Кормак Маккарти – известный современный американский писатель, прославившийся книгами в стиле готики и вестерн. На протяжении нескольких последних десятилетий его сочинения уверенно лидируют в топах наиболее известных произведений, написанных на английском языке. Показателем популярности автора является то, что его работы экранизируются, а сам он получил многочисленные престижные премии как создатель уникального нового приключенческого жанра в современном стиле.
Ранние годы
Кормак Маккарти родился в 1933 году в семье юриста. Он окончил католическую школу и колледж в Теннесси. Несколько лет он служил в американской армии, а после демобилизации продолжил учебу в университете. Именно в это время он дебютирует как начинающий писатель с несколькими рассказами, которые получают положительные отзывы. В конце 1950-х – начале 1960-х годов он работает над своим первым крупным романом. На талантливого автора обращают внимание, и Кормак Маккарти получает ряд престижных стипендий, которые позволяют ему всецело посвятить себя литературной карьере. Он имеет возможность путешествовать и отдает все свое время написанию романов. В 1965 году выходит его произведение «Хранитель сада», которое закрепляет за ним славу оригинального мастера слова.
1960–1970-е годы
Кормак Маккарти стал известен как автор тяжелых романов, пронизанных темой насилия и греха. Именно в таком духе написано произведение «Тьма снаружи», в котором уже обозначились основные черты его творчества: мрачные краски и драматический сюжет. В 1979 году вышел роман "Саттри", отличительной особенностью которого является присутствие в нем автобиографических элементов, а также доли юмора. Он пришелся многим читателям по вкусу. Автор повествует о человеке, который сумел вырваться из повседневности и серых будней и добиться в жизни некоторых успехов. В этой истории угадываются черты биографии самого романиста.
Новый успех
Кормак Маккарти, книги которого пользуются популярностью у современного читателя, прославился с выходом в свет его нового произведения «Кровавый меридиан» в 1985 году. История посвящена охотникам за скальпами. Это был новый для писателя уровень жанра: вестерн в его специфической обработке. Роман отличается чрезвычайной жестокостью. Он частично основан на реальных событиях: автор рассказывает о страшной банде, убивавшей не только индейцев, но и обычных проезжих на границе Техаса и Мексики. Особо выделяется в сюжете фигура судьи, в уста которого автор влагает свою главную мысль о том, что человек по натуре воинственен, и что зло – неотъемлемая часть общества.
Писатель не оправдывает насилие, но пытается найти хотя бы некоторое объяснение тем ужасным происшествиям, которые потрясли молодое американское государство в первые десятилетия его становления.
Итак, одним из признанных авторов вестерна стал Кормак Маккарти. «Кровавый меридиан», отзывы о котором говорят о том, что история потрясла читателей своей жестокостью, – роман, определивший дальнейший творческий путь его создателя.
Роман и экранизация
Стиль автора чрезвычайно своеобразен и оригинален. Он не делает знаков препинания и дает читателю сплошное повествование без каких-либо смысловых акцентов, идейных отступлений и выделений. Некоторые читатели относятся к этому с недоумением, но большинство признает, что, несмотря на специфический стиль изложения событий, текст читается легко.
Созданием жестких вестернов стал известен Кормак Маккарти. «Старикам тут не место» - роман, который, по общему признанию публики и критики, стал одним из наиболее читаемых его произведений. История посвящена борьбе старых и молодых сил в американском обществе. В центре повествования – охотники за головами, шерифы, их родственники и жертвы. Автор снова насытил сюжет жестокостями и сценами насилия. Композиция отличается динамичностью: погони, преследования, перемежаемые тяжелыми психологическими диалогами и разборками, не дают читателю расслабиться. По книге был снят одноименный фильм, который номинировался на премию Оскар в различных категориях.
Роман-утопия
Другим известным произведением автора стало произведение «Дорога». Книга (Кормак Маккарти при ее написании несколько изменил стиль повествования) отличается от вышеперечисленных сочинений автора тем, что в нем действие не главное. В этот раз автор повествует об условном будущем, в котором человечество пережило страшную катастрофу и выродилось в ужасных человекоподобных существ. Они стали в буквальном смысле дикарями, которые систематически убивают себе подобных. Главные герои – отец и его маленький сын бредут по пустой дороге неизвестно куда и зачем. В сюжете почти полностью отсутствуют описания природы и самих персонажей, что придает еще более мрачный тон повествованию. Автор показывает, что в этих двух одиноких людях еще сохранились остатки человечности: они никого не убивают и просто борются изо дня в день за свое существование. Их отношения удивительно трогательны и просты и придают сюжету некоторый оттенок искренности и теплоты.
Оценки
Автором разнообразной тематики показал себя Кормак Маккарти. «Дорога», отзывы о которой оказались в целом положительными, - произведение, которое отличается от вестернов романиста размеренным и неторопливым, но вместе с тем пугающе медленным развитием сюжета. Читатели отмечают своеобразный стиль писателя, который для некоторых показался сложным для восприятия, однако большинство указывает, что оригинальный язык в целом отвечает общей задумке. Читатели ставят писателю в заслугу то, что он так мастерски передал резкий контраст между страшным миром обезображенного человечества и этими двумя путниками, которые, кажется, одни сохранили человеческий облик. Многим понравилась сцена с собакой, когда отец ради сына не убил животное, хотя они оба голодали в дороге, и она могла бы послужить им пищей. В целом значительная часть читателей считает роман актуальным для современного времени.
Высказывания
Кормак Маккарти, цитаты которого говорят о его незаурядном мастерстве владения словом, писал весьма своеобразным языком, который делает его произведения такими узнаваемыми. Диалоги его героев отличаются жизненностью и правдивостью, и вместе с тем некоторой суровостью, что объясняется общим стилем его работ.
Например, фраза «Да, ты забудешь то, что хочешь помнить, и будешь помнить то, что хочешь забыть» глубоко символична по своему значению не только в контексте романа, но и в общем смысле вообще. Этими словами автор отметил одну из характерных черт в человеческой природе, что говорит о том, что он - мастер психологического анализа.
Другая его цитата «Сегодня никто не желает жить и не хочет умирать» имеет философский смысл и в принципе подходит не столько к утопической реальности, созданной романистом в произведении «Дорога», сколько к современной действительности.
Особенности творчества
Произведения писателя довольно популярны в настоящее время, несмотря на то что они написаны в мрачном духе и содержат большое количество сцен, связанных с насилием и жестокостью. Тем не менее многие читатели находят в них своеобразную отдушину. Некоторые видят в произведениях отголоски современного мира, несмотря на то что действие романов происходит часто либо в условном пространстве, либо в прошлом. К интересным фактам его творчества можно отнести в первую очередь его своеобразный стиль без знаков препинания, сложность и одновременную простоту в построении предложений.
Еще один любопытный факт, связанный с его жизнью, относится к характеру самого автора. Известно, что он не любит давать интервью по поводу своих произведений, поэтому его романы часто интерпретируются на самые разные лады. Возможно, именно поэтому его произведения привлекают режиссеров, которые охотно берут его истории за основу сценария.