Лучшие сочетания цветов. Цветовой круг. Палитра цветов

Дизайнеру в цифровую эпоху, конечно, не нужно ограничиваться цветами, которые можно получить из красок, чернил или других пигментов, хотя из подхода к колеру в произведениях изобразительного искусства тоже можно многое извлечь. Человеческий глаз может различать миллионы различных оттенков, но иногда даже сочетание двух цветов может оказаться сложной задачей.

Удивительные свойства цвета

Это происходит потому, что выбор оттенков для дизайна весьма субъективен и требует определенных знаний. Так что же делать дизайнерам, которые хотят составить красивую цветовую палитру, способную сделать клиента счастливым? Хотите вы этого это или нет, но лучшие сочетания цветов выходят за рамки просто личных предпочтений, так как они обладают удивительной способностью влиять на настроение, эмоции и восприятие, приобретать культурное и персональное значение и привлекать внимание – как сознательно, так и подсознательно.

Задача дизайнеров и маркетологов состоит в балансировке комплексных функций оттенков для создания привлекательной и эффектной палитры сочетания цветов. Вот здесь и пригодится базовое понимание теории цвета. Она может помочь понять, какие тона хорошо сочетаются (или нет) и какой эффект создадут различные комбинации в рамках данного дизайна.

лучшие сочетания цветов

Цветовой круг: сочетание цветов

В школе на уроках рисования дети проходят эту тему, поэтому каждый, наверное, знаком с его урезанной формой: красным, желтым и синим основными тонами. Традиционный цветовой круг состоит из 12 тонов и часто используется художниками. Это простой визуальный способ понять взаимоотношения цветов.

Основная задача, которую выполняет цветовой круг, – сочетание цветов. Смешивание базовых или первичных оттенков (желтого, синего и красного) образует вторичные: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Комбинация их с основным тоном позволяет получить третий уровень круга – третичные цвета. К их числу относятся красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый и фиолетово-красный. Первичные и вторичные тона являются частью видимого спектра, или цветами радуги. Их порядок легко запомнить с помощью мнемонической фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Такой способ понимания цвета известен как субтрактивная модель, которая заключается в смешивании пигментов, таких как краски или чернила, и используется как в традиционном цветовом круге, так и в системе CMYK, применяемой в полиграфическом оборудовании. Она отличается от аддитивной модели, которая заключается в смешивании света разной частоты (например, на экране компьютера или телевизора), состоящего из другого набора основных цветов: красного, зеленого, синего (RGB).

В графических редакторах используется другая версия цветового круга. Любой оттенок можно выбрать, используя его шестнадцатеричный код.

цветовой круг сочетание цветов

Терминология

Перед составлением палитр необходимо освоить терминологию, которая поможет понять различные типы оттенков:

  • цветовой тон – синоним цвета и традиционно относится к одному из 12 цветов;
  • яркость: степень удаленности цветового тона от черного цвета;
  • светлота: близость тона к белому цвету;
  • насыщенность – интенсивность или чистота цвета (чем ближе оттенок приближается к серому, тем менее он насыщен).

Лучшие сочетания цветов

Из цветового круга можно выделить ряд классических палитр, использовавшихся художниками на протяжении многих веков. Для большинства дизайнерских решений из этих схем должен быть выделен один доминирующий цвет – по количеству его использования или по его выделению из других тонов – одного или нескольких акцентов:

1. Монохромная схема: использование различной яркости, светлоты или насыщенности тонов одного цвета в диапазоне от светлого до темного. Пример удачного монохромного сочетания – красный с черным и белым. Эта схема обеспечивает тонкий и консервативный дизайн. Синий с белым – классическая комбинация китайского фарфора IX в. и французского текстиля XVIII в.

сочетание фиолетового

2. Аналогичная схема: цвета, расположенные бок о бок на цветовом круге. Является универсальной, и ее легко применять при разработке проектов. Примером может служить сочетание фиолетового с сине-фиолетовым.

3. Дополняющая схема: используются тона, расположенные в противоположных концах цветового круга. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Комплементарные цвета обладают высокой интенсивностью и контрастностью, но их сложно применять гармонично и сбалансированно в их чистом виде, т. к. они могут легко столкнуться в дизайне.

4. Сплит-комплементарная схема: любой тон цветового круга плюс два цвета, граничащие с его дополнением. Например, желтый с зеленым и красно-фиолетовым. Эта схема также обладает сильным визуальным контрастом, хотя и более слабым, чем предыдущая. Обеспечивает лучшие сочетания цветов для новичков в дизайне, так как ее сложно испортить.

5. Триадная схема: любые три тона, равномерно распределенные на цветовом круге. Обеспечивает довольно яркие сочетания, даже если тона бледные и ненасыщенные. Для успешного использования необходимо добиться полного баланса – один цвет должен стать доминирующим, а два других – акцентами.

6. Тетрадная, или двойная комплементарная: состоит из двух комплементарных пар. Данная схема чрезвычайно привлекательна, но более сложна в применении, чем одна пара дополнительных цветов, т. к. большее число тонов сложнее сбалансировать. При использовании этой схемы следует выбрать один цвет в качестве доминирующего и регулировать насыщенность, яркость и светлоту оттенка некоторых или всех тонов, чтобы они обеспечивали лучшие сочетания цветов в разных частях дизайна.

красный с черным

Вдохновение

В дополнение к комбинациям цветового круга природа предлагает множество готовых решений гармоничных цветовых схем.

Варианты сочетания цветов включают учет их температуры (горячие или холодные), насыщенности (яркие тона часто выглядят молодо, в то время как бледные – винтажно), настроения (яркие и веселые, темные и серьезные), темы (местоположение, сезон, праздник) и других качеств.

Другой замечательной техникой поиска цвета может стать обращение за вдохновением к различным историческим периодам и художественным течениям: теплые, светлые тона импрессионистов; яркие, неожиданные комбинации постимпрессионистов; мягкие, землистые цвета стиля модерн; яркие, смелые оттенки поп-арта.

сочетание цветов и оттенков

Психология цвета

Цвет окружает нас. Понимаем мы это или нет, но он играет большую роль в нашей повседневной жизни. Вы видели на дороге сегодня оранжевый или желтый дорожный знак? Он неспроста привлек внимание. Цвет имеет удивительную связь с нашими настроениям и эмоциями.

Но не все ощущают цвет одинаково. Смысл и символика, которые у нас ассоциируются с разными тонами, очень зависят от влияния культурных и социальных групп, к которым мы принадлежим. Вот некоторые общие значения, связанные с основными цветами в западной культуре.

Красный

Этот цвет передает множество различных идей в зависимости от контекста. Ассоциируясь с огнем, он может символизировать тепло или опасность. Поскольку красный – это цвет крови, он считается энергичным, живым тоном, поэтому связан с сердечными делами, а иногда и с насилием.

Альтернативные значения: в некоторых восточных культурах красный символизирует удачу и процветание и является цветом, который носят невесты в день свадьбы. Во всем мире красный ассоциируется с различными политическими движениями и символизирует революцию.

В брендинге: часто обозначает силу, уверенность и власть и является очень заметным.

Оранжевый

Также являясь цветом огня, оранжевый сочетает теплоту красного с бодростью желтого и символизирует активность, энергию и оптимизм. Кроме того, связан с урожаем или осенью.

Альтернативные значения: в Индии шафран, который обладает желтоватым оттенком оранжевого, считается священным. В Японии цвет символизирует любовь.

В брендинге: часто представляет молодость и творческие способности. Золото, которое также является оттенком оранжевого или желтого цвета, символизирует роскошь и высокое качество.

Желтый

Как цвет солнца, он часто символизирует счастье, жизнерадостность, дружелюбие и свежесть весны. Кроме того, в определенных контекстах он может передавать сигнал предупреждения или предупреждать об осторожности. Некоторые вариации (особенно ненасыщенный и с зеленоватым оттенком) выглядят болезненными или неприятными, что не удивительно, т. к. исторически желтый иногда ассоциируется с болезнью и карантином.

Альтернативные значения: в некоторых восточных и азиатских культурах желтый ассоциируется с высоким происхождением или статусом. В некоторых частях Африки и Латинской Америки этот тон является традиционным цветом траура.

В брендинге: чистый или ярко-желтый тон привлекает внимание, но может вызывать тревогу или даже быть плохо заметным (например, белый текст на ярко-желтом фоне или наоборот), если его использовать неосторожно.

Зеленый

Это цвет природы, растительности и роста. Он часто символизирует здоровье, свежесть, или природные качества. Темно-зеленый может представлять богатство и стабильность.

Альтернативные значения: среди культур, исповедующих ислам, зеленый является священным цветом. Также он ассоциируется с Ирландией, Днем святого Патрика и счастливым четырехлистником.

В брендинге: бренды или товары, представляемые как «зеленые» (натуральные, здоровые, экологически чистые, органические и т. д.), часто используют природные цвета, такие как зеленый и коричневый.

Голубой

Цвет моря и неба, он часто символизирует мир и чистоту. В отличие от более энергичных и теплых тонов, голубой воспринимается как успокаивающий. В некоторых случаях он может представлять печаль или депрессию.

Альтернативные значения: в ближневосточных культурах голубой традиционно защищает от зла. Из-за своей ассоциации с небом, во многих культурах цвет символизирует бессмертие и духовность.

В брендинге: голубой широко используется и является одним из наиболее универсальных цветов. Обычно он символизирует надежность, безопасность и стабильность. Тон особенно популярен в корпоративных контекстах, поскольку воспринимается как обладающий серьезными, консервативными и профессиональными качествами.

Фиолетовый

Традиционно ассоциируется с благородством, величием или честью. Таким образом, он обладает духовными, мистическими или религиозными коннотациями.

Альтернативные значения: во многих культурах по всему миру сочетание фиолетового символизирует знать или богатство, однако в Таиланде и некоторых частях Южной Америки ассоциируется с трауром.

В брендинге: тёмные оттенки фиолетового часто являются символом роскоши, а более светлые и яркие популярны у женщин и детей.

Черный

Подобно красному, у этого цвета есть множество (порой противоречащих друг другу) значений. Он может представлять власть, роскошь, изысканность и эксклюзивность. С другой стороны, черный символизирует смерть, зло или тайну. В одежде является символом формальности или траура и скорби (так как траур традиционно носят на похоронах).

Альтернативные значения: в некоторых странах Азии и Латинской Америки черный считается мужским цветом. В Египте он означает второе рождение. Во многих культурах цвет ассоциируется с магией, суеверием или невезением, а также с необъяснимым или неизвестным.

В брендинге: черный настолько широко используется, что почти стал нейтральным, хотя он может символизировать вышеперечисленное в зависимости от контекста. Многие дизайны просто черно-белые (осознанно или просто для экономии на цветной печати).

Белый

Как цвет света и снега, белый часто символизирует чистоту, невинность, добро или совершенство (традиционно его носят невесты), но также означает строгость или стерильность.

Альтернативные значения: в Китае белый – цвет траура. Во многих культурах он обозначает мир – белый флаг является универсальным символом перемирия или капитуляции.

В брендинге: белый часто коммуницирует простоту, чистоту или современность. Дизайнеры, ищущие эстетику минимализма, часто используют много белого.

палитры сочетания цветов

Цвет в дизайне

Подобрать сочетание цветов – это больше, чем выбрать два или три оттенка и распределить их в равных пропорциях по всему дизайну. Эффективное их применение имеет много общего с балансом, и чем больше тонов используется, тем сложнее его достичь.

Проще всего эта концепция воплощается путем разделения выбранных цветов на превалирующие и акценты. Доминирующий тон будет наиболее видимым и наиболее часто используемым в дизайне, в то время как один или несколько акцентов будут его дополнять и балансировать. Обращение внимания на взаимодействие цветов – наличие или отсутствие контраста, как смотрятся расположенные рядом тона, какое настроение создает сочетание цветов и оттенков и т. д. – поможет точно подобрать идеальную палитру для целей дизайна.

Общепринятым правилом использования основной трехцветной палитры является правило «60-30-10». Такой подход часто используется в оформлении интерьеров, но также может эффективно применяться и для веб-дизайна или печати. Достаточно уделить доминирующему цвету 60 %, а двум акцентам отдать оставшиеся 30 % и 10 %. Хорошим примером, поясняющим это правило, является мужской костюм: на пиджак и брюки приходится 60 % цвета одежды, рубашка занимает 30 %, а галстук – оставшиеся 10 %. Все вместе обеспечивает сбалансированную, элегантную внешность.

Еще одним способом сохранить простоту и равновесие палитры является использование яркости и светлоты (или более светлых и более темных версий выбранного тона). Таким образом можно расширить выбор цвета без подавляющего дизайн разнобоя.

сочетание двух цветов

Цвет в маркетинге и брендинге

Узнаваемость бренда сильно зависит от цвета. Достаточно подумать о «Кока-Коле», «Фейсбуке» или «Старбаксе», и будет несложно вспомнить тона, с которыми эти бренды ассоциируются.

Исследование, проведенное в Университете Виннипега, показало, что первоначальные суждения людей о продукции в значительной степени основаны на цвете (60–90 % оценки). Это означает, что тон в дизайне – не только художественный выбор, но и важнейшее бизнес-решение, которое затрагивает все – от восприятия потребителями бренда до реализации продукции.

Однако при выборе цветовой схемы для логотипа не обязательно придерживаться традиций, символики или стереотипов. Здесь нет защиты от дураков или быстрых правил. Важнее то, как тон используется в дизайне и гармонирует с рыночным контекстом бренда и его характером.

RGB против CMYK

При работе над печатным проектом монитор компьютера не может отображать цвета так, как они будут выглядеть на бумаге. То, что вы видите, не является тем, что вы получите, потому что цифровые мониторы и принтеры используют две различные системы: RGB и CMYK. Первая относится к маленьким точкам красного, зеленого и синего света, которые объединяются, чтобы сформировать видимые цвета на экране; вторая же означает голубой, пурпурный, желтый и черный тона для создания цветных отпечатков. Поскольку RGB использует более широкий спектр, чем CMYK, некоторые дизайнеры изначально создают проект печати в RGB для сохранения большего числа вариантов цвета и конвертируют готовый дизайн в CMYK перед печатью.

По этой причине им необходим инструмент, обеспечивающий стабильный цвет при работе с обеими системами – например, при разработке логотипа для веб-сайта и его печати на визитке. Одной из таких систем является Pantone Matching System (PMS). В ней тона могут быть сопоставлены для веб-сайтов и печати (а также для различных типов печатных поверхностей), чтобы обеспечить одинаковый вид.

подобрать сочетание цветов

Цвет: понять, исследовать и любить его!

Дизайнеры специализируются на изучении теории цвета, психологии или нейробиологии – сложных предметах, которые находятся на стыке искусства и науки. Но это является частью того, что делает эту профессию таким интересным и таким эффективным инструментом на рынке. Хотя это руководство только очерчивает базовые направления, есть надежда, что оно поможет производить более обоснованный и более эффективный выбор цвета для личных или профессиональных проектов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.