Этот талантливый лицедей на театральной сцене и в кино филигранно перевоплощался в образы, наделенные такими качествами, как внутренняя сосредоточенность, степенная рассудительность и мудрость. Он сыграл просто невообразимое количество ярких ролей в советском синематографе.
Так уж получилось, что Николай Сергеев стал признанным актером, будучи уже в пожилом возрасте. Случаен ли такой парадокс? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Биографическая справка
Необходимо отметить, что Сергеев – актер-выходец из дворянской семьи. Изначально она жила в Курской губернии (с. Озерки), где будущий лицедей и родился в 1894 году, а спустя некоторое время родители перебрались в Москву. По приезду в большой и многолюдный город Николай стал учиться в гимназии. Именно в стенах вышеуказанного образовательного учреждения он начал принимать участие в спектаклях и театральных постановках.
После окончания гимназии молодой человек становится студентом физмата Московского университета. Параллельно с учебой Сергеев (актер) трудоустраивается в кооператив в качестве агента. Часть своего заработка он отдает родителям, чтобы поправить материальное положение семьи.
В разгар гражданской войны молодой человек бросает учебу и по собственному желанию пополняет ряды ВС. В армии он исполняет обязанности секретаря гарнизонного клуба и играет в спектаклях, организованных отделом народного образования.
Учеба актерскому мастерству
Отслужив, Николай Сергеев хочет навсегда связать свою жизнь с театром и кино. В 1921 году он становится студентом актерского факультета столичного техникума имени Луначарского. Молодой человек, понимая, что тем, кто учится, приходится тяжело с материальной точки зрения, устраивается подрабатывать на железнодорожную станцию и в музей наглядных пособий при Московском Союзе художников.
Начало карьеры
В 1925 году Николай Сергеев, биография которого представляет огромный интерес для отечественных киноведов, получает документ, подтверждающий, что он профессиональный актер.
Куда идти работать? Этот вопрос был самым важным для новоиспеченного лицедея. Он сменил не одно учреждение культуры, прежде чем найти себя в искусстве.
Сначала он выступал на сцене Московского дома самодеятельного искусства имени Поленова. Затем вплоть до 1930 года трудился в профклубной мастерской при ВЦСПС. После Сергеев (актер) еще раз меняет место работы, попав в штат Дома самодеятельного искусства имени Крупской.
В период с 1932 по 1936 год Николай Васильевич пребывает в труппе театра ВЦСПС. Далее переходит работать в Центральный Театр Красной Армии (ЦТКА). В годы войны Сергеев некоторое время трудится в столичной филармонии, а потом становится актером 1-го фронтового театра ВТО. Осенью 1943 года маэстро вернулся в ЦТКА и прослужил на сцене данного храма Мельпомены до 1959 года.
Перспективы в кино
Как уже подчеркивалось, слава и признание в кино к Николаю Васильевичу пришли поздно, когда он был уже в солидном возрасте. Почему же не востребован в молодые годы был на съемочной площадке Сергеев? Актер начал сниматься в кино еще в 30-е годы, но ему доставались эпизодические роли. К сожалению, в пред- и поствоенные годы в СССР снималось сравнительно немного картин и вполне вероятно, что Николай Васильевич по этой объективной причине не смог в должной мере раскрыть свой потенциал.
Только со второй половины 50-х годов кинопроизводство получило новое развитие и стране стали нужны актеры, способные играть новые характеры и образы.
Карьера в кино
Николай Сергеев, фильмография которого насчитывает более шестидесяти ролей, по мнению многих киноведов, привнес в искусство перевоплощения собственную индивидуальность. Это и отличало его работу от игры актеров, которые «сделали себе имя» в 30-е годы. Не исключено, что в этом и заключается разгадка его востребованности в кино именно в зрелые годы.
Советский зритель запомнил Николая Васильевича по роли рабочего Александра Басманова в картине «Большая Семья» (режиссер И. Хейфиц, 1954).
Фильм ждал огромный успех. Далее именитый Михаил Швейцер пригласил Сергеева сниматься в свою картину.
Образы, которые принесли успех
Режиссер ставил фильм «Чужая родня» (1955) и предложил маэстро отнюдь не второстепенную роль Силантия Петровича Ряшкина.
Тот согласился и смог максимально достоверно перевоплотиться в образ крестьянина, отстаивающего собственнические интересы. Фильм «Чужая родня» стал для актера триумфальным.
В конце 50-х годов Николай Васильевич все реже появляется на театральной сцене, сосредотачиваясь на работе в кино. Его талантом актера на съемочной площадке зритель не перестает восхищаться после выхода таких картин, как «Саша вступает в жизнь» (реж. М. Швейцер, 1956), «Трудное счастье» (реж. А. Столпер, 1958), «Солнце светит всем» (реж. К. Воинов, 1959).
Очередной виток славы Сергееву приносит кинолента, снятая А. Тарковским. Речь, конечно же, идет об «Андрее Рублеве» (1966-1969). Андрей Арсеньевич и увидел в интеллигентном Сергееве, обладателе аскетичного лица, худощавой фигуры и выразительных глаз, образ Феофана Грека.
Отдельного упоминания заслуживает картина «Живые и мертвые» (реж. А. Столпер, 1963), в которой Николаю Васильевичу досталась пусть и второстепенная, но яркая роль соседа Синцова.
Актеру есть кого играть
В 70-х годах в кинокарьере Сергеева наметился самый пик. В этот период своей биографии режиссеры буквально заваливали его предложениями. И несмотря на то что это были не главные роли, актер соглашался на съемки и делал свою работу филигранно и мастерски, поэтому его герои сразу врезались в память зрителя.
Николай Васильевич умел, как никто другой, передавать внутренний мир своих героев, будь то трудолюбивый иконописец или интеллигентный учитель. В 1971-м ему присваивают звание Народного артиста РСФСР.
Одна из самых поздних ролей маэстро – Афанасий Ртищев в картине «Сказ про то, как Петр Арапа женил» (реж. А. Митта, 1976). Актеру на тот момент было уже 82 года.
А в 1980-м году Сергеев в последний раз вышел на съемочную площадку. В возрасте 86 лет он сыграл роль Николая Егоровича в картине Михаила Рыка «Расследование».
Вне профессии
Актер Николай Сергеев, личная жизнь которого сложилась достаточно удачно, был женат на актрисе Ольге Васильевне Долговой. Их семейная идиллия длилась до самой кончины маэстро. Николая Васильевича и Ольгу Васильевну навсегда связал театр Советской Армии, в котором они прослужили долгие годы. Когда актер принял решение уйти с театральной сцены, его супруга последовала его примеру, посвятив себя хранению домашнего очага. В браке у Николая Васильевича детей не было, но он по-родственному заботился о своей племяннице Светлане, которая жила у Сергеевых и была членом семьи.
Коллеги Николая Васильевича отмечают его природную интеллигентность, доброту и порядочность в отношениях с окружающими. На досуге он увлекался археологией и историей. Он любил проводить время на собственной даче и ухаживать за розами, которые он просто обожал: он обустроил на участке целую аллею из этих красивых цветов.
Когда актер отмечал юбилей 85 лет, его наградили орденом за заслуги в искусстве кинематографии.
В самом начале 1988 года Николай Васильевич сломал шейку бедра и был госпитализирован. Умер маэстро 8 января 1988 года. На скромные похороны пришли лишь немногочисленные родственники и режиссер Иосиф Хейфиц. Похоронили его на Ваганьковском кладбище столицы.