Церковная музыка принципиально отличается от той, которую мы слышим по радио и скачиваем с мобильных приложений. Она иная не только по своему звучанию, но и по структуре. Даже классические произведения имеют более светский окрас, нежели религиозные пьесы. Оной из последних является хоральная прелюдия, которая возникла достаточно давно и до сих пор является важной составляющей службы в некоторых христианских конфессиях.
Сначала был хорал
Пожалуй, данное слово будет понятно даже самому отдаленному от музыки и от религии человеку. Хорал - это произведение церковного характера, которое исполняется хором служащих. В нем могут воспеваться конкретные события или же воспроизводиться те или иные молитвы, просьбы и т. п.
Хоралы в качестве монофоничных, то есть написанных под один голос произведений, появились в эпоху Средневековья. Это был расцвет церковной власти, и помимо величественных соборов, которые возводились в Европе повсеместно, было принято решение сделать служение Богу еще и культурным мероприятием. Так появился Григорианский хорал, который исполнялся монахами или другими церковными служащими по определенным праздникам. Создание и развитие этого жанра в дальнейшем оказало сильное влияние на формирование классической музыки.
Эпоха Барокко
Ну вот мы и стоим уже у истоков зарождения хоральной прелюдии. Творцы времен Барокко, пережив Возрождение и все его прелести, немного переосмыслили суть и значение данного произведения, сделали его более светским и интересным. Каким образом? Просто хорал теперь стал многоголосным и, что самое главное, перестал называться Григорианским, превратившись в Протестансткий или Лютеранский. Да, все это произошло как раз в период Реформации и данное религиозное нововведение не могло не повлиять на искусство.
Новоиспеченные протестанты начали на свой манер исполнять некогда сакральные для средневековой церкви мотивы и придали им такое звучание, которое мы можем услышать теперь. Несколько десятилетий спустя в Германии становится известным творчество Иоганна Себастьяна Баха, который и стал отцом жанра органной хоральной прелюдии.
Что это такое?
Почему прелюдия, и какое отношение эта милая маленькая пьеса может иметь к столь серьезному произведению, как хорал? Дело в том, что протестанты полностью отвергали ортодоксальные нормы церкви, присущие средневековой эпохе. Ныне храм стал не источником страха и слепого поклонения, а домом, который выслушает и поймет каждого человека. Прихожане стали не только слушать выступления церковных хоров, но и подпевать им. Так было принято решение написать для них отдельную партию - прелюдию (исполняющуюся при людях). Она была проще и понятнее, чем хорал, делилась на голоса и помогала понять Бога и стать к нему ближе.
А почему именно орган?
Хоральная прелюдия всегда исполнялась в сопровождении органа, для этого инструмента был написан аккомпанемент, а четыре (стандартное количество) партии исполнялись народом. Неужели нельзя было "подыграть" простым прихожанам на более простом инструменте? Конечно же, нет. Дело в том, что фортепиано на тот момент еще не существовало, а все остальные инструменты были не достаточно акустическими, дабы поддержать толпу. Более того, органом была оборудована каждая церковь, поэтому проблем с этим шикарным в наши дни инструментом не было - он встречался буквально на каждом шагу.
"Органная тетрадь"
Первые записанные на бумагу ноты хоральной прелюдии были достоянием И. С. Баха. Он буквально жизнь отдал музыке, и на его счету невероятно количество церковных произведений, среди которых далеко не последнее место занимают хоралы. Практически к каждому прилагается своя хоральная прелюдия, которая может быть эдаким вступлением, а может и звучать в качестве самостоятельной пьесы. Все произведения данного жанра композитор оформил в "Органную тетрадь". В ней было обнаружено ровно 46 хоральных прелюдий и одна незавершенная.