Среди святых обителей, возрождённых к жизни после долгих лет запустения, возобновил в своих стенах религиозную жизнь и Спасо-Елеазаровский монастырь, бывший до революции мужским. В наши дни он предоставлен честным инокиням, ищущим спасения души и молящимся обо всех, оставленных ими в миру. О долгом и трудном пути, пройденном этой святой обителью, будет наш рассказ.
Дальний путь инока Евфросина
Согласно преданию, Спасо-Елеазаровский монастырь, что расположен в двадцати восьми километрах от Пскова, был основан в 1425 году смиренным иноком Снетогорского монастыря Евфросином, носившем в миру имя Елеазар. Известно, что был он весьма искушён в Законе Божьем. В родном селе Виделибье с малых лет обучался грамоте, читая Священное Писание, когда возрос летами, принял монашеский постриг и всё свободное от послушаний время проводил в монастырской библиотеке.
Ещё в начальную пору иноческого служения благословил его настоятель отправиться за море в Константинополь, который тогда ещё не подпал под турецкое владычество и являл собой центр мирового православия – Второй Рим. Там ему надлежало испросить у святых отцов разъяснения по некоторым богослужебным вопросам сложным в понимании, вызывавшим споры среди братии.
Проделав многотрудный путь и достигнув цели своего путешествия, инок Евфросин сподобился быть принятым самим Константинопольским патриархом и в беседе с ним уяснил всё, ради чего был послан. Исполнив таким образом возложенное на него послушание, хранимый Богом он благополучно возвратился в свою обитель, где поведал братии то, что узнал за морем.
Видение, ниспосланное иноку
После этого восхотел Евфросин прославить Господа подвигом пустынножительства, для чего, испросив благословение у настоятеля (без этого нельзя), удалился в лесную чащобу вблизи Псковского озера, где в низине безымянная речушка разделялась на два рукава. Там, срубив себе убогую келью, предался новоявленный пустынник молитвам и богомыслию.
Но недаром писано, что не укроется под спудом светильник веры. Стали стекаться к его жилищу все, кто жаждал, оставив суетный мир, послужить Господу. Вскоре, как повествует предание, было Евфросину видение. В тонком сне явились ему многомудрые святители – отцы православия, повелев возвести средь лесной чащобы храм Божий и основать при нём обитель. Согласно их воле появился на свет Спасо-Елеазаровский монастырь.
Становление монастыря
Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.
Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.
Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.
Старец Филофий
Пройдя долгий и многотрудный путь, Евфросин отошёл ко Господу в возрасте девяноста пяти лет, приняв перед кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им и существующий доныне Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь. Жизнь и служение подвижника стали добрым зерном, упавшим на благодатную почву и возросшим в будущих поколениях святых отцов, подвизавшихся в стенах обители.
Наиболее известным из них является старец Филофий - первый, указавший на великую миссию русского народа и его роль в судьбе православия. Именно ему уже после захвата турками Константинополя принадлежат слова о том, что за отступничество от истинной веры попустил Господь падение Первого Рима – империи, впавшей в латинскую ересь, и вслед за ней Второму – Византии, заключившей с латинянами нечестивую унию (союз). С этих пор вся ответственность за чистоту православия ложится на Русь. Ей сулил Господь стать Третьим Римом, а Четвёртого уже не будет.
Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих учёных мужей. И вновь на всю страну прозвучал голос старца Филофия, поддержавшего Великого князя Московского своим авторитетом и тем самым вложившего в его руки бразды правления огромным государством.
Дальнейшая жизнь святой обители
В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря – Собор Трёх Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, явившихся некогда в видении преподобному Евфросину и повелевшим создать на этом месте святую обитель.
В последующие годы много испытаний перенёс Спасо-Елеазаровский монастырь (Псков). Ввиду близости границы, не раз подвергался он нападениям поляков, литовцев и ливонских рыцарей. Неоднократно бывал разорён и разграблен, но каждый раз по молитвам братии изливал на него Господь Свою милость, и возрождалась иноческая жизнь среди ещё дымящихся руин.
В продолжение XVIII и XIX веков Спасо-Елеазаровский монастырь неоднократно пополнялся насельниками ряда иных, упразднённых по тем или иным причинам обителей. Наибольшее количество иноков поступило из бывшего Великопустынского-Преображенского монастыря и Глинской пустыни.
Широко известны деяния настоятеля монастыря игумена Ювиналия, возглавлявшего обитель в последний предреволюционный период. Его неустанными трудами было введено старчество, значительно увеличено число насельников, а церковным богослужениям придано небывалое благолепие. В эти годы частой гостьей монастыря была великая княгиня Елисавета Фёдоровна, неоднократно делавшая в его казну щедрые вклады.
Годы забвения и духовного мрака
После прихода к власти большевиков, когда мученическую смерть приняла царская семья и в стране были попраны самые основы веры, среди прочих святых обителей был упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. В псковской области до 1925 года единственным действующим храмом оставался монастырский собор, из которого к тому времени трижды изымались ценности, якобы в помощь голодающим. Однако вскоре и его закрыли. Многие из насельников монастыря были расстреляны без суда и следствия. В 1918 году их посадили на подводы и вывезли в лес. Никто из них живым не вернулся.
Попытки перестроить монастырь на мирской лад
Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.
Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства - ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.
Возвращение в лоно церкви
После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.
Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.
Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.
Отзывы паломников и туристов
С возрождением иноческого служения в обители потянулись к ней тысячи верующих, тех, в ком жива тяга к духовным корням, испокон века питавшим душу русского народа. Паломничество в Спасо-Елеазаровский женский монастырь с каждым годом принимает всё более массовый характер. Люди идут поклониться его святыням, среди которых главное место занимают чудотворные богородичные иконы «Феодоровская» и «Цареградская», а также «Спас Елеазаровский».
Многие верующие и те, кто ещё только ищет свой путь к церкви, побывав в монастыре, оставляют записи в специально предназначенной для этого книге или делятся впечатлениями на интернет-сайтах. Большинство из них пишут о своём волнении от соприкосновения с живой историей России, впечатление от которого становится ярче благодаря экскурсиям, организованным паломнической службой обители.
Во многих отзывах отмечается профессионализм гидов, знакомящих прибывших с историей обители, и теми событиями давно ушедшего прошлого, свидетелями и участниками которого ей довелось стать. Главное, что проходит красной нитью в записях большинства паломников это благодарность всем тем, кто своим трудом возродил к жизни эту бесценную святыню русского православия.