Давно известно, что понятия «смотреть» и «видеть» лишь отчасти являются синонимами. Специалистами доказано, что для человеческого мозга это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Самым простым примером может служить детский конструктор, из которого дети составляют разные фигуры-образы. Такая творческая способность видеть не только глазами, но и воображением получила соответствующее определение – визуальное мышление.
Что это такое?
Это врожденный дар каждого человека. Однако с возрастом у одних людей он обостряется и превращается в профессию или образ жизни, у других, напротив, притупляется в силу различных причин. В психологии визуальное мышление рассматривается как творческий способ решения задач на основе образного моделирования. С таким явлением мы сталкиваемся каждый день и повсюду, начиная от представления выполнения рабочих дел до игры в шахматы.
Открытие Арнхейма
Само понятие «визуальное мышление» принадлежит американскому психологу Рудольфу Арнхейму, открывшему его еще в прошлом столетии. Суть его ярче всего раскрывает пример самого ученого, когда двух мальчиков спросили, сколько будет времени через полчаса, если сейчас на часах 3:40. первый произвел математический расчет. К 40 минутам он прибавил 30. Зная, что в часе лишь 60 минут, 10 из получившихся 70 минут перешли в следующий час. В результате вышло 4:10. Второй мальчик представил круглый циферблат, где полчаса – это половина круга. Он мысленно перевел стрелку и получил тот же результат, что и его предшественник.
Таким образом, первый мальчик решил задачу интеллектуально, используя цифры и математические знания, а второй – визуально. Важным моментом здесь является то, что в последнем случае были использованы не иллюстрации к мыслям, а активировано само проявление мышления.
Исследуя специфику такого процесса, Арнхейм визуальное мышление четко отделял от привычных средств наглядности (картин, предметов). Разность их кроется, по мнению ученого, в самой природе явлений. Так, первое является не пассивным объектом-образом, а продуктом специфической деятельности разума, переводчиком с языка образа на язык понимания, действия и связи этого образа с другими объектами. Именно с этой позиции возникла мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления.
Научное развитие
Теория о специфике мышления, предложенная американским психологом, получила продолжение во многих исследованиях современных специалистов и стала основой для разработки методов тренировки и развития умственных способностей. Большое количество таких работ посвящено проблемам обучения в школе. Ведь одна и та же информация усваивается детьми по-разному. Поэтому одной из задач педагогов является научить ребенка мыслить визуально. В этом случае происходит не просто сухое и бессмысленное заучивание правил и текстов, а формирование их связи с окружающей действительностью, одновременное соотнесение теории с практикой. Запоминание на основе визуального мышления является эффективным приемом тренировки памяти и развития умственных и творческих способностей ребенка.
Тренировка
Как видно, мыслить визуально не является сверхспособностью. Этот процесс легко поддается тренировке и совершенствованию, для чего была создана масса приемов и методов. Самые простые человек получает, конечно, в школе, впитывая основы мнемотехники. Например, когда для запоминания иностранных слов используются созвучные русские слова-ассоциации. Или для пересказа сложных текстов применяют картинки с ключевыми событиями повествования. Для каждого предмета существует своя система образов-ассоциаций, помогающих усваивать информацию.
В визуальном мышлении немаловажная роль отведена воображению. Первые интуитивные попытки в его формировании предпринимаются еще в детстве, когда дети, лежа на траве, пытаются «расшифровать» причудливые облака. Воображение помогает вскрыть глубинные отсеки мозга и вытащить из них, как кажется на первый взгляд, нелогические и неожиданные решения.
Где научиться визуальному мышлению?
Сегодня это не является наукой или сложной областью познания. Во многих странах проводятся специальные тренинги и семинары, на которых человек может познакомиться с основными приемами, получить практические уроки, обменяться опытом и достижениями с другими участниками. Однако некоторые люди прибегают к самостоятельному изучению. Для этого существует немало тематической литературы, пособий, аудиокурсов.
Сколько времени потребуется?
Вопрос времени во многом зависит от возраста и стремлений самого человека. Однако на усвоение элементарных приемов уходят буквально минуты, остальное является делом частоты практики.
Специалисты рекомендуют применять методы визуального мышления еще в дошкольном возрасте. Однако следует учитывать целенаправленность этого процесса. В раннем возрасте он используется для качественного усвоения и использования информации, во взрослом требования возрастают и распространяются не только на познавательную деятельность.
Техника Роэма
В 2011 году вышла книга “Как «продавать» свои идеи с помощью рисунков”. Труд принадлежит Дэну Роэму – крупнейшему современному специалисту в области визуального мышления. Сегодня он возглавляет успешную консалтинговую компанию, помогающую решать бизнес-задачи с помощью обычных картинок.
Автор методики рассматривает визуальное мышление как естественную способность человека видеть мысленно, тем самым обнаруживая внутри себя идеи, которые могут оставаться незамеченными и нереализованными. Такая способность помогает не просто их увидеть, но и развить и донести до других людей, то есть популяризировать.
Цель
Дэн Роэм визуальное мышление использует как инструмент для решения абсолютно любых проблем. Для этого, по его мнению, нужно лишь изобразить (нарисовать) волнующий вопрос, используя естественные дары природы: глаза, руки и воображение. При этом следует задавать себе общие вопросы: «Кто/что?», «Где/когда?» и «Зачем/почему?» Такой рисунок для человека становится своего рода «планом эвакуации» или стратегией, позволяющей приподняться над ситуацией и быстро найти наиболее безопасный выход из нее либо, напротив, найти короткий и успешный путь к цели. Таким образом, человек постепенно учится находить и фильтровать информацию, воображать, дополнять и объяснять ее.
Примечательно, что в освоении методики умение хорошо рисовать необязательно. Для изображения ситуации хватает схематической картинки. Главное - это мысленная визуализация.
Взгляд Шереметьева
Аналогичный вопрос успешного разрешения проблем был раскрыт и российским ученым Константином Шереметьевым, на протяжении многих лет занимающимся исследованием интеллекта. Он разработал специальный курс по тренировке определенного набора инструментов мышления (визиров), позволяющих творчески подходить человеку к любой жизненной задаче.
Автор представляет интеллект (или мозг) как лабиринт со множеством дверей. Когда человек делает выбор, принимает важное решение, он использует привычное логическое мышление. Однако такой путь не всегда ведет к успеху. На этот случай есть альтернативный вариант – визуальное мышление. Шереметьев называет его самым быстрым, так как через зрение человек получает 90 % информации.
Авторская методика направлена и на тренировку памяти – быстрое запоминание с помощью визуальных образов. Также в процессе изучения человек приобретает навыки воспринимать и структурировать огромный поток информации.
Преимущества визуального мышления
Среди возможностей, которые дает визуальное мышление, основными являются:
- Умение видеть ситуацию в целом, что позволяет человеку быстро принять правильное решение.
- Умение держать в голове много информации, при этом анализировать и структурировать ее для дальнейшего использования.
- Умение видеть суть проблемы, фильтровать ненужные данные.
- Визуальное мышление является эффективным способом познания окружающего мира.
К преимуществам относится и универсальность данного типа умственного процесса. Так, Роэм визуальное мышление рекомендует применять в любых ситуациях: коммерческих, бытовых, образовательных, творческих и т. п. Более того, приемы визуализации значительно экономят время и энергию, делая процесс выбора занимательным и приятным.
Практическое применение
Практика визуального мышления подвластна каждому человеку сознательного возраста. Особой популярностью она пользуется у людей, генерирующих идеи. Ведь слов не всегда бывает достаточно.
В настоящее время в учебном и деловом процессе все чаще используются компьютерные презентации. Они помогают увидеть то, чего пока нет, и «оживить» в сознании информацию, сообщенную вербально. С этой позиции частыми пользователями визуального мышления являются:
- Руководители компаний. Ответственная должность требует ответственного подхода. Визуальное мышление в данном случае помогает находить правильные и оригинальные решения, быстро делать выбор.
- Топ-менеджеры и бизнес-консультанты. Людям этих профессий необходимо обрабатывать большое количество информации, корректно реагировать на любые изменения, работать энергично, оперативно, предлагая уникальные решения.
- Спортсмены. Футболисты, шахматисты и все, кому необходима стратегия, часто пользуются визуальным мышлением, прогнозируя ход игры.
- Архитекторы и дизайнеры. Для людей этих профессий визуальное мышление – самый важный инструмент, говорить о работе которого просто не требуется.
- Преподаватели и лекторы. Чтобы лекции и тренинги не превращались в сухой поток слов, эти специалисты часто используют наглядные пособия. Но это не просто красочные картинки, а осмысленные визуализаторы, которые формируют определенные информационные связи.
- Психологи. Разумеется, психологический метод не может быть проигнорирован самими специалистами. Очень часто при консультации пациента психолог просит мысленно представить проблему, то есть создать ассоциацию. Это может быть образ человека или животного, или просто предмета. В зависимости от этого выстраивается логическая цепочка причин и следствий, помогающая проникнуть в суть проблемы и найти ее решение.
Результаты
Неоценимо влияние на детское развитие. Визуальное мышление, по отзывам педагогов, наравне с логическим должно быть активным в процессе обучения и познания мира, так как использование наглядных материалов на уроках способствует повышению уровня знаний. Такой метод значительно облегчает работу, концентрирует внимание учеников на предмете, поддерживает интерес. Обучение перестает быть «слепым» заучиванием, а превращается в увлекательное погружение в предмет и быстрое усвоение информации.
Что касается сферы бизнеса, то Роем визуальное мышление не зря называет основным инструментом создания идей. Благодаря простым схемам и прорисовке ситуации любые проблемы решаются быстро и порой неожиданно легко. Кроме того, такой подход помогает максимально упростить задачу, четко ее изложить и донести до аудитории. Таким образом, команда начинает мыслить и действовать в едином направлении, без конфликтов и неловких моментов недопонимания.