Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты

Среди учреждений культуры России, хранящих и выставляющих для показа ценные предметы и документы, есть небольшой музейно-вокзальный комплекс "Козлова Засека". Адрес станции: город Тула, пос. Скуратово-Западный, улица Льва Толстого. Самая близкая на пути к усадьбе Ясная Поляна остановка открыта в 1868 году. Ее строительство связано с проведением Московско-Курской ветки железной дороги (в настоящее время Тульское отделение Московской ж/д). Станция относится к разряду действующих.

Горделивая чугунка

Так случилось, что судьба незаметного полустанка оказалась тесно связанной с именем великого русского писателя, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других, ведь он родился, жил и работал в Ясной Поляне. Достижение цивилизации однажды внесло значительные коррективы в привычное течение жизни родового гнездышка (напомним, изначально усадьба принадлежала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым).

Лев Николаевич и его домочадцы часто бывали на Козловой Засеке: получали там почту, пользовались услугами телефонной связи. В ноябре 1910 года посеревшая от осенних дождей, словно от горя станция встречала гроб с телом своего знаменитого завсегдатая. Печальный груз прибыл из Астапово, где Толстого настиг его последний час.

Есть сведения, что когда писатель впервые увидел «горделивую чугунку», то испытал замешательство. Легкий испуг от вида пыхтящей громадины-паровоза быстро прошел: «зеркало русской революции», как известно, был еще и отражением всего прогрессивного, в том числе, в области техники. Маршрут Ясная Поляна - Козлова Засека стал для него привычным. Любитель странствий довольно легко освоил железнодорожный транспорт и активно пользовался им.

Откуда пошло название

В последнюю поездку к дочери Татьяне в Кочеты 82-летний Толстой тоже отправился на поезде. Был август. За окошком сначала медленно, а потом все быстрее уплывали знакомые деревца с первыми рыжинками в пышной листве, навстречу им «бежали» другие: «Прощай, Козлова Засека!» Вряд ли Лев Николаевич думал, что это прощание навсегда. В ходе экскурсии рассказывают и об этом его прощальном «свидании» со станцией.

Туристы интересуются у гидов: почему старинный полустанок называется так, а не иначе? Корни наименования уходят в пятнадцатый век. Эти места представляли окраину Московского княжества, которую нужно было защищать от вражеских набегов. Для этого создавались засеки.

Строительство важной составной части оборонительных сооружений выглядело так: валились большие деревья, их ветви засекались так, что представляли собой ощетинившиеся колы. Сходу преодолеть такой заслон ворог не мог, что давало защитникам возможность собраться с силами. Козловой местную преграду назвали в честь воеводы Данилы Козлова. Видимо, большой храбрец был, раз удостоился чести народной.

Реконструкция вне шумной толпы

С 1928 по 2001 год станция Козлова Засека называлась Ясная Поляна, затем ей возвратили историческое имя. Толстой и многие его земляки называли остановку коротко и душевно: Козловка. Сегодня той шумной «пропасти народа», о которой писал когда-то Лев Николаевич, ни в зале ожидания, ни на перроне, как правило, не наблюдается.

А прежде только он со своим огромным семейством, насчитывающим тринадцать душ детей, мог забронировать целый вагон. Можно представить, как Толстые коротали время до прибытия поезда, расположившись на деревянных скамьях в зале ожидания. Младшие наверняка осваивали небольшие площади по максимуму: заглядывали во все уголки, приподнимались на носочки, чтобы рассмотреть кассира в окошке.

После реконструкции 2001 года, проведенной по инициативе руководства Московской железной дороги, сиденья, как встарь, приглашают пассажиров присесть на минутку или на несколько часов. Заглянуть в светящееся необычное окошко кассы весьма занимательно даже современным взрослым. В рамках познавательного вояжа интересно посетить кабинет начальника станции Козлова Засека.

Старое и новое

На покрытом зеленым сукном столе руководителя красуется старинный телеграфный аппарат. Сколько сообщений было отбито на нем? Отделение почты, переговорный пункт – все это как в толстовские времена: забудьте про свой сотовый телефон, зайдите в кабинку и позвоните родным или близким. Многие посетители признаются: интерактивное путешествие в прошлое им очень нравится. Козлова Засека – музей, которому все возрасты покорны.

В начале двадцатого века, а именно в 1902 году, станционный комплекс пополнился багажным отделением, был построен перрон из дерева, промежуточная (островная) платформа. Тогда же соорудили туалет, погреб, путейский дом. Все это содержится сегодня в аккуратном ухоженном состоянии, так, что не стыдно своим показать, зарубежных гостей привезти.

Для справки: с 2001 года Козлова Засека является филиалом музея-усадьбы Толстого «Ясная поляна» (Щекинский район Тульской области).

В ходе реконструкции начала третьего тысячелетия за основу брали 1910 год: использовали сохранившиеся сведения о внешнем виде здания, его внутреннем убранстве, облике прилегающей территории. Исходя из того, что станция действующая, избежать современных «вкраплений» (антенны, кабели и т. д.) не удалось. Но посетители не отвлекаются на мелочи, акцентируя внимание на главном.

Восстановят ли маршрут?

Станция долго жила активной жизнью: пролетали мимо поезда дальнего следования, летом активными пользователями железной дороги становились многочисленные дачники. Но времена изменились. Те, кто побывал в Козловой Засеке в 2016 году, услышали от экскурсоводов, что поезд Москва – Ясная Поляна отменен, несмотря на то, что был востребован пассажирами. Работники музея надеются, что маршрут восстановят. Ведь он ведет в замечательный исторический уголок.

Да... Когда-то из Москвы в Ясную Поляну ко Льву Толстому приезжали многие известные люди. К примеру, художник Илья Репин. Он подружился с романистом еще в 1880 году, когда тот неожиданно нагрянул к нему в мастерскую. С того времени автор картин «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван» и др. почти ежегодно навещал великого писателя в его родовом имении, создал целую галерею портретов друга.

Усадьбу посещали и не менее почитаемые ценителями искусства Владимир Короленко, Иван Шишкин, другие именитые гости. Все они выходили на станции Козлова Засека (Тула). Чета Толстых радостно встречала их, провожали к Ясной Поляне, до которой всего-то несколько километров. И это лишь небольшая часть исторических сведений.

Маленький, но интересный музей

Многие посетители высоко оценивают достоинства музейно-вокзального комплекса, отмечают гармоничность сочетания истории и современности. При этом непосредственно музей – это небольшая комната с интересной экспозицией. Выставка называется «Железная дорога Льва Толстого». Как выглядела чугунка? Как одевались путешественники? Что представляла собой ручная кладь?

Обо всем этом и многом другом можно узнать, прибыв к вокзалу с надписью на старославянском: «Козлова Засека». Конторка, за которой можно было черкнуть пером пару строк, старинные, украшенные вышивкой дамские и строгие мужские дорожные плащи, перчатки, огромный чемодан, увлекательный фоторепортаж, – все это позволяет окунуться в атмосферу давно ушедших лет.

Есть такая услуга, как фото в старинном одеянии. Так что, уезжая, народ с удовольствием увозит на память частичку Козловки. Можно позировать у бюста Л. Н. Толстого, на крылечке, у клумбы, на скамье с коваными ажурными ножками, – выбор за туристами, которых поманил к себе, казалось бы, простой полустанок Козлова Засека. "Как доехать до него?" – вопрос в наши дни актуальный. Но об этом чуть ниже.

Все как при Толстом

Есть мнение, что хранить былое сегодня немодно. Однако большинство побывавших в музее выражают благодарность всем тем, кто в наши непростые времена смог гармонично соединить современность и историю. Станция-музей "Козлова Засека" – пример комплекса, каждый метр которого работает на добрый имидж.

Продумано и взвешено все до мелочей. Наверняка проще было соорудить на платформе какие-нибудь металлические или пластиковые ограждения. Но при Толстом их не было. Поэтому стоят приземистые заборчики, деревянные, крепкие на вид и на поверку. К таким, не исключено, привязывал коня сам Лев Николаевич.

Плакат, предупреждающий о необходимости осторожного поведения при нахождении на платформе, тоже в стиле ретро: незадачливый господин в цилиндре, того и гляди, попадет в опасную ситуацию. А каков призыв: «Господа, берегите жизнь!» Многие признаются: сразу хочется стать дисциплинированнее и внимательнее.

Летом лучше, чем зимой

Козлова Засека – этот тот пункт, который стоит посетить всем, кто устал от светских вечеринок и суеты. Любят фотографироваться на фоне музейно-вокзального комплекса молодожены. Свадебные фотографы чаще всего выбирают «для колорита» старинный колодец, само здание станции, памятник писателю. В общем, Козлова Засека известна и притягательна (хотя случается и такое: то густо, то пусто).

Почти все гости охотно посещает магазин сувениров, буфет, прогуливаются по территории. Летом здесь более многолюдно. Зимой, как выражаются некоторые, «красоты не хватает». Что касается поры цветения и плодоношения, то все сходятся во мнении: воздух чудесный, пахнет душистыми яблочками, повсюду витает запах петуний. Горожане особенно ценят такую роскошь.

Нам до Козловки!

Электрички до Козловой Засеки – дело прошлого. Вспоминать о том, как еще недавно по маршруту Тула - Козлова Засека люди передвигались на электропоезде повышенной комфортности, бессмысленно. Он отходил от станции Курская в Москве, но отменен, как считается, из-за недостаточного пассажиропотока.

Теперь знатоки советуют воспользоваться маршрутным такси № 218, которое отправляется с Московского ж/д вокзала. Только не забудьте предупредить шофера, что вам до Козловки, так как водители часто разворачиваются, не доезжая до Засеки, и вы, минуя цель, окажетесь на конечной остановке в поселке Скуратово (Западный). Оттуда идти до станции далековато и можно перепутать стежки-дорожки. Удачной поездки!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
С мая по сентябрь было тяжко, приходилось работать по 20 часов в сутки, обеспечивая восстановление (музеефицирование) полуразрушенного вокзала, землеустройство откосов, замену путевого хозяйства, пропуск поездов, приём и отправление грузов КМЗ и других грузоотправителей. Было выполнено самое главное - не покалечили ни одного человека (при том, что работало 1200 железнодорожников и 300 человек строителей), не свалили ни одного вагона, не допустили ни одного брака.
Виктор Сидоров, начальник станц
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.