Джефф Бакли (Jeff Buckley) – американский певец, композитор и музыкант. Через десять лет работы гитаристом он стал исполнять кавер-версии, постепенно переходя на собственный материал, пока в 1994 не выпустил студийный альбом Grace. Музыкальное издание Rolling Stone считает его одним из величайших певцов всех времен.
Джефф Бакли: биография
Будущий певец родился в калифорнийском округе Ориндж в 1966 году и трагически погиб в результате несчастного случая в Мемфисе 29.05.97. Он был единственным сыном Мэри Гильбер и Тима Бакли. Воспитывался матерью и отчимом Роном Морхедом. Биологический отец Джеффа был певцом и композитором, выпустившим серию альбомов фолк- и джаз-музыки в конце 1960 - начале 1970 годов. Джефф рос в музыкальном окружении: его мать имела классическое музыкальное образование, а отчим в юном возрасте познакомил его с творчеством групп "Лед Зеппелин", "Пинк Флойд", "Куин", а также певца Джимми Хендрикса.
Джефф Бакли появился на авангардных клубных площадках Нью-Йорка в 1990-х как один из наиболее заметных музыкальных художников своего поколения, признаваемый публикой, критиками и коллегами-музыкантами. Его первая коммерческая запись – Live At Sin-é, 4-песенный мини-альбом, который был выпущен в декабре 1993 года на Columbia Records. На пластинке Бакли аккомпанировал себе на электрической гитаре в маленьком нью-йоркском кафе в Ист-Виллидже.
Дебютный альбом
К моменту выпуска первого альбома Grace осенью 1993 г. Бакли уже посещал студию с Миком Грондалом (бас), Мэттом Джонсоном (барабанщик) и продюсером Энди Уоллесом и записал семь оригинальных песен (в том числе «Грейс» и "Последнее «До свидания»") и три кавера (среди них «Аллилуйя» Леонарда Коэна и «Корпус Кристи Кэрол» Бенджамина Бриттена). Незадолго до выхода альбома постоянным членом ансамбля Джеффа Бакли стал гитарист Майкл Тайе, который присоединился к совместному написанию и исполнению композиции So Real.
"Радиотеатр «Пейот»"
В начале 1994 года, с середины января по начало марта, вскоре после появления Live At Sin-é в магазинах, Бакли гастролировал по клубам, салонам и кофейням Северной Америки как сольный исполнитель, а с 11 по 22 марта также в Европе. После продолжительных репетиций в апреле-мае 1994 года Джефф со своей группой с начала июня по середину августа совершил тур "Радиотеатр «Пейот»". Полнометражный альбом «Грейс» был выпущен в Соединенных Штатах 23.08.94. Тогда же Бакли с музыкантами начали свои европейские гастроли с Дублина. Тур длился до 22 сентября, а через 2 дня они уже выступали на концерте CMJ в нью-йоркском «Супер-клубе». Группа вернулась в клубы Америки, совершая осеннее турне, продолжавшееся два месяца.
Мировое признание
В канун нового 1995 года Бакли снова вернулся в Sin-é, чтобы выступать соло. Первого января он прочитал оригинальную поэму на ежегодном поэтическом марафоне, организованном церковью св. Марка. Через 2 недели группа снова была в Европе с концертами в Лондоне, Бристоле и Дублине перед обширными гастролями по Италии, Франции, Бельгии, Японии, Великобритании, Германии и Нидерландам, длившимся с конца января до начала марта. Вскоре поступили известия о том, что за альбом «Грейс» Бакли Джефф получил во Франции престижный международный Гран-при 1995 года. Его присуждает жюри из журналистов, продюсеров, президента общества Французской культуры, а также профессионалов музиндустрии. Ранее его получали Эдит Пиаф, Жак Брель, Ив Монтан, Боб Дилан, Жорж Брассан, Брюс Спрингстин, Леонард Коэн, Джоан Баэз и Джони Митчелл. Франция также присвоила Бакли статус обладателя золотого диска.
Всемирные гастроли
С 5 марта по 20 апреля Бакли и его группа репетировали к американскому весеннему туру, который проходил со 2 апреля по 22 июня. Затем Джефф с командой отправился на гастроли в Соединенное Королевство, Францию, Данию, Бельгию, Германию, Нидерланды, Италию и Швейцарию. С конца августа по начало сентября 1995-го группа отработала шесть шоу в Австралии. В ноябре Бакли выступил с двумя необъявленными сольными концертами. 17 декабря он принял участие в шоу «Удовольствие идиота» на WXRK-FM и праздновал наступление 1996 года выступлениями в нью-йоркских Mercury Lounge и Sin-é.
После этого Джефф Бакли с ансамблем вернулись в Австралию, где альбом «Грейс» также стал золотым, чтобы выступить в турне Hard Luck, которое проходило до начала весны 1996 года. Ударник Мэтт Джонсон ушел из группы после последнего концерта в Австралии. Посмертный альбом Mystery White Boy объединяет некоторые из лучших его живых выступлений 1995-1996 годов. DVD и видеорелиз полностью задокументировал концерт исполнителя в чикагском кабаре «Метро» 13 мая 1995 года.
Выступления в США
В мае 96-го в стороннем проекте друга Джеффа Бакли Натана Ларсона Shudder To Think музыкант был бас-гитаристом в четырех выступлениях с группой Mind Science of The Mind. В сентябре 96-го он дал еще один необъявленный сольный концерт в своем излюбленном Sin-é. Декабрь 1996 г. музыкант посвятил подготовке к своему «фантомному сольному туру». Предназначенные для экспериментов с новыми песнями в живом исполнении (как во времена выступлений в Sin-é), эти внезапные сольные концерты по всей северо-восточной части США были сыграны под разными псевдонимами: «Крэкробаты», «Одержимые Эльфами», «Отец Демо», «Смакробиотик», Crit Club, the Halfspeeds, «Топлес Америка», Martha & the Nicotines и др.
В полночь 9 февраля 1997 года в «Арлин Гросери», расположенном в нью-йоркском нижнем Ист-Сайде, Джефф Бакли представил своего нового барабанщика Паркера Кайндрида. В течение первых месяцев 1997 года он дал пару сольных концертов в Нью-Йорке: в Daydream Cafe (с участием членов группы Мика Грондала и Майкла Тийе в качестве «специальных гостей») и соло-концерт 4 февраля в рамках 10-летнего юбилея клуба Knitting Factory.
Работа в Мемфисе
Бакли Джефф и его группа с Томом Верленом в качестве продюсера в течение лета и осени 1996 года и в начале зимы 1997 года в Нью-Йорке, а в феврале 1997-го в Мемфисе делала записи нового альбома. После завершения этих сессий он отослал музыкантов обратно в Нью-Йорк, а в марте и апреле 1997 года оставался в Мемфисе и продолжал работу. Джефф Бакли песни записывал дома, создавая их различные четырехтрековые версии, чтобы представить потом своим товарищам по группе. Некоторые из них были переделками композиций, записанных с Верленом, некоторые были совершенно новыми, а некоторые представляли собой удивительные кавер-версии. Новые песни дебютировали 12 и 13 февраля в Barrister’s в Мемфисе.
Трагическая гибель
Начиная с 31 марта Джефф дал серию регулярных вечерних сольных концертов в Barrister’s, проходивших по понедельникам. Его последнее выступление состоялось 26.05.97. В ночь гибели Бакли направлялся на встречу со своей группой, чтобы начать три недели репетиций. Продюсер Энди Уоллес, который руководил записью «Грейс», должен был присоединиться к ним в Мемфисе в конце июня, чтобы записать новый альбом.
Сотрудничество с другими исполнителями
В дополнение к релизам Columbia Records Live At Sin-é и «Грейс» Бакли появлялся как приглашенный певец в ряде записей других исполнителей. Джеффа можно узнать в композиции Jolly Street альбома 1994 года группы Jazz Passengers. Его тенор использовался в композициях Taipan и D. Popylepis Джона Зорна Live At The Knitting Factory (1995). В песнях Ребекки Мур, Бренды Кан, Патти Смит музыкант играет на бас-гитаре, барабанах и выступает в роли бэк-вокалиста.
Ярый энтузиаст множества музыкальных форм, Джефф стал чемпионом среди молодых американских музыкантов, работая с ведущим в мире певцом кавалли (музыки суфиев) Нусратом Фатехом Али Ханом. Бакли с Нусратом дали обширное интервью журналу «Интервью» (январь 1996-го) и написали аннотации к диску певца, выпущенному на Mercator/Caroline Records в августе 1997 года. 9 мая 2000 года студия Columbia Records выпустила альбом выступлений Джеффа Бакли, записанных вживую, Mystery White Boy и Jeff Buckley – Live in Chicago, полнометражный концерт, доступный на DVD и VHS, который был записан в «Кабаре Метро» в Чикаго 13 мая 1995 года, в разгар тура Mystery White Boy.
Таинственный юноша
Как уже говорилось, после выхода «Грейс» 23 августа 1994 года Джефф и его группа провели большую часть 1994-1996 годов, гастролируя по всему миру в турах Unknown, Mystery White Boy и Hard Luck. Релиз в мае 2000-го Mystery White Boy впервые свел некоторые лучшие выступления на этих концертах. Спродюсированный Майклом Тийе (гитаристом группы на протяжении всех международного турне группы и записи «Грейс») и Мэри Гльбер (матерью певца), альбом предлагает запоминающийся срез репертуара Джеффа Бакли, состоящий из ранее не издававшихся композиций, захватывающих записей из студийного альбома, а также непонятных и изумительных кавер-версий. Записи были подобраны из десятков концертных лент Мэри и членами группы Джеффа, которые сыграли большую роль, помогая Джеффу реализовать свое музыкальное видение.
По словам Мэри, композиции альбома «являются отдельными выступлениями, которые представляли трансцендентные моменты каждого из концертов, которые были отнесены к категории выдающихся».
Джефф Бакли: «Аллилуйя»
Через годы после смерти талантливого исполнителя его наследие продолжает расти. Его поклонниками являются рок-легенды, артисты, верные последователи, а также совершенно новое поколение любителей музыки. «Грейс», единственный студийный альбом Джеффа, вышедший при его жизни, продолжает оставаться популярным.
Кроме того, в 1998 году увидела свет незаконченная мемфисская работа Джеффа Sketches (For My Sweetheart The Drunk). Релиз 2000 г. Mystery White Boy подоспел к выходу DVD с записью концерта в чикагском зале «Метро». В 2003 году Sony перевыпустила Live at Sin-e и в 2004 г. Grace, которые были дополнены редкими треками и отрывками из выступлений. В 2007 году был выпущен альбом So Real: Songs From Jeff Buckley с обновленными треками для ярых фанатов и меломанов. В 2009 году появилась возможность увидеть Джеффа во время тура Live DVD Grase – вокруг света. В 2014 году, чтобы отметить 20-ю годовщину студийной записи, ограниченным тиражом в 2000 экземпляров был выпущен 180-граммовый виниловый диск «Сиреневый вихрь». В марте 2015 года появился новый альбом с ранее неизвестным материалом.
Кавер Леонарда Коэна, который исполнил Джефф Бакли, Hallelujah занял 1-е место в списке «Биллборда» в марте 2008 г. Это произошло благодаря исполнению песни участницей «Американского идола» Джейсон Кастро. В том же году победительница британского «Х-фактора» Александра Берк к Рождеству выпустила свою кавер-версию Hallelujah. Jeff Buckley поднялся на 2-е место в чарте британских синглов благодаря стараниям его фанов, запустивших кампанию против Берк.
Интересные факты
- Джефф Бакли рос под именем Скотт Морхед.
- Журнал «Роллинг стоун» считает его одним из величайших певцов всех времен.
- Своего отца Тим Бакли Джефф видел всего раз, когда ему было 8 лет, за несколько месяцев до его смерти от передозировки.
- Первое выступление певца состоялось в епископальной церкви св. Анны в Бруклине в апреле 1991, где он исполнил 3 песни своего отца.
- Музыкант почти прошел прослушивание для участия в соло-концертах Мика Джаггера, но музыкальный директор лидера «Роллинг стоунз» забраковал его.
- Джефф выбрал студию звукозаписи Sony Columbia Records потому, что с ней работал его кумир Боб Дилан.
- Толчок карьере Бакли дал не сингл «Грейс», а песня «Последнее до свидания».
- В мае 1995 Джефф был назван журналом «Пипл» одним из 50 красивейших людей в мире.