Вторая мировая война послужила толчком к развитию танкостроения не только в Советском Союзе, но в и других европейских странах. В частности, Британское Содружество также не осталось в стороне и создало во время кровопролития в Европе свой танк «Комета», описание которого будет приведено в данной статье.
Общая информация
Эта боевая машина являлась средним крейсерским танком, который производился в период 1944-1945 годов. Именно он оказался последним в линии крейсерских и стал переходным звеном перед началом создания общих танков.
Историческая справка
В процессе использования на фронте танков под названием «Кромвель» военным специалистам стало понятно, что эти боевые машины не способны уверенно конкурировать по огневой мощи с техникой противника. В связи с этим британские инженеры приняли решение усилить соответствующие показатели своих детищ и для этого стали перерабатывать иностранные аналоги. Изначально на основе американского M4 Sherman британцы разработали Sherman Firefly. Но со временем американские союзники стали все реже и реже поставлять бритам свои танки, и на островах приняли решение разработать свою машину. Этим вопросом в 1944 году занялась фирма Leyland Motors. В качестве основы был выбран «Кромвель», конструкцию и вооружение которого было решено усовершенствовать. Так в итоге свет увидел танк «Комета», который уже с осени 1944 года стал производиться серийно. Последняя машина сошла с конвейера в декабре 1945 года.
Схема компоновки
Танк «Комета» крейсерского класса производился по классическому варианту. Моторное отделение боевой единицы, размещенное в корме, имело двигатель, систему охлаждения и баки с топливом. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и башне. Именно здесь располагался боевой расчет орудия, боевой комплект, откатный механизм пушки. Отделение управления и трансмиссии тоже были сопряжены между собой и находились в передней части машины.
Экипаж
Танк «Комета» обслуживало пять человек. Заряжающий боец, наводчик и командир находились в баше и середине корпуса. Механик-водитель, так же как и в предшественнике – «Кромвеле», располагался с небольшим смещением в правую сторону от продольной оси танка в отделении управления. Рабочее место радиста находилось в левой части корпуса, ближе к переду машины, прямо напротив установки с лобовым крупнокалиберным пулеметом, из которого он при необходимости мог вести прицельный огонь по живой силе противника.
Попасть в танк, а также выбраться из него можно было через пару одностворчатых люков, имеющих прямоугольную форму и расположенных в верхней части башни машины. Эти люки находились непосредственно над наводчиком и командиром. Также еще одним входом/выходом танка являлся люк, смонтированный на приподнятой части корпуса спереди.
Бронированная защита башни и корпуса
Танк «Комета», фото которого представлено вашему вниманию в статье, производился из прокатанных бронированных листов, которые, в свою очередь, были соединены между собой с помощью сварки и закреплены на каркасе. Лобовой отсек корпуса монтировался из трех (верхнего, нижнего и среднего) бронелистов. Из них самым толстым был верхний, имеющий толщину 76 мм. Корма и борта машины защищались листами толщиной 32 мм. Крышу танка собирали из бронированных плит 25 мм, а днище – 14 мм.
Башня бронированной машины имела некоторые отличия по своей конфигурации от «Кромвеля», прежде всего это заключалось в наличии гораздо более мощной маски пушки и скруглённых бортов. Однако, как и у предшественника, все вертикально расположенные башенные листы не имели углов наклона в вертикальной плоскости. Башня выполнялась сварной, а ее листы закреплялись на угловом каркасе. Лобовая часть имела внушительную толщину – 102 мм. Крыша защищалась броневым листом 25 мм.
Оружие
Чтобы вооружить танк «Комета», характеристики которого мы подробно рассматриваем в данной статье, семнадцатифунтовой пушкой, компания «Виккерс-Армстронг» специально создала ее облегченные вариант с уменьшенным казенником и стволом укороченного типа. Это орудие изначально именовалось как «Виккерс HV QF 77 mm» и имело высочайшую начальную скорость вылетающего снаряда калибром 76,2 мм. Количественный показатель боекомплекта равнялся 65 выстрелам. Снаряды укладывались вдоль бортов в боевом отделении.
Монтаж пушки осуществлялся спереди башни в полуцилиндрическую маску, которая, в свою очередь, могла обеспечивать наведения мощного орудия по вертикали с высокой точностью.
Вспомогательным вооружением танка были также два пулемета Bren калибром 7,92 мм. Один из них надежно закреплялся на шаровой установке в левой части корпуса. Второй же был спарен с пушкой и располагался справа от орудия. Боезапас к пулеметам составлял 3500 патронов, которые вкладывались в магазины рожкового типа.
В случае необходимости постановки дымовой завесы можно было использовать 12 гранатомётов (6 на каждой стороне), установленных на башне и стреляющих специальными дымовыми грантами для маскировки машины в полевых условиях.
Механизм передвижения
Танк «Комета», тактико-технические характеристики которого для периода Второй мировой войны были достаточно высоки и почти не уступали таковым у немецких аналогов, имел модернизированный карбюраторный мотор Rolls-Royce Meteor V-образного типа и оснащенный охлаждением жидкостного типа. Двигатель развивал мощность, равную 600 лошадиным силам, что, в свою очередь, давало возможность разогнаться машине по трассе до скорости 47 км/ч.
Что касается трансмиссии танка, то ее составными частями были:
- основной (главный) фрикцион, работавший на основе принципа сухого трения;
- удлиненный многоступенчатый карданный вал;
- коробка передач, оснащённая симметричными синхронизаторами;
- механизм поворота с двойными дифференциалами.
В целом же танк «Комета» имел несколько измененную ходовую часть в сравнении с «Кромвелем». На каждом борту стояла одногребневая стальная гусеница, которая собиралась из широких траков, опорных прорезиненных катков в количестве пяти штук и поддерживающих катков, а также направляющего и ведущего колес.
Пятый, четвертый, второй и первый катки опорного типа были оборудованы гидроамортизаторами.
Более поздние модели танка оснащались усовершенствованной системой забора воздуха из окружающей среды.
Общие технические данные
Танк «Комета», технические характеристики которого, как уже говорилось выше, были оптимальны для своего времени, отличался следующими параметрами:
- Общая длина вместе с пушкой – 7652 мм.
- Ширина – 3048 мм.
- Высота – 2680 мм.
- Боевой вес – 33 тонны.
- Расстояние от подстилающей поверхности – 460 мм.
- Вид брони – катаная стальная, гомогенная, литая.
- Показатель удельной мощности – 18 лошадиных сил.
- Запас хода по трассе – 200 км/ч.
- Удельный показатель давления на грунт – 0,88 кг/м2.
- Длина преодолеваемого рва – 2,3 м.
- Длина преодолеваемой стены – 0,9 м.
- Протяженность преодолеваемого брода – 1,1 м.
- Подвеска – "Кристи" с амортизаторами гидравлического типа.
- Количество людей в экипаже – 5 человек.
Боевая эксплуатация
Танк «Комета», обзор которого был приведен выше, принимал участие уже на исходе Второй мировой войны, поэтому уже был не в состоянии оказать существенное влияние на ее окончательный исход. Примеры успешного использования этой бронированной машины в тот период были немногочисленны и не носили массового характера.
Во время войны в Корее «Комета» был на вооружении миротворческого контингента ООН и южнокорейцев. Практика показала, что, невзирая на тот факт, что танк был более новым по сравнению с советскими образцами, он все же оказался не в состоянии быть полностью конкурентоспособным на полях сражений с техникой войск КНДР, хотя и был весьма неплох.
На службе в Вооруженных силах Великобритании «Комета» пробыл до начала 1960-х годов, а в некоторых странах, таких как Куба, Бирма, ЮАР, Ирландия, Финляндия, куда поставлялся на экспорт, так и вовсе смог просуществовать в боевых рядах до начала 1970-х годов. Всего же было выпущено 1186 штук танков «Комета».