Для того, чтобы предприятие могло успешно работать и занимать прочные позиции на рынке, ему необходимо периодически проводить оценку своей деятельности. Для этого существует анализ внутренней среды предприятия, в ходе которого проявляются как сильные, так наиболее слабые его стороны. В ходе этой работы анализируются финансовая сторона компании, производственная и маркетинговая деятельность, работа отделов сбыта и поставок, согласованность работы всех подразделений предприятия и так далее.
Анализ внутренней среды предприятия поможет прояснить ситуацию и даст возможность принять меры при возникновении угрозы деятельности предприятия. Даст возможность улучшить деятельность по результатам анализа, распространив их среди ключевых фигур, принимающих решения на предприятии.
Методы анализа маркетинговой среды компании заключаются, в первую очередь, в выявлении основных факторов, которые имеют на нее влияние. Это:
- Определение основных влияющих групп с помощью экспертной оценки.
- Конкретизация и оценка внешних факторов.
- Выделение наиболее существенных факторов.
- Выявление степени влияния этих факторов на предприятие.
- Разработка мероприятий по снижению их негативного влияния или нежелательного воздействия.
- Разработка прогнозов развития внешней среды на планируемый период.
Анализ внутренней среды предприятия может включать следующие позиции:
- Уровень организации менеджмента.
- Наличие проведения маркетинговых исследований на предприятии.
- Изучение потребительского спроса.
- Изучение методов продвижения продукции.
- Наличие производственной базы.
- Система обучения персонала.
- Система мотивации.
Анализ макросреды должен включать непосредственное окружение предприятия:
- производители аналогичной продукции;
- влияние поставщиков на сырьевые запасы предприятия, во избежание переизбытка товара на складе либо наоборот, срыва поставок сырья;
- возможность работы с крупными поставщиками, что дает возможность получения максимальных скидок, кредитования и инвестиционных услуг;
- изучение конкурентной силы покупателей;
- контроль над работой системы сбыта;
- потенциальные производители аналогичной продукции;
- производители товаров-заменителей.
Анализ внутренней среды предприятия преследует следующие цели: прояснение стратегической ситуации внутри предприятия, правильность использования разнообразных ресурсов, текущее состояние бизнеса. При этом используется SWOT-анализ, который определяет слабые стороны предприятия и его сильные позиции. Для этого рассматриваются абсолютно все сферы деятельности компании: организация и управление, маркетинг, производство, сбыт, управление финансами и персоналом.
SWON - анализ изучает тенденции развития предприятия, возможность использования его преимуществ, а также исследование макросреды с целью нейтрализации исходящих от нее нежелательных воздействий. Знание своих
наиболее сильных сторон поможет компании значительно эффективнее использовать наилучшие возможности рынка, а видение слабых сторон – вовремя принять соответствующие меры и выстроить защиту.
Анализ макросреды поможет осветить следующие моменты:
- техническое состояние оборудования;
- эффективность использования мощностей;
- системы контроля запасов;
- контроль над качеством продукции;
- стоимость сырья;
- эффективность процесса закупки;
- исследования;
- инновации;
- величина издержек.
Так же в процессе анализа могут быть выяснены основные достоинства предприятия, которые создают ему преимущества перед конкурентами.
Для анализа также часто используются методика PEST анализа, которая учитывает экономические и политические факторы, могущие повлиять на внутреннюю среду предприятия и несущие определенную угрозу.