Аль-Бухари: биография и труды

Мухаммад аль-Бухари – известный автор сборника хадисов. Скончался, так и не приняв ислам. Его сын по имени аль-Мугират не пошёл по пути отца и стал сторонником данной религии. Он ни разу об этом не пожалел. В данной статье вам будет представлена биография аль-Бухари. Итак, приступим.

Детство и учёба

Аль-Бухари появился на свет в 194 году по Хиджре. В раннем детстве будущий имам потерял зрение. Однако продолжительные и искренние молитвы матери чудесным образом его исцелили. Об избавлении от недуга она узнала во сне. К ней пришёл хазрат Ибрахим и сказал: «Благодаря святым и обильным мольбам Аллах вернул зрение твоему сыну». Утром стало понятно, что данный сон являлся вещим.

Отец мальчика Исмаил был очень образованным человеком. К сожалению, он многому не успел научить сына, так как рано умер. Воспитанием Мухаммада занялась мать. Она тоже была прекрасно образована, поэтому контролировала процесс его обучения. В возрасте 16 лет молодой человек вместе с братом и матерью совершил паломничество в Мекку. Родные будущего имама вернулись домой, а он решил остаться в священном городе на два года. Медина – вот куда отправился в 18 лет Аль-Бухари. Книги, составлением которых занимался молодой человек на могиле Пророка, назывались «Тарих-уль-Кабир» и «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин». Он не прекращал работу даже ночью, так как лунный свет служил прекрасным источником освещения.

Чтобы получить новые знания, имам Аль-Бухари был вынужден много путешествовать. Он ездил в Египет, Сирию и жил в Аравии на протяжении шести лет. Герой данной статьи четырежды посещал Куфу, Багдад и Басру. Порой он мог оставаться в определённом городе на несколько лет. Лишь одно было неизменно – в период хаджа имам всегда возвращался в Мекку.

Учителя

Хадисы аль-Бухари начал изучать и слушать в 205 году. А спустя 5 лет, получив какое-то количество знаний от алимов родного города, отправился в путешествие. Учителей у него было очень много. Сам Мухаммад говорил об этом так: «1080 различных людей надиктовали мне хадисы. Каждый из них был учёным». Но наиболее ценные знания имам получил от двух человек – Али ибн Мадини и Исхака ибн Рахвая. Также аль-Бухари передавал хадисы от своих учеников. Он считал, что предания нужно распространять от людей младшего, среднего и старшего поколения. Только так можно стать учёным по хадисам.

Последователи

Их у имама было великое множество. Около 9000 людей посещали его занятия, основанные на труде «Сахих-аль-Бухари». Чтобы получить уникальные знания из этой книги, странники стекались на уроки имама со всех уголков планеты.

Удивительная память

Аль-Бухари отличался хорошей памятью, сообразительностью и проницательностью. К 7 годам он выучил весь Коран, а к 10 знал больше тысячи хадисов. Услышав предание однажды, мальчик запоминал его и при необходимости мог легко воспроизвести.

Как-то в Багдаде с ним произошёл показательный случай. Люди, которые слышали от других о многочисленных качествах и достижениях имама, решили его проверить. Для этого было выбрано сто разных хадисов. В каждом из них изменили текст и цепочки передатчиков. Затем десять человек прочитали их в таком виде имаму.

Для ознакомления с результатом эксперимента собралось огромное количество народа. После зачитывания каждого предания Мухаммад отвечал одинаково: «Насколько я знаю, это неверно». Как только все хадисы были оглашены, аль-Бухари повторил каждый из них правильно, с соблюдением изменённой цепочки передатчиков. Вот такой феноменальной памятью обладал имам.

Воздержанность

Мухаммад обладал непоколебимой и бесподобной аскетичностью. От отца ему досталось огромное состояние, но, по причине своей щедрости, имам быстро растратил деньги. Оставшись без средств, аль-Бухари ел всего пару миндальных орехов в день.

Имаму много раз выпадал шанс воспользоваться щедростью правителей, но он никогда этого не делал. Однажды Мухаммад заболел. Лекарь, изучив анализы его мочи, выяснил, что аль-Бухари очень долго не употреблял карри. При беседе с больным врач узнал о воздержании имама от этого продукта на протяжении последних сорока лет.

Особые качества

Аль-Бухари (PDF-книги имама на тематических сайтах пользуются популярностью) всегда ставил довольство окружающих людей выше собственного. Это подтверждает случай, произошедший с рабыней. Подойдя к двери комнаты, где сидел имам, она споткнулась. Мухаммад предостерёг её: «Смотри, куда идёшь». Она ответила: «Как же ходить, если нет места?» После этого аль-Бухари вскинул руки и сказал: «Теперь можешь ходить, где пожелаешь, я даю тебе свободу».

Имам всегда обращал внимание на мелочи, которые бы помогли ему добиться большего довольства Аллаха. Подобный случай произошёл с ним в мечети. Стоящий в толпе мужчина нашёл у себя в бороде перышко и бросил его на пол. Это заметил аль-Бухари. Выбрав момент, когда никто за ним не наблюдал, имам поднял перо и положил в карман. Покинув мечеть, Мухаммад его выбросил, осознав, что помог остаться месту поклонения в чистоте.

Ещё один показательный случай произошёл во время совершения имамом зухр-намаза. После его окончания аль-Бухари исполнил нафль. Затем повернулся к товарищам, поднял рубаху и спросил, есть ли там кто-нибудь. Вдруг из-под одежды вылетела оса. Она оставила не теле аль-Бухари семнадцать укусов. Один из товарищей поинтересовался у имама, почему тот не прервал намаз. Знаток хадисов заявил, что испытал от намаза определённое удовольствие и не хотел прерываться из-за такого пустяка.

Непреклонность

Это качество имама прекрасно демонстрирует ситуация с правителем Бухары. Как-то он попросил Мухаммада заняться обучением его детей. Аль-Бухари отклонил просьбу, заявив, что проявляет больше уважения к знаниям, чем к людям. Именно они должны стремиться к их получению, а не наоборот.

Ответ не понравился главе города. Правитель вновь попросил имама отдельно позаниматься с его детьми. Но Мухаммад был непреклонен. Вторичный отказ сильно разозлил главу Бухары. Он приказал выгнать имама из города. Узнав об этом, жители Самарканда сразу отправили аль-Бухари приглашение у них погостить. Но и в этом городе у Мухаммада были неприятели. В итоге знаток хадисов отправился в Хартанг.

Главный труд

На счету имама немало написанных книг. Но особым уважение и почётом пользуется только один сборник хадисов аль-Бухари. В сфере изучения преданий он обладает самым высоким статусом. И называется данный труд «Сахих аль-Бухари».

Никто не знает точную дату начала его составления. Но достоверно известно, что после завершения работы над сборником имам представил его на рассмотрение трёх своих учителей: Ибн Маину (скончался в 233 году), Ибн-уль-Мадини (умер в 234 году) и Ахмаду ибн Хальдалю (скончался в 241 году). Также есть свидетельства, что аль-Бухари занимался составлением сборника на протяжении 16 лет. Это указывает на примерную дату начала работы над книгой – 217 год. Имаму было тогда всего 23 года.

Ещё задолго до того, как увидел свет сборник аль-Бухари, существовало множество книг с хадисами. Мухаммад тщательно их изучил и выяснил, что есть предания как с сильными, так и со слабыми цепочками передатчиков. Это и навело имама на мысль о создании сборника, в который вошли бы только хадисы исключительно с сильным иснадом. Данную идею поддержал его учитель Исхак ибн Рахвай, что укрепило аль-Бухари в своём решении. Дополнительно это желание усилил приснившийся имаму сон. Мухаммад стоял с веером рядом с Пророком и отмахивал от него мошек. Проснувшись утром, знаток хадисов сходил к нескольким толкователям для получения интерпретации ночного видения. Все они ответили ему одинаково: в будущем Мухаммад очистит Пророка ото лжи людей, передающих неправильно понятые предания. Это успокоило имама и придало сил для написания сборника «Сахих аль-Бухари». В него вошли тексты преданий, повествующих о действиях, высказываниях и жизни Пророка.

Важно отметить, что это были исключительно достоверные хадисы аль-Бухари. То есть имам выбирал лишь те предания, которые соответствовали установленным условиям и стандартам. Главным критерием была сильная цепочка передатчиков. За все годы работы над книгой Мухаммад редактировал её трижды. Одни говорили, что имам начинал писать сборник в Бухаре, другие рассказывали про Мекку, третьи заявляли о Басре, а четвёртые видели его за составлением сборника в Медине. Однако сам имам указал истинное место написания книги. Это была мечеть Аль-Харам. Идём далее.

Перед тем как включать в сборник хадисы, аль-Бухари совершал гусль и предавался молитвам. Он просил у Аллаха наставления, совершая два ракаата нафль-намаза. Затем имам досконально рассматривал и анализировал имеющиеся предания, и, только если итог его удовлетворял, хадисы попадали в сборник. Из-за столь тщательного и бережного отношения к текстам у людей складывалось ощущение, что Мухаммад слышал их лично от Пророка.

Название сборника свидетельствует о том, что в него включены только хадисы с сильной цепочкой передатчиков. С другой стороны, аль-Бухари старался объяснить читателям все сложные для восприятия моменты. Поэтому если в предложении присутствовало трудное слово, имам сразу публиковал для удобства массу его значений. В «Сахих аль-Бухари» можно наблюдать мастерское владение Мухаммада передачей хадисов, собранных в восьми главах. Последние делились на темы, подразделённые, в свою очередь, на подзаголовки и известные оригинальным способом их формулирования.

Причины популярности

Почему же сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» особо выделяют на фоне остальных? Почему он пользуется особым уважением? Причины следующие:

  1. Если возникала необходимость приостановки работы над сборником, то аль-Бухари возобновлял её лишь после написания «Бисмиллях». Поэтому данное выражение часто упоминалось на страницах его книги.
  2. В конце каждой главы имам намеренно использовал в предложении слово, которое бы заставляло читателя задуматься и более осознанно подойти к своей главной жизненной цели. Например, сразу после первой части «Сахих аль-Бухари» он включил слово, наводящее на мысли о непродолжительности жизни и о смерти.
  3. Большое значение имам придавал тому, чтобы включить в начало и конец сборника подходящий хадис. Он считал это чрезвычайно важным. Самый первый хадис «Сахих аль-Бухари» посвящён намерению. Это даёт читателю возможность не лгать себе насчёт того, что он хочет получить, штудируя слова Пророка, представленные в книге. В последней главе под названием «Китаб-ут-Таухид» Мухаммад много раз восхвалял единственность Аллаха. Именно это, по мнению имама, станет спасением людей в Судный день, когда они будут вынуждены отчитываться перед ним в собственных грехах.

По сообщениям Аллама Навави, исламские учёные признали «Сахих аль-Бухари» самой достоверной книгой после Священного Корана. Этот сборник включает в себя 7275 хадисов, в том числе повторяющиеся предания. Если же их исключить, то получится ровно 4000.

Хафиз Ибн Хаджар пересчитал предания и пришёл к выводу, что напрямую от Пророка передали 7397 хадисов. С учётом повествований от табиинов, сахабов и т. д. эта цифра возросла до 9407. Если же исключить повторения, то, по утверждению Ибн Хаджара, останется 160 сообщений от сахабов и 2353 повествования от Пророка. В сумме это даёт 2513 преданий.

Условия включения

Тот или иной хадис мог попасть в сборник, только если его рассказчик отвечал требованиям, установленным аль-Бухари. Одним из условий являлось наличие отличной памяти. Также среди требований были определённые ограничения:

  1. В цепочке рассказчиков не должны отсутствовать звенья передатчиков.
  2. Все авторитетные мухадиссы обязаны единодушно сходиться во мнении насчёт кандидатуры повествователя преданий. Им необходимо выяснить, способен ли рассказчик заучивать, запоминать и достоверно передавать хадисы.
  3. Если предание имеет двух различных передатчиков (при этом оно дошло до них от сахаба), то ему необходимо присвоить высокий ранг. В случае наличия только одного передатчика, но с сильным свидетельством хадис также должен быть принят без всяких сомнений.

Смерть

По пути в Самарканд аль-Бухари, биография которого представлена в статье, написал завещание, помолился и отошёл в мир иной. Имама похоронили в селении Хартанк. Очевидцы рассказывали, что во время этого события из могилы распространялся аромат, а вокруг появился образ стены, возносящейся до небес. Запах витал на протяжении нескольких дней, и люди приходили посмотреть на данное чудо. Посещали могилу и завистники аль-Бухари. Осознав его уровень, они каялись.

Однажды Самарканд настигла сильная засуха. Несмотря на совершение людьми намаза, дождь так и не пошёл. Тогда один праведник посоветовал имаму вместе с людьми отправиться на могилу аль-Бухари и молиться Аллаху там. Они вняли его совету. В итоге всем жителям Самарканда пришлось остаться в Хартаке, так как обильные дожди шли несколько дней.

Отзывы

Многие учёные (современники аль-Бухари) очень хорошо оценивали работы Мухаммада. Достаточно отметить, что в сфере науки о хадисах его называли «повелитель правоверных». Есть история, которая подтверждает данное прозвище Аль-Бухари. Муслим (другой имам), поцеловав Мухаммада в лоб, сказал ему: «О, учитель учителей, позволь мне облобызать и твои ноги». После этого он задал аль-Бухари вопрос насчёт хадиса об искуплении за встречу. Имам указал ему на недостатки данного предания. Когда Мухаммад закончил говорить, Муслим заявил: «Лишь завистники могут ненавидеть аль-Бухари! Свидетельствую, что в мире просто нет подобного тебе!» Другой учёный по имени Биндар сказал: «Я знаю только четырёх лучших мухаддисов. Это ад-Дарими из Самарканда, Муслим из Нишапура, Абу Зура из Рея и аль-Бухари из Бухары». По мнению Исхака бин Рахавийа, даже если бы Мухаммад жил во времена аль-Хасана, то люди всё равно нуждались бы в его преданиях и знании фикха. Абу Хатим ар-Рази считал аль-Бухари самым знающим учёным из тех, кто посещал Багдад. По мнению Ат-Тирмизи, ни в Хорасане, ни в Ираке не было человека, который так хорошо знал историю и разбирался в недостатках хадисов, как Мухаммад. Ибн Хузайма сказал: «Под небосводом я ещё не встречал ни более осведомлённого в преданиях Посланника Аллаха, ни того, кто запоминал бы столько повествований, сколько Мухаммад». Абу-ль-Аббас ад-Даляви передал потомкам пару строчек из послания жителей Багдада к Мухаммаду: «Пока ты будешь с мусульманами, благо их не покинет. Тебя будет недоставать и не найдётся никого лучше, чем аль-Бухари». Имам Ахмад заявил: «Подобного ему ещё не было в Хорасане».

Интересные факты

  • Жизнь и деятельность аль-Бухари была направлена на поиски хадисов. Он очень много путешествовал. Те, кто сопровождал имама в пути, рассказывали о его неожиданных подъёмах ночью по 15-20 раз для повторения написанных хадисов. Хотя для запоминания страницы ему достаточно было взглянуть на неё всего один раз. Для чего же он перечитывал и повторял хадисы? Всё просто – аль-Бухари любил речь Пророка. Также имам совершал за ночь до тринадцати ракаатов намаза. И это несмотря на трудности, возникающие в пути.
  • Аль-Навави писал, что все достоинства имама просто невозможно перечислить. О каждом его качестве можно написать отдельный трактат. Это богобоязненность, аскетизм, великолепная память, усердие в приобретении хадисов, совершаемые чудеса и т. д.
  • Аль-Бухари был вынослив и хорошо развит в физическом плане. Он отлично стрелял из лука и редко промахивался. Также имам прекрасно ездил на лошади. Если в пути предстояло пересечь опасную местность, то он ложился спать пораньше. Так имам запасался силами на случай нападения грабителей.
  • В то время настоящим чудом было то, что аль-Бухари успевал днём дочитать весь Коран, а ночью осиливал одну треть данной книги. Для обычных людей это было физически невозможно, но Аллах дал своему любимому имаму благодать во времени.
  • Для критики какого-либо человека аль-Бухари использовал умеренные выражения. Когда кто-нибудь рассказывал окружающим ложные хадисы, имам не обвинял его во лжи. Он только говорил: «Эти хадисы не учитываются» или «Не принимаются».
  • Аль-Бухари заявлял, что хочет встретиться с Аллахом без гибата (греха хулы за спиной). То есть ни разу в жизни имам не говорил за спиной у людей то, что может им не понравиться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Аль-Бухари не был огнепоклонником. Ради Бога, отредактируйте начало статьи
Копировать ссылку
0
Я не понял начало! Кто был идолопоклонником?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.