоимости товаров и услуг, а также увеличением денежной массы в обороте. Для полноценного анализа необходимо сравнивать показатели нескольких предыдущих периодов и делать поправки на нормальный уровень удорожаний. Расчеты обычно производятся государственными органами статистики. Значения выражают для удобства восприятия и анализа не в денежных единицах, а в процентах.
Дефлятор расходов на личное потребление
Также часто общий уровень цен рассматривают с помощью показателя, который рассчитывается как соотношение номинальной величины расходов домашних хозяйств на конечное потребление к их реальному размеру. Это называется дефлятором расходов на личное потребление. При этом номинальная величина стоимости берется в текущих ценах, а реальная – в постоянных. Отличительной особенностью этого показателя является то, что он не восприимчив к изменениям предпочтений конечного потребителя, основанных на переходе от более дорогих товаров к более дешевым аналогам.
Индекс потребительских цен
Самым понятным для широких масс является третий показатель. Его называют индексом потребительских цен. В этом случае рост уровня цен рассчитывают исходя из изменений стоимости так называемой «корзины». В нее входят продукты питания, необходимые человеку для полноценной здоровой жизни, предметы первой необходимости и личной гигиены, одежда и обувь. Все остальные составляющие варьируются в зависимости от уровня жизни. В некоторых странах учитывается только самое необходимое, а в других – отдых и развлечения помимо прочего. Этот показатель в совокупном рассмотрении с уровнем дохода среднестатистической семьи позволяет получить четкое представление об уровне жизни, об изменении цен и его влияние на жизнь населения государства. Рассчитывается он также простым соотношением значений базового и отчетного периодов.
Факторы влияния
Существует множество как постоянных, так и переменных обстоятельств и явлений, которые воздействуют на уровни цен. Товары и услуги на внутреннем рынке страны меняют свою стоимость, очень остро реагируя на:
- Мировые колебания цен, не связанные с внутренней деятельностью государства. Максимально это отражается на стоимости энергоносителей (нефть, газ), а также продуктов первой необходимости (сахар, зерновые, жиры), и на товары, производство которых с ними связано.
- Нестабильная политическая ситуация внутри страны (революции, народные волнения, постоянная смена власти и т.п.).
- Непредсказуемые природные катаклизмы, которые влекут за собой потери урожаев, разрушения и прочие негативные последствия.
- В зависимости от экспортной или импортной зависимости государства, на общий уровень цен внутри страны могут также повлиять вышеперечисленные факторы в тех государствах, с которыми установлены наиболее тесные внешнеэкономические связи.
- Наличие и результативность работы антимонопольного законодательства, регулирование государством ценообразования на потребительскую корзину либо полное отсутствие такого вмешательтва.
Кроме того, при анализе следует учитывать, что чем выше показатель общего уровня цен, то тем большее количество денег требуется конечному потребителю. Исходя из этого номинальный спрос на деньги всегда будет меняться пропорционально общему уровню цен.