Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет поселения реализуется в разрезе конкретных видов отчислений, по отношению к которым администрация наделяется полномочиями главного распорядителя средств. Она применяется для анализа объема сумм, которые предположительно будут получены в очередном финансовом периоде от населения, организаций, учреждений. Администрация выносит постановление об утверждении методики прогнозирования доходов.
Способы расчета
Планирование доходов бюджета осуществляется путем:
- Прямого расчета. Этот способ основывается на непосредственном использовании предполагаемых показателей (стоимостных и объемных), уровней ставок и прочих величин, определяющих значение ожидаемых сумм.
- Усреднения. Эта методика прогнозирования поступлений доходов реализуется на основании вычисления среднего объема отчислений за период, составляющий не менее 3 г. либо за весь срок пополнения казны МО соответствующими видами отчислений, если он не превышает трех лет.
Администрация может предусмотреть и иные способы расчета.
Категории платежей
Разработанная методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет применяется при расчете ожидаемых:
- Сумм, отчисляемых от сдачи в аренду материальных ценностей, переданных органам территориального управления и учреждениям, созданным ими, в оперативное управление. Исключение составляет имущество автономных и муниципальных бюджетных организаций.
- Арендной платы, средств от реализации прав на заключение соглашений о передаче в пользование земли, являющейся собственностью административно-территориальных единиц, входящих в МО. Исключение составляют наделы автономных и муниципальных бюджетных структур.
- Иных сумм, отчисляемых от использования материальных ценностей, которые являются собственностью административно-территориальных единиц, включенных в МО. Исключение составляет имущество муниципальных автономных и бюджетных учреждений, унитарных, казенных в том числе, предприятий.
Арендная плата
Методика прогнозирования доходов включает в себя расчет сумм, которые могут быть перечислены пользователями земельных участков в предстоящий финансовый год. Для этого используется следующее уравнение:
А = С х Р, в котором:
- арендная плата – А;
- рыночная стоимость надела – С;
- ставка рефинансирования ЦБ – Р.
Цена участка определяется на основании оценки, выполненной не более чем за полгода до подписания арендного соглашения. Сумма, которая предположительно будет отчислена, за пользование имуществом, находящимся в собственности, а также оперативном управлении, рассчитывается по формуле:
АИ = (АИтг + Су + Сс) х К, в которой:
- величина платы за аренду имущества, ожидаемая к зачислению в следующем году, – АИ;
- предполагаемая сумма в текущем периоде – Аитг;
- величина снижения отчислений вследствие сокращения площадей, предоставляемых в пользование в будущем году, – Сс;
- сумма увеличения поступлений за имущество в связи с предполагаемым увеличением объектов, сдаваемых в аренду в предстоящем периоде, – Су;
- ожидаемый коэффициент-дефлятор, который применяется к ставке оплаты за использование материальных ценностей или к их оценочной стоимости в будущем году – К.
Для расчета совокупного объема указанных сумм в предстоящем периоде методика прогнозирования доходов предусматривает следующее уравнение:
АЗИ (р) = (АЗИ (t) + АЗИ (t-1) + АЗИ (t-2))/3, в котором:
- арендная плата за имущество и землю – АЗИ (р);
- АЗИ (t) … АЗИ (t-1) – фактическое (предполагаемое) значение годовых сумм за 3 г., предшествовавших будущему.
Суммы от реализации материальных ценностей
Методика прогнозирования доходов предусматривает следующую формулу для расчета:
РИ = Пл х Ст, в которой:
- суммы от реализации – РИ;
- средняя стоимость 1 кв. м. недвижимого объекта, определенная по итогам торгов, организованных в периоде, предшествующем расчетному, – Ст;
- площадь сооружений, зданий, помещений, подлежащих продаже в очередном году – Пл.
Расчет объемов указанных сумм на плановый период выполняется с использованием следующего уравнения:
РИ (р) = (РИ (t) + РИ (t-1) + РИ (t-2))/3, в котором:
- РИ (t) … РИ (t-2) – предполагаемое (фактическое) значение годовых отчислений за 3 г., предшествующих очередному.
Непостоянные суммы
Усредненная методика прогнозирования поступления неналоговых доходов используется при расчете ожидаемых отчислений, осуществляемых несистематически. В качестве исходных данных выступают средние годовые объемы фактических сумм, полученных за предшествующие три года. Данные показатели берутся из отчетов об исполнении бюджетных статей (ф. 0503127). К категории непостоянных относят суммы:
- Госпошлин за осуществление нотариальных действий служащими местных структур власти, имеющими соответствующие полномочия, согласно законодательству РФ.
- От распоряжения и продажи конфискованных и прочих материальных ценностей, обращенных в доходы поселений.
- Госпошлин за предоставление местными органами специального разрешения на перемещение по автодорогам транспорта, осуществляющего перевозку тяжеловесных/крупногабаритных, опасных грузов.
- Взимаемые местными структурами власти за исполнение отдельных функций.
- От денежных взысканий за нарушения финансового законодательства.
- От компенсации ущерба, возникшего вследствие нецелевого либо неправомерного использования средств местными администрациями.
- От взимания штрафов за нарушения нормативных актов РФ о контрактной системе в области закупок услуг, изделий, работ для обеспечения муниципальных и госнужд.
Формулы
Методика прогнозирования неналоговых доходов предусматривает следующий способ расчета:
P = (P (m) + P (m-1) + P (m-2) + P (m-3))/4, где
- Р (m) … P(m-3) – фактическая величина сумм, полученных за 3 отчетных периода;
- Р (m) – предполагаемый объем средств в текущем году.
Последний показатель рассчитывают по формуле:
P (m)= (Ро (m) / к) *12, в которой:
- Ро (m) – фактическая величина сумм, полученных за завершившийся период в текущем году;
- к – число месяцев оконченного отчетного промежутка в тек. году.
Определение совокупного объема указанных выше сумм на предстоящий период производится с использованием следующего уравнения:
P (p) = (P (t) + P (t-1) + P (t-2))/3, в котором:
- P (t) … P (t-2) – предполагаемое (фактическое) значение годовых сумм, поступивших в течение трех лет, предшествующих прогнозируемому.
Безвозмездные средства
Объемы таких сумм, поступающих из регионального бюджета, прогнозируются в соответствии с показателями, установленными в законодательных актах субъекта или нормативными документами органов власти. Величина безвозмездных средств из районного фонда, ожидаемых к зачислению, рассчитывается по значениям, предусмотренным в решении о составе финансовых статей на предстоящий период.
Заключение
Прогнозирование бюджетных поступлений имеет особое значение для сельского поселения. Используя различные варианты расчета, администрация может анализировать объем средств, которые могут быть у нее в распоряжении. Это, в свою очередь, обеспечивает планирование расходов на предстоящие периоды. Расчету ожидаемых объемов средств предшествует анализ уже полученных ранее сумм. В соответствии с результатами оценки, администрация получает возможность выявить перспективные направления расходования финансов, использования имущества, составляющего собственность административно-территориальной единицы, в оперативном управлении учреждений и предприятий. Грамотно используемые способы анализа и расчета позволяют достичь большей независимости от региональных и муниципальных дотаций.