В списке бессмертных, куда включены величайшие исполнители всех времён, группа «Роллинг Стоунз» занимает четвёртое место, уступая только группе «Битлз», Бобу Дилану и Элвису Пресли. Однако в глазах верных поклонников «Роллинги» были и остаются номером один, ведь это не просто музыкальный коллектив — сейчас это эпоха, на которой выросла современная рок-культура.
Феноменальная популярность хулиганов
Несмотря на почтенный возраст, группа «Роллинг Стоунз» началась как хулиганы от музыки, и свой титул ни разу не уронила. Удивительно, что это музыкальное явление возникло не где-то ещё, а именно в пуританской Англии. В середине прошлого века, когда нравы ещё были весьма сдержанными, эти парни стали флагманами сексуальной революции.
Неудивительно, что солист группы «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер имел репутацию едва ли не дьявола-искусителя. Хулиган, бунтарь и самый настоящий «плохой мальчик», он заражал молодёжь своим вольнодумством. Добропорядочные матери спешили заткнуть своим отпрыскам ушки, едва только где-то недалеко слышался голос Джаггера или первые аккорды композиций группы. Однако сопротивление общества оказалось абсолютно бесполезно, перед таким мощным обаянием невозможно было устоять.
Их можно было или любить всем сердцем, или ненавидеть со всем пылом оскорблённой добродетели. Зато не было равнодушных, это полностью устраивало всех участников. Поставленная задача была выполнена — всё внимане зрителей было приковано к нарушителям спокойствия.
Как появилась группа «Роллинг Стоунз»
12 июля 1962 года началась история группы, которой суждено было стать легендой. Первыми на почве любимой музыки познакомились Мик Джаггер и Кит Ричардс, каждый из которых был знаком с Диком Тейлором. Три человека — это вполне достаточно, чтобы стартовый состав «Роллинг Стоунз» был определён. Вопреки повальной моде парни интересовались не рок-н-роллом, а ритм-энд-блюзом. Трио назвалось Little Boy Blue and the Blue Boys, они перепели некоторые песни Бо Диддли и Чака Берри и выступали перед довольно скромной публикой.
Тем временем в группе Алексиса Корнера Blues Incorporated начинает музыкальную карьеру Брайан Джонс, там же время от времени появляются Мик Джаггер и Кит Ричардс. Многие будущие звёзды начинали в качестве сессионных музыкантов в ведущих коллективах. Однако Джонс желал создать собственную группу, к нему примкнул пианист Иэн Стюарт и чуть позже – ударник Мик Эйвори.
Именно занятость и популярность Корнера открыла дорогу новичкам — он предложил пятёрке молодых музыкантов выступить вместо Blues Incorporated, приглашённой на «Би-Би-Си», в клубе «Marquee». Так, 12 июля 1962 года на сцену вышел именно этот состав группы «Роллинг Стоунз» — на первое выступление под этим названием.
Мик Джаггер, Кит Ричардс, Брайан Джонс, Иэн Стюарт и Мик Эйвори понятия не имели, какая судьба ждёт группу, но название обязывало. The Rolling Stones — так называлась песня Мадди Уотерса, она стала источником для названия новой группы. «Катящиеся камни» — это идиоматическое выражение, означающее то же, что и наше «перекати-поле», то есть — бродяги. Однако несколько позже выяснилось, что ещё до нашей эры был известен афоризм Публия Сира, гласящий — «Катящийся камень мхом не обрастает». Новому коллективу не светила судьба тихого болота, и мхом они так и не поросли.
Несмотря на то, что поначалу состав поначалу хаотически менялся и обновлялся, вскоре он стабилизировался. Вместо Тейлора пришёл Билл Уаймен, ушёл Айвори, на месте которого недолго пробыл Тони Чепмен, его сменил Чарли Уотс. Стюарт тоже сошёл со сцены, но остался в коллективе и помогал до конца дней своих. «Роллингами» занялся Эндрю Луг Олдэм, он-то и предложил вызывающий имидж, и это предложение было с энтузиазмом поддержано.
«Битлы» или «Роллинги»?
Если «Битлз» представляли собой абсолютно чистый идеал рок-н-ролла, то «Роллинг Стоунз» стали антагонистами — на тот момент было сложно представить себе что-то более «грязное» и вызывающе пошлое. По большому счёту началась пресловутая битва кита со слоном, оба коллектива пользовались сумасшедшей популярностью, соперничая за сердца поклонников. В какой-то мере это противостояние стало мощнейшим стимулятором для творчества и вылось в своеобразную дружбу, изрядно приправленную духом конкуренции.
По Европе вовсю шагала сексуальная революция, и этому немало способствовала именно группа «Роллинг Стоунз». Биография музыкантов была переполнена скандальными историями и вопиющей вседозволенностью, а тексты предлагали не держаться за руки под луной, как в песнях «Битлз», а отправляться в постель (явно не для того, чтобы выспаться). «Грязный» имидж сработал, и большая часть молодёжных бунтов проходила под феерические узнаваемые ритмы и голос Мика Джаггера.
Сравнение «Битлов» и «Роллингов» было темой для самых пламенных дискуссий, однако от этого выигрывали обе группы. Они оттеняли друг друга, на фоне показательно добропорядочной ливерпульской четвёрки «Роллинг Стоунз» казался ещё более хулиганским, чем был на самом деле, и поклонницы были в восторге. Не оставалась в накладе и группа «Битлз», потому что на фоне этих сумасшедших они казались ещё более правильными. Каждый получал именно то, к чему стремился.
Дебютные выступления и первые шаги
В отличие от многих групп, которые невероятно долго упорно идут к вершине признания, группа «Роллинг Стоунз» умудрилась прорваться в категорию любимчиков публики. Первый же выпущенный сингл занял двадцать первое место в британских хит-парадах, а первая выпущенная пластинка буквально «порвала» публику. Пока пластинка работала на популярность в Британии, группа отправилась на гастроли по США, попутно записывая новые материалы.
Однако такая горячая любовь публики не давалась просто так. Даже сумасшедшей энергии Джаггера порой не хватало, удивительно, как все участники группы на падали с нервными срывами. Впрочем, довольно скоро на помощь пришли коварные союзники творческих людей — алкоголь и наркотики.
Шквал популярности
Раз уж «Роллинг Стоунз» позиционировали себя как очень плохих мальчиков, то публике тем более не было смысла стесняться. Вероятно, это ещё одна причина популярности, ведь люди обожают разного рода индульгенции. На концертах зрители позволяли себе всё, что только могло прийти в разгорячённые головы. Эмоции хлестали через край, постоянно вспыхивали потасовки, случались массовые припадки буйства. Дошло до того, что на одном из выступлений разгорячённые поклонники вдребезги разбили рояль, а в больницу с различными травмами попали несколько десятков человек.
Как грамотный руководитель, Олдэм требовал, чтобы группа перешла на собственные композиции, нельзя было вечно держаться на кавер-исполнениях репертуара известных блюз-менов. Результатом стал безусловный хит «Tell Me», который совместно написали Ричардс и Джаггер. Этот дуэт авторов оказался весьма удачным. Таким образом, в 1966 году в результате совместной работы появился полностью авторский альбом Aftermath.
На фото группы «Роллинг Стоунз» тех времён не прослеживается каких-то особых бунтарских нарядов, но не стоит забывать о том, что это сейчас зрители избалованы обилием визуальных образов. Послевоенная Англия была готова шокироваться буквально от всего подряд — от длины волос музыкантов до манеры кривляться прямо в микрофон, наряжаться в женские платья или какие-то невероятные вызывающие костюмы.
Динамичное развитие «Роллинг Стоунз»
Отчасти популярность объяснялась и тем, что зритель не успевал привыкнуть к одному стилю, как в следующем же альбоме получал что-то новое, но неизменно узнаваемое. Теперь это была рок-группа «Роллинг Стоунз»: это нельзя было назвать блюзом, но и эталоном классического рок-н-ролла песни не являлись. Это был другой, роллинговский рок, то психоделический, то бунтарский. Даже когда группа вернулась в рок-н-ролл, она всё равно окрасила новыми эмоциональными оттенками и техническими приёмами. По сравнению с ранними композициями новое звучание оказалось более глубоким и тяжёлым.
«Роллингам» удалось практически невозможное: испробовать различные музыкальные веяния, но при этом остаться яркими индивидуальностями. Их композиции узнаются буквально с первых аккордов, фирменные гитарные риффы стали своеобразной акустической визитной карточкой.
Скандальная репутация: под знаменем непристойности
Эксцентричный солист группы «Роллинг Стоунз» обожал эпатировать публику ещё до того, как поклонницы стали за ним гоняться. Его наряды, его непонятные манеры, совершенно непредсказуемое поведение — вероятно, это вызывало ощущение общения с ненормальным. Разные люди в своих воспоминаниях писали, что Мик мог совершенно без причин очень натурально упасть на пол, потом подняться, словно ничего не произошло. Его наряды просто не оставляли шанса не заметить фронтмена в толпе, и прочие участники группы «Роллинг Стоунз» не отставали от него. Конечно, в этом было много расчёта — до такой степени гармонично они смотрелись на сцене.
Скандалы сопровождали группу всю сознательную жизнь — уже упомянутые наркотики, сексуальные оргии, бесшабашные выходки. Конечно, некоторые хулиганские поступки не сходили с рук даже любимцам публики — за нарушения общественного порядка Джаггера несколько раз задерживали полицейские. Однако вот что интересно — несмотря на обилие скандалов, до уголовного преследования не доходило, если не считать условного срока за хранение наркотиков, который получил Ричардс со своей подругой во время поездки в Канаду.
С момента создания группы и на протяжении всей её истории всегда находились непримиримые борцы за нравственность, приводившие «Роллинг Стоунз» в качестве примера абсолютного грехопадения. В какой-то момент название группы стало едва ли не нарицательным, в опросниках конца шестидесятых попадался вопрос, как респондент отнесется к тому, что его дочь свяжет судьбу с музыкантом из «Роллинг Стоунз». Имидж плохих мальчиков уже не нуждался в поддержке участников коллектива, но отказываться от захватывающих авантюр никто не собирался.
Из бунтарей в патриархи
Эксцентричность «Роллинг Стоунз» прекрасно проявилась, когда мир популярной музыки захлестнула волна абсолютного бунтарства, а быть «как все» это уже не так круто, как шокировать пуританское общество Британии. С середины семидесятых и до середины девяностых группа существовала как отдельные проекты участников. Записывались сольные альбомы, достаточно успешные, всё ещё осенённые светом славы «Роллинг Стоунз». История группы, однако, на этом не закончилась, несмотря на мрачные прогнозы музыкальных знатоков разной степени компетентности.
В 1994 году, после некоторых изменений в составе, был записан совместный альбом Voodoo Lounge, который был отмечен премией «Грэмми». Состоявшийся после этого гастрольный тур разбил негативные прогнозы вдребезги — популярность группы подскочила на невиданные высоты, воссоединение коллектива сделало счастливыми миллионы поклонников во всём мире. Тур Voodoo Lounge стал абсолютным рекордсменом по кассовым сборам, заработав более 400 миллионов долларов. Если считать, что зритель голосует кошельком, то это была безоговорочная победа. Однако нет предела совершенству — следующее же турне побило этот рекорд, и этот факт лишь подтвердил признание у зрителей. Этот рекорд несколько позже смогла перебить группа U2, но поклонники всё равно продолжают считать своих кумиров победителями.
Полувековой юбилей и далее
Обновлённый «Роллинг Стоунз» вступил в новое тысячелетие уже на правах патриарха рок-н-ролла старой школы. Мик Джаггер перешёл на подчёркнуто здоровый образ жизни. По его собственному утверждению, он не собирается поддерживать имидж старой развалины, поэтому о наркотиках никакой речи уже и не идёт. Теперь фронтмен легендарной группы шокирует бомонд подчёркнуто правильным поведением. Однако на характере это ничуть не сказалось — несмотря на более чем зрелый возраст, Мик Джаггер также активно прыгает по сцене, заражая своим энтузиазмом которое поколение поклонников.
В 2012 году группа «Роллинг Стоунз» отметила полувековой юбилей. Это тот редкий случай, когда рок-коллектив оказался настолько долгоиграющим проектом. Несмотря на разногласия и некоторые перерывы в пользу сольных проектов, бунтари с честью выдержали все удары судьбы и испытание медными трубами.
Название группы действительно оказалось пророческим, даже несмотря на то, что изначально никакого сакрального смысла в него не вкладывали. Однако в этом, отчасти, и заключается феномен «Роллинг Стоунз»: перевод названия группы можно толковать как угодно, хоть буквально, «Катящиеся камни», хоть фигурально, «Перекат-поле» или «Бродяги». Бесспорно одно — катящиеся камни не остановить, они катятся куда им заблагорассудится, мхом не порастают.
Группа-символ: интересные факты
Невозможно более пятидесяти лет целенаправленно смущать умы и не ждать, что это никак не скажется. «Роллинг Стоунз» — группа, создающая другим творцам вдохновение, толчок к творчеству. Если раньше, на заре карьеры, Мик Джаггер перепевал чужие хиты, то теперь множество молодых групп начинают с кавер-версий роллинговских хитов.
Звание «Динозавр рок-музыки», которое от журналистской братии почти всерьёз получил Мик Джаггер, неожиданно получило реальное подтверждение. Новое открытие в палеонтологии, до этого дня неизвестное науке доисторическое животное назвали в честь солиста «Роллинг Стоунз». Это ископаемое млекопитающее получило название Jaggermeryx naida — Водная нимфа Джаггера.
Песня «Sympathy for the Devil» была написана после того, как Мик Джаггер прочёл роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Вдохновенно ассоциируя себя с Воландом, Мик вложил все впечатления от романа в эту песню.
Кит Ричардс стал своеобразным прототипом образа Джека Воробья из фильма «пираты Карибского моря» — Джонни Депп страстный поклонник его творчества. Более того, Ричардс откликнулся на просьбу Деппа и сыграл роль Капитана Тига, отца капитана Джека Воробья.
В своих мемуарах Кит Ричардс признаёт, что Мик Джаггер всегда был совершенно невыносимым человеком, с которым очень сложно не поссориться. Однако при этом Кит не опасался давать ему смешные прозвища, называл Мика «Её Величество» или «Бренда».
В 2003 году солист «Роллинг Стоунз» официально стал зваться «сэр Мик Джаггер» — английская королева Елизавета торжественно по всей форме произвела его в рыцари. Так Британия обзавелась самым скандальным и хулиганским рыцарем из ныне здравствующих. Сам Джаггер с юмором отзывался о своём рыцарстве, настаивая на собственном несовершенстве и предосудительном умении пить традиционный чай не в пять часов вечера, а в три часа дня. Бунтовать, так во всём!
Мику Джаггеру посвящено несколько песен — в списке исполнителей Кристина Агилера, группа «Ночные снайперы».
Джиггер был дважды официально женат, у него семеро детей от четырёх разных женщин.
Кит Ричардс собрал внушительную коллекцию гитар. Сейчас в ней более трёх тысяч экземпляров, владелец мечтает открыть музей.
Фирменным логотипом компании стал рисунок Джона Паша — ярко-красные губы, между которыми высовывается язык. Сейчас многие даже и не знают, что это эмблема «Роллинг Стоунз», она стала популярной сама по себе и используется как яркий символ для чего угодно, от принтов на футболках до наклеек.
За время существования группы было продано более двухсот миллионов пластинок с альбомами. Были изданы десятки разноплановых альбомов, множество сольных проектов.
Участники группы продолжают собираться на репетиции, и поклонники ожидают ещё одного всемирного турне. Камни продолжают катиться!