Волгодонский канал: характеристики и описание канала

Волгодонской судоходный канал соединяет Дон и Волгу в месте, где они максимально сближаются друг с другом. Он находится неподалеку от Волгограда. Волгодонской канал, фото и описание которого вы найдете в статье, является частью глубоководной транспортной системы, функционирующей на европейской части нашей страны.

Первая попытка соединения двух рек

Еще в середине 16 века была предпринята первая попытка соединить Дон и Волгу в месте их максимального сближения. В 1569 году Селим II, турецкий султан, который прославился благодаря своему походу на Астрахань, приказал направить 22 тысячи солдат вверх по Дону. Они должны были прорыть канал, соединяющий две реки. Но уже через месяц туркам пришлось отступить. По словам летописцев, они заявили, что даже всем народом здесь ничего не сделать и за 100 лет. Однако следы этой попытки соединить две реки сохранились до наших дней. Это глубокая канава, которая называется Турецким валом.

Попытка Петра I

Через 130 лет вторую попытку строительства Волгодонского канала предпринял Петр I. Однако и она оказалась неудачной. К концу 1701 года строительство было частично завершено, а несколько шлюзов были полностью построены. Однако в самый разгар работ вышел приказ о разрушении канала, поскольку началась война со Швецией. Кстати, этот проект тоже оставил след – Петров вал, который находится рядом с одноименным городом.

Строительство канала между Волгой и Доном было перенесено в другое место – в район Иван-озера. Сооруженный здесь Ивановский канал соединил реку Дон с рекой Цной (притоком Оки) через Иван-озеро и реку Шат, вытекавшую из него. По нему через 5 лет после начала строительства прошло примерно 300 судов. Однако эта система оказалась маловодной.

Основные проекты

Более 30 проектов соединения Дона с Волгой было создано до 1917 года. Основная их часть делилась на следующие три группы:

  • южную, намечавшую соединение непосредственно Азовского и Каспийского морей или устьев Дона и Волги;
  • среднюю, которая объединяла проекты сооружения канала в месте наибольшего сближения Волги и Дона;
  • северную, к которой относились проекты соединения притоков Дона с притоками Оки.

Специалисты-гидрологи считают, что северные проекты не могли представлять интереса, поскольку предполагали слияние мелководных рек, которые являются непригодными для прохождения по ним современных судов. Не были бы удачными и южные проекты, поскольку трасса каналов в этом случае была бы слишком растянутой, из-за чего стоимость строительства оказалась бы очень большой. Инженеры признали, что самыми рациональными являются проекты средней группы.

Однако ни один из них не реализовался до середины 20 века. Два обстоятельства препятствовали этому. Во-первых, у железных дорог были частные владельцы, которые оказывали сопротивление. Во-вторых, даже в случае постройки канала движение судов могло осуществляться только весной, поскольку лишь тогда реки были полноводными. О полноценной навигации без их масштабной реконструкции не могло идти речи. Тем не менее нужно отметить большой вклад, который внес Пузыревский Нестор Платонович, русский гидротехник, в изучение междуречья Дона и Волги. Он выбрал трассу, которая подошла бы для будущего канала.

Согласно плану ГОЭЛРО, в 1920 году правительство страны вновь возвратилось к проблеме строительства канала. Проект его, однако, был создан только в середине 1930-х годов. Великая Отечественная война помешала его осуществлению.

волгодонской канал волгоград

Утверждение проекта

В 1943 году после окончания Сталинградской битвы работы возобновились. Руководил ими Жук Сергей Яковлевич, опытный гидротехник и строитель. Под его руководством к тому времени уже были сконструированы и построены канал Москва-Волга и Беломорско-Балтийский. Схема Волгодонского комплекса была утверждена в феврале 1948 г. на заседании Совета Министров Советского Союза. После этого начали осуществлять земельные работы.

Кто возводил канал

Отметим, что строительством Волгодонского канала занимались так называемые враги народа, то есть политзаключенные, которые были осуждены по 58 статье Уголовного Кодекса, действовавшего в то время. Тяжелые физические работы, которые вынуждены были осуществлять зэки, засчитывались им как сутки за двое-трое отбывания заключения. Однако при пронизывающем зимнем холоде и изнуряющей летней жаре смертность людей, которые проживали в глинобитных саманных хижинах и землянках, была очень большой. Жука Сергея Яковлевича, руководившего строительством канала, историки Гуверовского института сравнивают с Адольфом Эйхманом, нацистским деятелем, который использовал рабский труд.

Срок возведения и использованная техника

Всего за 4,5 года был сооружен Волгодонский канал. Это уникальный срок во всей истории мирового гидростроительства. К примеру, Панамский канал, длина которого составляет 81 км, строился 34 года при этом же объеме работ. 164-километровый Суэцкий канал возводился 11 лет.

При строительстве было уложено 3 млн м3 бетона и вынуто около 150 млн м3 земли. В работах участвовали 8 тысяч машин и механизмов: землеройные снаряды, многоковшовые и шагающие экскаваторы, автосамосвалы, бульдозеры, мощные скреперы.

Открытие канала, его протяженность и глубина

Иностранные инженеры были настроены скептически по отношению к этому грандиозному проекту. Они предсказывали, что водосливная плотина не сможет выдержать напор воды и произойдет грандиозная техногенная катастрофа. Но Жук был уверен в том, что все пройдет успешно. Он лично следил за укладкой бетона, чтобы не допустить воровства и штурмовщины.

волгодонской канал фото

31 мая 1952 г. в 13:55 воды Дона и Волги слились между первым и вторым шлюзами. С 1 июня суда уже начали двигаться по каналу. 27 июля 1952 г. этому сооружению было присвоено имя Ленина В.И.

Длина Волгодонского канала составляет 101 км. Из них по водохранилищам проходит 45 км. Глубина канала составляет не менее 3,5 м.

Водохранилища и шлюзы Волгодонского канала

шлюзы волгодонского канала

Суда для прохождения пути из Волги в Дон должны миновать 13 шлюзов (первый представлен на фото выше), которые разделены на Донскую и Волжскую шлюзовые лестницы. Высота последней составляет 88 м. Она состоит из 9 однониточных однокамерных шлюзов. Высота Донской шлюзовой лестницы составляет 44 м. В ее состав входят 4 шлюза той же конструкции.

Волгодонский канал соединяет Дон у г. Калач-на-Дону с Волгой у Волгограда. В его состав входят Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища. Весь путь занимает примерно 10-12 часов. Вода, поступающая из Цимлянского водохранилища, питает Волгодонский канал, поскольку Дон лежит на 44 метра выше Волги. Благодаря системе, состоящей из 3 насосных станций (Варваровской, Мариновской и Карповской), вода поступает на водораздел, а затем самотеком подается на донской и волжский склоны. Первый и тринадцатый шлюзы имеют триумфальные арки. Рабочие, которые обслуживают канал, живут в поселках, созданных вдоль его трассы.

Значение канала

Волгодонской судоходный канал имени В.И. Ленина соединил следующие 5 морей: Каспийское, Черное, Азовское, Белое и Балтийское. Он связал между собой пути Днепровского, Донского, Северо-Западного и Волжского бассейнов. Путь этого канала пролегает по засушливым степям. Он принес влагу полям Ростовской и Волгоградской областей.

Основные достопримечательности

волгодонской судоходный канал

Туристов очень впечатляет Волгодонской канал. Волгоград сегодня сложно себе представить без этого сооружения. Каждый гость города считает своим долгом полюбоваться им. Популярна не только рыбалка на Волгодонском канале, здесь действительно есть на что посмотреть.

Начало движения по каналу осуществляется от Сарептского затона реки Волги, который защищен от течений, а также от ледохода по долине реки Сарпы. В черте Волгограда находятся первые три шлюза.

На Сарпинском острове (у входа в канал) в 1953 году был установлен маяк, высота которого составляет 26 метров. На его стенах находятся чугунные ростры, на них изображены носовые части различных старинных кораблей. Автором проекта является архитектор Якубов Р.А.

волгодонский канал

Если вы пройдете по набережной от первого шлюза, то вскоре увидите монумент Ленина (на фото выше). При открытии канала был установлен другой памятник – И.В. Сталину, находящийся на высоком постаменте. Этот монумент был возведен в кратчайшие сроки. Самородная медь пошла на отливку фигуры народного вождя. Памятник (фото его представлено ниже) находился на месте несколько лет, на 40 метров возвышаясь над уровнем Волги. Однако в результате процесса десталинизации, который был начат в 1961 году на XX съезде, этот монумент убрали. От него остался только железобетонный постамент, который переходит в свайное монолитное основание набережной.

волгодонской судоходный канал имени в и ленина

Было решено установить на пьедестале новый памятник, теперь уже В.И. Ленину. Он выполнен из монолитного железобетона. Высота скульптуры составляет 27 м, а постамента – 30 м. Архитектор Делин В.А. и скульптор Вучетич Е.В. являются авторами памятника. Интересно, что монумент Ленину вошел в "Книгу рекордов Гиннесса". Он является самым большим памятником в мире, установленным в честь реально жившего человека.

Волгодонский канал сегодня

рыбалка на волгодонском канале

Через гидроузел спустя 60 лет проходят более 19 тысяч судов в год. В настоящее время стоит вопрос о постройке еще одной нитки Волгодонского канала, благодаря которой можно было бы нарастить его грузопотоки. Возможно, ее возведение состоится уже в ближайшие годы, хотя из-за кризиса этот вопрос, по всей видимости, придется отложить на некоторое время. Однако президент планирует расширять Волгодонский канал, построив еще одну нить, о чем он сообщил еще в 2007 году. Строительство второй ветки, как ожидается, в два раза увеличит пропускную способность канала – до 30-35 млн тонн грузов ежегодно. Правда, в настоящее время действующая нить Волгодона загружена только наполовину.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
А еще на фото первого шлюза на 16 этажках собиралась фраза Слава КПСС
Копировать ссылку
-2
сегодня Калмыкия переживает сильнейшую засуху за столетие в связи с этим высохло озеро Сарпа в северной части республики идёт сильнейшее опустынивание-надо спасать нас-для этого возрождать стр канала Волга-Чограй по старым чертежам либо разрабатывать новый проект-учитывая перепад высот Дона и Волги в р-не Волгограда в 44 метра то надо строить новый канал с р.Дон через с.Малые Дербеты через оз.Ханата до оз.Сарпа далее по Состинским озёрам до Чограйского водохранилища
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.