Велика роль народной сказки в творчестве наших писателей XVIII – начала XIX века и А. С. Пушкина в частности. Стихия народной песни, былины и сказки пронизывала жизнь крестьянина от рождения до смерти. И эта область народной поэзии окружала А. С. Пушкина с детства. Свои сказки поэт писал на протяжении не менее 20 лет.
Связь А. Пушкина и народной поэзии
У Пушкина это были не пассивные пересказы сюжетов, не просто занимательные приключения героев с любовной интригой, а введение в них социальных вопросов. Примером являются жадный поп и его сметливый батрак. Они рассказывают об идеальных нравственных нормах поведения («Сказка о мертвой царевне»). От народных все сказки А. С. Пушкина отличаются прежде всего стихотворной речью. Одни, более ранние, написаны подлинным народным языком, когда поэт становится похож на народного сказителя.
Другие, более поздние, сказки А. С. Пушкина пишутся литературным стихом, хореем. Он вместе со сказителями, видоизменяя сюжеты, вводя новых героев, что-то заимствуя из фольклора других стран, создает новую русскую сказку, однако сохраняя ее национальный колорит. Ничего подобного более никто не написал. Почти все сказки взрослые знают с детских лет, возвращаясь к ним вновь, когда подрастают их собственные дети и внуки, но только углубленный анализ может вскрыть то, что прячется за сюжетом.Самая страшная сказочная история
В какой из сказок Пушкина мы найдем столько смертей? Как актуально звучит сказка о царе Додоне во все времена! Фантасмагорическая картина гибели империи и исчезновения династии написана в 1834 году. В конце этой истории остаются груды мертвых тел, которые и похоронить некому. Одно воронье кружит над ними. В выдумке содержится намек и урок оставшимся в живых: не допускайте войны, в особенности братоубийственной.
Потеря контроля над ситуацией
Смелый и задиристый царь Додон смолоду всегда нападал на соседей. Никого не жалея, он вел захватнические войны. Постарев, властитель устал и захотел покоя. Но не тут-то было. Соседи, почувствовав слабость государя, стали нападать на него со всех сторон. Старый правитель не знал, как оградить свою страну от набегов.
Поэтому он обратился за помощью к мудрецу-астрологу. Этот шаг, как выяснится впоследствии, оказался роковым.Чудо-птица
Сначала все, кажется, идет прекрасно. Царь Додон получил в подарок волшебного золотого петушка. Эта птица оповещает не просто о том, что кто-то из врагов нарушил границы, а, поворачиваясь в нужную сторону, громко сообщает, с какой стороны будет нападение. Так монарх успевал послать свои войска за пределы страны и не допустить грабежей у себя в царстве. Все теперь знали, что это государство не допустит дерзости и даст своевременный отпор. Мирно и спокойно потекла жизнь.
Результат, полученный в конце жизни
Бурная молодость, которую провел неумный царь Додон, ничему его не научила. Он не стал заключать с соседями мирные договоры или торговать, а только громил чужие войска. Никакого покаяния за грехи молодости правитель не испытывал. Он не изменился к старости, радуясь каждой победе своего войска. Ленивый и нерадивый, он считал, что он всегда прав в любой ситуации. На протяжении всей сказки его характер не меняется.
За кулисами помощи мудреца
Когда царь Додон оказался в тупике, то скопец-мудрец, вынув из мешка птичку, помог царю исправить положение таким образом, что сам монарх не тратил никаких сил и не прилагал для этого умственных усилий. Страж столицы, петушок, волшебным образом собирал всю информацию и не замолкал до тех пор, пока воеводы не будили царя и не отправлялись в поход.
Но жители столицы очень боялись криков волшебной птицы, потому что за ними стояли сражения и смерти. Правителю, чтобы жить безмятежно и спать, переворачиваясь с боку на бок, надо было успокоить народ. Практически для жизни страны он не был нужен. Требовались только астролог, вещий петушок и воеводы, которые сражались с врагами. Или даже еще меньше – петушок и его хозяин-мудрец, который и сам мог дать указание военным начальникам. Царю оказывался почет, но фактически он был бесполезен. Так описан царь Додон. Пушкин, следуя народной традиции, не изменил царский характер в лучшую сторону.Золотой петушок
Кроме мудреца, мыслей которого читатель не знал и которые так и остались тайной, представляет загадку и золотой петушок, птица яркая, сияющая и солнечная. В славянских поверьях петухи могут отпугивать нечистую силу. Их вышивали как оберег или ставили над коньком крыши для этих же целей. Эта добрая птица, которую в конце концов заставил отомстить за смерть хозяина царь Додон. Золотой петушок, увидев, что царь за добро отплатил звездочету злом, слетел с флюгера, клюнул царя в темя и улетел неизвестно куда.
Кто был врагом государства
На самом деле не чужие войска и народы представляли опасность, а именно ничем не ограниченный тиран и его дети. Ведь именно с действий царя в молодости начались кровопролитные войны, которые никак не могли закончиться. Но дав отпор нападениям со всех сторон, тиран зажил год-другой спокойно. И вдруг, испугав всю столицу и повернувшись на восток, закричал петушок. Царь отправил из царства тьмы и мрака к свету с востока во главе войска старшего сына. И стало все тихо. Прошло восемь дней, и, снова также обернувшись на восток, к свету, петушок предсказал беду. На помощь старшему сыну старый монарх отправляет младшего. Проходит еще восемь дней, и снова горе – петушок также кричит, повернувшись к востоку. Тогда сам Дадон ведет третье войско. И что же он видит?
Мертвыми лежат оба сына, которые сражались между собой. Между тем, шатер распахнулся, и оттуда вышла прекрасная девица – сияющая вечерняя заря, появление которой предвещало, что погибнет царь Додон. Пушкин девицу сравнивает с солнцем, а царя – с птицей ночи, и значит, дни его клонятся к закату. Увидев ее, царь забыл смерть сыновей. Он пировал с ней и увез в столицу. Царица волшебным образом обладала властью над всеми мужчинами, и каждый хотел ею обладать: и молодые царевичи, забывшие родство и убившие друг друга, и престарелый царь, и даже скопец, у которого не могло быть интереса к женщинам. И когда правитель убил звездочета-скопца, который затребовал обещанной платы, то весь народ содрогнулся: прекрасная царица не свет и солнце, а сама смерть.Зло коренится в самовластии. Его уничтожают сказочные силы, а как должно быть в жизни? А. Пушкин предложил читателю извлечь урок самостоятельно. Наверное, поэтому последнее двустишие при печати в первой редакции сняли.