Иоганн Пахельбель: биография и творчество

Сегодня мы расскажем, кто такой Иоганн Пахельбель. Фортепиано позволяет сыграть его знаменитые произведения, однако этот композитор своим основным инструментом избрал орган.

Творчество нашего героя является одной из вершин музыки южной Германии периода барокко. Вклад композитора наиболее значителен в церковной сфере. Подобной музыке посвятил большую часть своей творческой деятельности Иоганн Пахельбель. «Канон» является одним из наиболее известных произведений композитора.

Биография

иоганн пахельбель

Будущий музыкант родился в 1653 году. Он был крещён. Точная дата его рождения неизвестна. Иоганн Пахельбель появился на свет в Нюрнберге. Начальное музыкальное образование дали ему кантор церкви Святого Себальда Генрих Швеммер и органист Каспар Веккер.

В возрасте 15 лет Иоганн стал студентом Альтдорфского университета. В период обучения был органистом в церкви. Вскоре, проучившись менее года, молодой человек был вынужден бросить университет, и причиной тому послужили финансовые затруднения.

Позже наш герой стал студентом заведения под названием Gymnasium poeticum. Дирекция школы была настолько впечатлена способностями молодого человека, что позволила ему обучаться музыке вне стен гимназии у Каспара Пренца. Последний был учеником Каспара Керля. В 1673 г. музыкант занял место второго органиста собора Святого Стефана, который находится в Вене. В 1677 г. наш герой отправился в Эйзенах. Там он стал придворным органистом Иоганна Георга, который был герцогом Саксен-Эйзенахским. Вскоре он познакомился с семьёй Бахов.

Известность

иоганн пахельбель канон
В 1930-е годы органные произведения, которые создал Иоганн Пахельбель, стали регулярно исполняться. В частности, «Я спускаюсь с небес на землю» - это хоральная прелюдия, которая очень популярна и сегодня на территории Германии.

Творчество

музыка иоганн пахельбель
Нашего героя всю его жизнь сопровождала музыка. Иоганн Пахельбель создал более 200 органных произведений. При жизни композитора они были наиболее известны. Музыкант также является автором многочисленных духовных светских произведений в различных формах: это вариации и сюиты для клавесина, концерты, мотеты, магнификаты, вокальные арии. Большинство камерных творений написано в виде партит.

В музыке нашего героя прослеживается влияние южнонемецких, а также итальянских композиторов. Вероятно, он изучал произведения Иоганна Каспара Керля. Его влияние прослеживается наиболее явно. Также музыкант перенял опыт у Фробергера и некоторых французских композиторов. Нашего героя больше всего заинтересовала вариационная форма. Первой работой композитора, которая была опубликована, является сборник хоральных вариаций.

Клавир

иоганн пахельбель фортепиано
Большая часть органной церковной музыки нашего героя относительно проста. Педали в ней не используются. Это обусловлено отчасти лютеранской традицией. Пение хоралов сопровождалось звучанием домашних музыкальных инструментов. Произведения нашего героя часто перелагались таким образом, чтобы их можно было исполнить без специальной педальной клавиатуры. Иоганн Пахельбель своим подходом облегчал во многом задачу аранжировщиков. Также простота некоторых произведений объясняется соответствующим качеством органов, которые имелись в распоряжении.

Некоторые произведения написаны с применением мензуральной белой нотации. Такая система имела широкое распространение в XV в. Однако на протяжении XVI—XVII в. она постепенно была заменена классической пятилинейной тактовой нотацией. Основную часть корпуса органных творений композитора составляют литургические произведения: около семидесяти хоралов и прелюдий и свыше 95 фуг. Иоганн Пахельбель, как правило, использовал 3 либо 4 голоса. Хоральная мелодия в его произведениях хорошо различима.

Композитор в употребление ввёл новую необычную музыкальную форму. Ею является небольшая хоральная фуга. Фразы мелодии возникают постепенно.

В 1693 г. был опубликован сборник, который состоял из восьми хоралов. Композитор сочинил свыше 95 небольших фуг для магнификатов. Обычно пение сопровождалось игрой на органе либо предварялось ею. Таким образом задавался тон. Композитор использовал второй вариант. При этом большая часть его фуг основывается на оригинальных мелодиях. Они объединены в соответствующие группы согласно 8 церковным ладам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.