Умер друг поэта Гавриила Державина, хлебосольный князь Мещерский. Поэт был опечален его уходом настолько, что откликнулся одой. Несмотря на отсутствие одических размеров и величественности, присущих жанру, эти восемьдесят восемь строк настолько трогают душу читателя, что неминуемо начинаются поиски информации о том, кто такой князь Мещерский и чем он известен? Оказывается - ничем. Самый обыкновенный человек, хотя и представитель древнего рода. Князя Александра, о котором так горевал Державин, значительно превзошёл в известности его потомок - Владимир, который писал, будучи публицистом, а также издавал и редактировал журнал "Гражданин". Но князь Владимир начал издательскую деятельность в 1887-м, а державинская ода "На смерть князя Мещерского" была написана в 1779 году, почти сто лет назад.
Ода
Смерть и вечность - две темы, касающиеся каждого и постоянно пересекающиеся в оде Державина, небывалая искренность и проникновенность лирики - вот почему эти стихи быстро стали известными и полюбились читателю. В их строках заложена глубокая философия относительно ничтожного человеческого бытия и огромного непостижимого мироздания, внутри которого князь Мещерский всё ещё жив. Утешительно для читателя то, что Державин показывает человечество как часть природы, которая вечна, стало быть и люди часть этой вечности, хотя каждая отдельная жизнь безусловно конечна, кратковременна и преходяща. Ведь любой человек - знатный и ничтожный - обязательно умрёт.
Гений Державина сумел объединить жизнь со смертью в радостном ощущении первого и трагическом переживании последнего, и умерший князь Мещерский с лёгкой руки поэта получил жизнь вечно отрадную - настолько глубоко и страстно сопереживал поэт своему близкому знакомому. Смерть мрачна, неумолима, она равнодушна к тому, что вся жизнь героя строк державинской оды была праздничной, наполненной красотой и довольством, роскошью и негой. До предела усиливается драматизм именно этим противопоставлением: на смерть князя Мещерского невозможно отреагировать словом "отмучился". Сама коллизия, разворачивающаяся в оде, конфликтна, так же как и образная система, применяемая автором.
Заложенный в структуру оды конфликт приводит к пониманию, что диалектическая сущность мироздания противоречива и никак не может быть приведена к единству с отдельно взятой человеческой судьбой. "Где стол был яств - там гроб стоит..." - исключительный по своей насыщенности стих. "На смерть князя Мещерского" - ода на одиннадцать строф, где в каждой строчке жизнь пытается сопротивляться смерти.
Противостояние
Восемь строк любой строфы этой оды обязательно заявляют о противостоянии жизни и смерти. Это утверждается на различных уровнях подачи поэтического материала. Образным рядом, построением синтаксических конструкций, изменениями ритмических рисунков звучания и так далее. Державин очень обильно использует тропы - поэтические иносказания, которые со временем, уже в творчестве его последователей оформятся как оксюморон. Это достаточно сложный троп, но и чрезвычайно выразительный: "Мёртвые души" у Гоголя, "Живой труп" у Толстого, "Горячий снег" у Бондарева - сами названия передают всю неоднозначность переживаний, чувств, душевных состояний в передаче определённых событий.
Державин стал основоположником этого средства выразительности в литературном языке. В одном и том же образе уживаются абсолютно противоположные смыслы - это и есть оксюморон. Неоднозначность, противоречия во всём - не только в каждом поступке человека, в его поведении, но и вся жизнь - один только оксюморон, отсюда и такая высокая степень правдивости в строках этой оды. Анализ стихотворения "На смерть князя Мещерского" явно показывает те начала, которые впоследствии будут разработаны, усовершенствованы и до максимума повысят психологическую нагрузку произведения. Например, фраза: "Сегодня бог, а завтра прах." Это значит следующее: родимся для того, чтобы умереть, и вместе с жизнью смерть свою приемлем. Так звучит главная идея и выполненная Державиным сверхзадача в данном произведении.
Князь Александр Мещерский
Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в "Санкт-Петербургском вестнике" 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой Иван Дмитриев так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе "Дубровского" взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.
Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь - просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина "На смерть князя Мещерского" производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.
Образ смерти
Смерть выписана Державиным во всём её могуществе - детально и красочно. Образ её показан в динамике - последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни - в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг - во второй.
Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое "заземление", чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников - и точит, всё точит лезвие своей косы.
Лейтмотивы
Чёткость деления на строфы отнюдь не нарушает плавности повествования. Целый ряд особых художественных приёмов поставил для этой цели Державин себе на службу. Строфы словно перетекают одна в другую (приём, применённый впервые в русской литературе настолько полно и ясно). Концентрируя главную мысль в последней строке строфы, поэт повторяет её в первой строке следующей, развивая затем и усиливая. Мысль и образ, которые повторяются на протяжении всего текста, называются лейтмотивом, им и воспользовался Державин. Ода "На смерть князя Мещерского" именно потому и получилась таким стройным и последовательным произведением. Главными лейтмотивами послужили равнодушная и бесстрастная смерть и скоротечная, словно сон, жизнь.
Метафизический текст
Князю Мещёрскому не были даны высокие должности, видные посты, он никак и ничем не прославился - ни по военному, ни по административному, ни по художественному ведомству. Человек без особых дарований, с приятными чертами чисто русского хлебосольства (которыми в принципе обладал тогда практически каждый). Первое название, которое дал своему произведению Державин, и вовсе относило его к жанру поэтического послания, но никак не к канонической оде: "К С. В. Перфильеву, на смерть Александра Ивановича Мещерского". Однако пафос истинной оды, звуча колокольным набатом, выдал жанровую принадлежность с первой строфы: "Глагол времён! Металла звон!".
И тут же проясняется метафизическая проблематика. Смерть любого - даже вовсе неизвестного человека делает человечество чуть менее полным, а каждого живущего чуть менее полноценным. Смерть приятеля показана как событие экзистенциальное в потоках изумительных поэтических откровений. Рассказывая о смерти князя, Державин явно сопоставляет её со своей собственной. Единство каждого человека со всем человечеством - вот это и есть метафизика данной идеи. И одновременно ода "На смерть князя Мещерского" говорит о противостоянии смерти, поскольку каждой строкой наталкивает на рефлексию о смысле бытия конкретного человека в общем мироздании, несмотря на его бестрепетные законы.
Смысловая структура
Оригинальные метаморфозы ждут читателя в каждом стихе: первопроходец русской поэзии впервые внёс в литературу абсолютно новые категории: высокое-низкое, вечное-временное, частное-общее, абстрактное-конкретное. Конечно же, всё это известно со времён Аристотеля. Но только у Державина эти категории перестают звучать как взаимоисключающие, вступая в синтез.
Одическое, приподнятое, восторженное звучание констатирует самые неутешительные его постулаты. Жизнь человека и ее смысл: лишь смертный не думает умирать. Такие оксюмороны многочисленны, и все они в этой оде трагичны, так чувствует их Державин. "На смерть князя Мещерского" - ода, поставившая читателя перед лицом смерти как единственной константы, поскольку любая сущность завтра или через тысячу лет, как баобаб, всё равно умирает.
Предупреждение читателю
Существование такой константы сомнительно и иллюзорно, потому что бытийно как бы не имеет смысла, и, значит, сущность не истинна, если следов в будущем никаких от неё не осталось. Державин добавил смысла в сытое, но по большей части бессмысленное существование своего знакомого, одой "На смерть князя Мещерского".
Анализ этого произведения сделан не только филологами, но и философами, где связаны все её детали с моделью вселенной, где нет самооснованности бытия индивидуума, поскольку индивидуальность лишена бытийности. Однако внутренний опыт поэта вступает в спор с неизбежностью, словно предупреждая читателя о том, что он на краю бездны, что цепь превращений не прервётся, все и вся исчезнут в этой космической мистерии без малейшего следа.
Другой князь Мещерский
Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом - владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы - городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии - газету), написал "Речи консерватора", которые были довольно известны среди современников.
Его отец - гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать - старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители - нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.
Советник государя
Воспитателю наследника - графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных - он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). Светская жизнь давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт "плохим куртизаном", то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его "интимным при дворе".
После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем - Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия - журнал "Гражданин". Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах "Гражданина" нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. "Содома князь и гражданин Гоморры", по словам Владимира Соловьёва.