В процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации фактическим результатам и нормативному регулированию.
Надзор
Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. Текущий надзор заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д. Детальнее они будут рассмотрены далее.
Государственно правовое регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела» и Минфином. Оно распространяется на профессиональных участников рынка, их посредников и выгодоприорбретателей.
Цели, функции, задачи
Цели государственного регулирования страховой деятельности:
- обеспечение стабильного функционирования рынка;
- соблюдения субъектами нормативных актов;
- обеспечение выполнения обязательств участниками сделки;
- защита внутреннего рынка от зарубежных компаний;
- перечисление в государство налогов и сборов.
Направления государственного регулирования страховой деятельности:
- принятие законов и нормативных актов, контроль за их соблюдением государственными органами;
- регулирование платежеспособности страховщиков и обеспечение выполнения ими взятых обязательств;
- контроль за уплатой налогов субъектами рынка;
- наложение санкций на участников рынка.
Органы надзора выполняют такие функции:
- выдают лицензию на ведение деятельности;
- вносят записи в Госреестр страховщиков и брокеров;
- осуществляют контроль за формированием тарифов;
- устанавливают правила размещения резервов, показателей учета операций;
- разрабатывают нормативные и методические документы;
- разрабатывают и предоставляют предложений по развитию законодательной базы.
Права органов госнадзора
- Получать от страховщиков, отчетность о деятельности, от их клиентов и банков - информацию о финансовом положении.
- Осуществлять проверки на соответствие предоставленной информации и реального финансового положения.
- В случае выявления нарушений компаниями законодательных требований давать предписания по устранению проблем. Если они не выполняются, то приостанавливать действие лицензий до полного устранения нарушений.
- Обращаться в суд с иском о ликвидации страховщика и компаний, осуществляющих деятельность без лицензий.
Финансовое регулирование
В мировой практике по данному направлению проводится регулярный аудит страховых компаний. В РФ этот вопрос находится еще на этапе рассмотрения.
Государственное регулирование деятельности страховых компаний по вопросам их платежеспособности и финансовой устойчивости заключается в расчете тарифов по некоторым услугам, формировании резервов, оценке инвестиционных проектов. Страховщики ежегодно проводить оценку принятых обязательств. Ее результаты отражаются в отдельном заключении, которое и передается в госорган.
Отсутствие налаженной системы аудита негативно отражается на всей отрасли. Методики формирования резервов быстро устаревают, но редко пересматриваются. Шаги по внедрению аудита построены только на законодательном уровне, но цели, задачи, программа и механизмы на практике не определены.
Страховые союзы
На российском рынке действуют государственные и региональные объединения страховщиков. Формируются они по видам деятельности: медицинское, автострахование и т. д. Такие союзы являются ресурсом саморегулирования рынка. Их основная задача связана с подготовкой предложений к законодательным актам, формированием фондов защиты, разработкой правил и программ, методическим обеспечением деятельности, подготовкой кадров и т. д.
Слабое развитие получил Союз защиты потребителей РФ. Его основная задача заключается в выявлении недобросовестных компаний, защите интересов потребителей, разработке правил, программ страхования и т. д.
Деятельность союзов с обоих сторон должна осуществляться в сотрудничестве. Учет интересов страховщиков и их клиентов является важной предпосылкой для развития рынка.
Мировая практика
Договоры страхования - это сложные документы с юридической точки зрения. Человеку без специального образования сложно разобраться во всех формулировках. В западных странах государственное регулирование страховой деятельности по сделкам с физическими лицами гораздо жестче, чем по договорам с юридическими лицами. Последние могут привлечь квалифицированных юристов, чтобы определить соответствие условий документа нормативным актам.
В регионах РФ государственное регулирование страховой деятельности осуществляет местные органы надзора. В пределах своих возможностей им помогает налоговая служба, Центробанк и антимонопольный кабинет. В большинстве стран Европы используется единая для система надзора. В Канаде некоторые аспекты регулируются федеральными органами, а основные полномочия переданы местным властям в провинции. Глобальное государственное регулирование страховой деятельности в США отсутствует. В каждом штате действуют свои правила.
Системы
Государственное регулирование страховой деятельности при использовании публичной системы заключается в том, что компании должны отчеты о результатах деятельности публиковать в открытых изданиях и предоставлять органам надзора. Потребители услуг могут по этой информации составить представление об организации и принять решение о целесообразности заключения договора.
Это либеральная система. Человек без специального образования не сможет разобраться в финансовых отчетах. Интересы лиц, которые заключили договора до того, как у страховщика возникли проблемы, никак не застрахованы. Госконтроль за исполнением сделок не осуществляется.
Нормативная система регулирования состоит в том, что государство дополнительно устанавливает одинаковые требования для всех организаций, занимающихся страховой деятельностью. Они могут быть связаны с финансовым обеспечением (соответствие размеров капитала принятым обязательствам), формами собственности страховщиков, сроков предоставления отчетности и т. д. В случае невыполнения этих требований на компании накладываются санкции. Эта схема уже давно и успешно действует в Великобритании, а с недавних пор появилась в странах ЕС.
Особенности государственного регулирования страховой деятельности по системе материального надзора заключается в том, что страховщики публикуют отчеты о результатах своей деятельности, а надзирающие органы контролируют выполнение условиями договоров, размеры ставок, порядок формирования резервов. В теории при такой схеме деятельности соблюдаются интересы всех сторон сделки, и отсутствует ценовой демпинг. Таким способом осуществляется государственное регулирование страховой деятельности в РФ.
Материальная система шире нормативной по количеству охваченных объектов. Ее основной принцип заключается в том, что все действия должны быть предварительно согласованы с органами госвласти. С одной стороны, такая система сильно ограничивает деятельность страховщиков. Компании, которые разрабатывают новый продукт, должны его одобрить в органах надзора. Потеря времени отразится в недополученной прибыли. С другой стороны, интересы потребителей услуг защищены.
Регистрация страховщика
В РФ лицензию на осуществление страховой деятельности выдает Минфин. Чтобы ее получить, нужно сформировать и уплатить уставной капитал в зависимости от выбранного вида деятельности:
- минимум 25 тыс. МРОТ — все услуги, кроме страхования жизни;
- минимум 35 тыс. МРОТ — все виды страхования;
- более 49 тыс. МРОТ — только страхование жизни.
В указанных пределах средства должны быть перечислены в денежной форме. Сверх этих величин принимаются вклады в виде имущества, прав пользования, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.
Дополнительно нужно предоставить в Минфин такие документы:
- заявление;
- учредительные документы (устав, протокол собрания, выписку из госреестра).
- платежку о перечислении средств в счет уставного капитала;
- экономическое обоснование деятельности;
- правила страхования, образцы форм договоров;
- расчет тарифов с подробной расшифровкой используемой методики;
- данные о руководителе и его заместителях.
В качестве экономического обоснования принимается:
- годовой бизнес-план;
- план по перестрахованию на тот случай, если максимальная ответственность по риску составляет более 10% собственных средств;
- алгоритм формирования резервов и план по их размещению;
- баланс, отчет о финансовых результатах.
Решение о выдаче лицензии орган надзора принимает в течение 60 дней после получения документов. Основанием для отказа может стать не соответствие документов законодательным требованиям. Об этом госорган информирует юридическое лицо в письменной форме.
Стадии
Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется в три этапа: предварительный, текущий и последующий. Рассмотрим каждый из них детальнее.
Предварительный контроль
Сначала идет отбор среди компаний, которые хотят получить лицензию. Не каждая организаций может осуществлять страховую деятельность.
Допуск на рынок может осуществляться двумя способами. В первом случае компания просто регистрируется в реестре страховщиков, после чего она может начинать вести деятельность. Такой явочный допуск присущ системе публичности.
Если используется концессионный способ, то органы надзора должны выдать лицензию на осуществление деятельности. Нужно предоставить документы, подтверждающие возможность выполнения финансовых требований. Именно эта схема используется в большинстве стран мира.
Текущий надзор
Органы государственной власти анализируют представляемую бухгалтерскую, управленческую отчетность. В случае возникновения необходимости запрашивают дополнительные данные. Также в их компетенцию входит рассмотрение заявлений с предложениями, жалобами, осуществление проверок. То есть государственное регулирование страховой деятельности страховой организации сводится к тому, чтобы своевременно оценивать финансовые возможности компании по принятым рискам, проверить правила формирования резервов, соответствие наличия средств установленным нормативам.
Последующий контроль
На этой стадии принимаются решения в отношении страховщиков, результаты деятельности которых не соответствуют никаким требованиям (санация, ликвидация). Государственное регулирование страховой деятельности в РФ на данном этапе заключается в минимизация убытков клиентов недобросовестных компаний. Органы надзора могут накладывать ограничения на заключение новых договоров, изменять тарифные ставки, корректировать деятельность по другим аспектам. Осуществляется это в виде предписаний, то есть письменных распоряжений, обязывающих страховщика устранить нарушения в указанный срок.
Основаниями для наложения ограничений является:
- осуществление деятельности по направлениям, не предусмотренным лицензией;
- осуществление запрещенных законодательством видов деятельности;
- нарушение порядка формирования резервов;
- необоснованное снижение тарифов;
- несоблюдение установленного размера соотношения активов и обязательств;
- представление отчетности, других затребованных документов с нарушением сроков или порядка;
- несоответствие предоставленной информации фактическим данным;
- нарушение сроков уведомления о внесении изменений в устав, правила предоставления услуг, структуру ставок;
- передача лицензии другой организации;
- выдача полиса без приложения правил;
- заключение договоров на более расширенных условиях, нежели тех, что прописаны в правилах.
В случае невыполнения предписания орган надзора может ограничить действие лицензии. Это может выражаться как в запрете на заключение новых договоров, так и в продлении действия старых по определенным видам деятельности или на указанной территории.