Николай Гедда – один из наиболее известных мировых оперных певцов-теноров. Его блестящее, идеальное исполнение самых различных партий классического репертуара, начиная от лирических и драматургических опер и кончая трогательными романсами и русскими народными песнями, заслуженно снискало ему репутацию настоящего вокального мастера.
Детство
Николай Гедда родился в 1925 году в Стокгольме. Его мать была шведкой, а отец – наполовину русским. Родительница маленького Коли вышла замуж во второй раз. И отчим мальчика был прекрасным певцом. В эмиграции он пел в казачьем кубанском хоре, а потом был псаломщиком в православных церквях в Лейпциге и Стокгольме. Именно он стал первым учителем и наставником будущего тенора.
Мальчик пел в церковном хоре. Именно тогда он, по его собственным воспоминаниям, понял и осознал, что наделен несомненным музыкальным даром. Тогда Николай Гедда почувствовал в себе любовь к музыке и абсолютный слух. Однако трудная жизнь семьи не позволила ему профессионально заняться разработкой голоса. Вернувшись в 1934 году на родину, он окончил гимназию и стал обычным служащим, вынужденным зарабатывать себе и своей семье на хлеб.
Обучение
В годы войны он работал на почтовой службе и в лесу, помогая отчиму рубить деревья. По воспоминаниям артиста, в его обязанности поначалу входила упаковка посылок. Потом он был ответственным за заготовку дров. Тем не менее это были очень важные для него годы, потому что именно тогда в нем окончательно окрепла любовь к музыке. И он решил стать профессиональным певцом. Большое значение для него имело прослушивание выдающихся теноров современности. Николай Гедда наслаждался звучавшими по радио голосами Х. Росвенге, Джильи, великолепное исполнение которых подтолкнули его заняться собственным вокалом.
Поначалу он брал уроки у латышской певицы М. Винтере. Но, по признанию певца, она не развила в нем необходимую ему технику. Зато обучение у М. Эмана имело для него принципиальное значение. Последний не только научил его правильно управлять голосом, но и в буквальном смысле ввел его в современный музыкальный мир. Благодаря ему тенор Николай Гедда стал получать специальную стипендию. Она позволила ему оплачивать уроки и больше времени уделять музыке. Впоследствии он поступил вольнослушателем в Музыкальную академию.
Первый успех
В начале 1950-х годов шведский оперный певец Гедда получил первое признание в музыкальном мире. Поначалу он получил партию самозванца в опере «Борис Годунов». Затем его пригласили петь в «Дон-Жуане». Последняя работа имела колоссальный успех. Публика и критика были единодушны в мнении о том, что молодой певец идеален в моцартовском репертуаре. На нового исполнителя сразу обратили внимание ведущие театры мира и знаменитые композиторы. Так, К. Орф незамедлительно предложил ему исполнить партию в последней части своей трилогии «Триумфы», что окончательно закрепило первый успех.
Рост карьеры
В 1950-х годах Николай Гедда, биография которого является предметом нынешнего обзора, выступает на ведущих европейских сценах. Он много гастролирует, поет на ведущих музыкальных фестивалях. К этому же времени относится его выступление в "Метрополитен-опера", которое положило начало его постоянному сотрудничеству с этим театром на протяжении двадцати сезонов. Тогда же он познакомился с известной русской вокалисткой П. Новиковой, у которой брал уроки. По его словам, ее опыт имел для него огромное значение. Следующим успехом исполнителя стала партия в опере «Манон». Она оказалась триумфальной для певца. На этой сцене он спел свои самые знаменитые партии как французских, так и итальянских композиторов.
Русский репертуар
Важное место в его творчестве занимала русская музыка, как классическая, так и народная. «Вечерний звон» в его исполнении – одно из самых образцовых соло в мировом репертуаре. Его мягкий теплый тенор идеально соответствует музыке и стихам этой прекрасной песни. Певец особенно ценил партию Ленского, которую блестяще исполнил в СССР. По словам солиста, его привлекал в этой роли лиризм, соединенный с глубоким драматизмом образа. Также он блестяще исполнил на русском языке главную партию в опере «Пиковая дама». Здесь необходимо отметить, что певец прекрасно владел русским. Вообще он знал семь языков, что позволяло ему с легкостью петь партии в самых разных репертуарах.
Особенности исполнения
В творчестве певца соединились традиции трех школ. Русские корни и прекрасная подготовка под руководством Устинова позволили ему с легкостью исполнять песни и партии из музыкального репертуара композиторов нашей страны. В Советском Союзе его талант был по достоинству оценен. Его исполнение Чайковского получило восторженные отзывы. Он хорошо пел и народные песни, например, «Вечерний звон». Второй музыкальный пласт в его творчестве – это техника bel canto, которая является основой оперного исполнения.
Манера пения в данном стиле была идеальной и безукоризненной, музыкальная линия - безошибочной и непрерывной, на что справедливо обращали внимание многие критики. Они называли эту способность тенора преимуществом перед другими исполнителями. Наконец, третий пласт – это великолепная драматургическая школа, позволявшая ему с легкостью исполнять так называемые «тяжелые» партии. Доказательством признания его таланта являются многочисленные награды и звания. Н. Гедда является автором интересных воспоминаний, в которых он подробно анализировал свой творческий путь и вдумчиво осмыслил свою карьеру оперного певца.