Гамма фа-диез минор: разновидности, знаки, трезвучия, параллельный мажор

При изучении сольфеджио учащимся приходится сталкиваться с множеством гамм. Одна из них - фа-диез минор - и будет рассмотрена в нашей статье. Она уж слишком сложной не является, поскольку содержит всего три знака при ключе, в отличие от гамм и последовательностей, которые могут иметь до семи основных знаков, не считая дубль-диезы и дубль-бемоли.

Фа-диез минор: знаки

Гамма представляет собой самую обычную минорную последовательность, и, как уже было сказано, содержит всего три знака в виде диезов: фа, до и соль.

фа диез минор

На основе этого и строится вся последовательность. Обозначается она как F# moll или fis-moll, что принято в гитарной партитуре или аккордовой аппликатуре.

Тоникой выступает нота фа#, субдоминантой – си, доминантой – до#. На этих трех ступенях строятся основные трезвучия гаммы, о чем будет сказано ниже.

Параллельный мажор

Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это – ля-мажор. Техника определения параллельных тональностей очень проста. Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон вверх. В нашем случае – это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.

Для определения параллельного минора можно использовать два метода. Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том, чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый минор, соответствующий мажору.

минорные аккорды

Многие композиторы обращались и обращаются к этим тональностям. Среди русских классиков их тоже немало, поскольку эти тональности имеют очень теплое звучание для человеческого слуха.

Разновидности минорной гаммы

Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический.

Различие между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения знаков.

гамма фа диез минор

В гармонической гамме при построении прямой и обратной последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез минор получаем ми#).

Что же касается мелодического минора, при игре восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при нисходящей – повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар). Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.

Минорные аккорды и трезвучия: общие принципы построения

Если посмотреть на построение трезвучий и аккордов, общий принцип состоит в том, что при создании аккорда к трезвучию просто добавляется нота со смещение вверх или вниз. В самом простом случае, это тоника, октавой выше. Но, в зависимости от типа аккорда, интервал между нотой, от которой производится построение, может быть и другим.

В случае с гаммой фа-диез минор, тоническое трезвучие содержит ноты фа#, ля и до#. Если оно, например, построено с тоникой первой октаве, добавление фа-диез во второй октаве и даст простейший аккорд.

Для трезвучия на основе субдоминанты это будет сочетание нот си-ре-фа#, для доминанты – до#-ми#-соль#. Обратите внимание: трезвучие на V ступени всегда строится на основе гармонического минора, поскольку именно эта ступень отвечает за звучание доминантсептаккорда, а в нем, как известно, VII ступень повышается на полтона.

Вообще, для всех минорных трезвучий, которые строятся вверх, существует единое правило. От основной ноты сначала строится малая терция, а от следующей – большая терция. Если посмотреть на построение трезвучия вниз, нетрудно заметить, что оно представляет собой одно из обращений (когда каждое трезвучие строится от каждой следующей ноты с перенесением предыдущей на октаву выше).

Вот и получается, что трезвучие вниз от тоники фа-диез дает сочетание фа#-до#-ля, но только на две октавы ниже, нежели стандартное обращение вверх. При построении вниз сначала используется чистая кварта вниз, а затем к ней прибавляется большая терция.

Вместо послесловия

Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.

фа диез минор знаки

С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.

У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.

По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# минор, ре-мажор, ми-мажор) и его разновидностях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.