Философия Индии во все времена вызывала особый интерес. Она считается одной из самых древних на земле. Религия Индии имеет самое большое распространение и насчитает огромное количество последователей. В основе периодизации положены разные источники мысли, большинство из которых известны миру с самой древности. Рассмотрим далее некоторые понятия индуизма.
Этапы развития
Философия Индии в своем развитии прошла несколько стадий. Ими являются:
- XV-VI в. до н. э. Этот этап называют ведическим периодом – стадией ортодоксальной философии.
- VI-II вв. до н. э. Эту стадию именуют эпическим периодом. На этом этапе были созданы эпосы "Рамаяна" и "Махабхарта". В них затронуты многие проблемы эпохи. На этом этапе появляется джайнизм и буддизм.
- II в. до н. э. – VII в. н. э. В этом периоде были созданы краткие трактаты - сутры, рассматривающие конкретные проблемы эпохи.
Ключевые признаки
Они перечислены в труде Датта и Чаттержди "Адвайта Веданта". Основными характеристиками являются:
- Практическая направленность мысли. Она служит не для удовлетворения праздной любознательности, а нацелена на совершенствование человеческой жизни.
- Источник мысли – тревога за человека. Она выражается в стремлении предостеречь людей от ошибок, которые приводят к страданиям.
- Вера в "риту" – нравственный вечный миропорядок, который существует во вселенной.
- Представление о неведении как об источнике человеческой муки, понимание, что только знание может стать условием спасения людей.
- Рассмотрение вселенной как арены для совершения нравственных деяний.
- Представление о продолжительном сознательном сосредоточении как об источнике любого знания.
- Понимание необходимости подчинения страстей и самоконтроля. Они рассматриваются в качестве единственного пути к спасению
- Вера в возможность освободиться.
Трактаты
Первоначально мысли получили свое каноническое, ортодоксальное выражение в виде сборников. Они насчитывали больше тысячи гимнов, которые включали в себя приблизительно 10 тыс. стихов. Священные книги основывались на традициях ариев и были оформлены в середине II в. до н. э. Но первые 4 сборника впоследствии были объединены под общим наименованием "Веды". Дословно это название означает "знание". Веды представляют собой религиозно-философские трактаты. Они создавались племенами арийцев, пришедшими в Индию после XV в. до . э. из Поволжья, Ирана, Ср. Азии. Обычно трактаты состояли из:
- "Священного писания", религиозных гимнов (самхитов).
- Описания ритуалов, сочиненных жрецами и использовавшихся ими при отправлении обрядов.
- Книг лесных отшельников (Араньяков).
- Комментариев к трактатам (Упанишад).
В настоящее время сохранилось 4 сборника:
- "Ригведа". Это основополагающий, старейший сборник. Он был оформлен примерно к 1200 г. до н. э.
- "Самаведа". В нем собраны песни и священные заклинания.
- "Яджурведа". В этом сборнике записаны жертвенные формулы-заклинания.
- "Атхарваведа". В нем собраны магические формулы и заклинания, которые сохранились с доарийских времен.
Наибольший интерес вызывают у исследователей комментарии, которые содержит философия. Упанишад дословно переводится как "сидение возле ног учителя". В комментариях приводится трактовка содержания сборников.
Брахман
Монотеистические религии, такие как ислам, христианство, иудаизм, под понятием Бог подразумевают определенную созидательную силу. Вместе с тем они рассматривают Творца как невыразимую, в некоторой степени, антропоморфную сущность. Он выступает в качестве объекта для моления и духовного общения. В этом плане мышление индусов кардинально отличается от мировосприятия представителей прочих конфессий. На общественном (экзотерическом) уровне сознания присутствуют тысячи богинь и богов. В классическом пантеоне насчитывается 330 млн. Все они обладают определенной сферой влияния, географической принадлежностью либо покровительствуют определенному виду деятельности. К примеру, считается, что бог со слоновой головой – Ганеша – способствует успеху и приносит удачу в научных исследованиях. В этой связи ученые относятся к нему с трепетом и уважением. Особое место отведено в пантеоне триаде. Она представлена тремя богами в функциональном и онтологическом единстве: творец мира – Брахма, хранитель – Вишну, разрушитель – Шива. Венцом триады является концепция Брахмана. Она выражает Абсолютную Реальность. Под ней подразумевают всю полноту (пустоту) вселенной со всем множеством богинь и богов. Брахман рассматривается в виде непроявленной реальности всего сущего. Второстепенные боги представляют собой только функционально ограниченные и второстепенные его аспекты. Цель жизни состоит в единении с вселенной, так как его духовная сущность имеет все свойства, которыми обладает и Брахман. Таким образом, провозглашается тождество человека и творца мира.
Атман
Это в философии как раз и есть то внутреннее в человеке, которое обладает свойствами Брахмана. При этом оно не является какой-то мистической химерой. Атман – это вполне доступное, очевидное переживание своего присутствия в данный момент времени. Оно является психической реальностью, ощущением бытия. В чистом виде оно переживается в форме безграничной свободы. Мыслители используют это слово для обозначения Высшего Я. Оно представляет собой личностный аспект. Атман – это то, что человек переживает прямо сейчас, тот миг, в котором есть жизнь. Чем четче будет связь с ним, тем сильнее ощущение реальности.
Пояснения
Днем человек бодрствует, выполняет какую-то рутинную деятельность. При этом он находится относительно в сознании. Между тем, если человека попросить пересказать, что с ним происходило на протяжении дня, включая и ментальную деятельность, движения, чувства и все ощущения органов восприятия, он не сможет вспомнить и доли процента. Люди запоминают только основные, нужные ему в дальнейшем моменты. Они связаны с проекциями их малого "я". Остальная же память уходит в бессознательное. Из этого следует, что повседневная осознанность человека – явление относительное. Во время сна ее уровень еще больше падает. После пробуждения человек может припомнить только очень немногое, только самые яркие моменты сна, а чаще всего – ничего. В этом состоянии ощущение реальности значительно снижается. В результате оно практически никак не фиксируется. В противовес сну существует сверхсознательное состояние. В сравнении с ним, даже дневное бодрствование может показаться отсутствием жизни и сном.
Цель восприятия
Зачем нужно осознание Высшего Я? Обыватель почти не осознает свое существование. Он воспринимает все через те или иные косвенные переживания. Так, человек умом фиксирует определенные объекты и делает выводы о том, что он действительно есть, поскольку в противном случае было бы некому этот мир воспринимать. Вопросы о практической ценности осознания психической реальности порождает сущность, крепко зацепленная на уме. Внимание в таком случае не в состоянии оторваться от разума и отправиться в глубину, причину, суть процессов, происходящих в данный момент. Когда возникают вопросы о практической ценности осознания, необходимо обратить внимание на следующий парадокс. В момент их появления сам вопрошающий отсутствует. Какой смысл спрашивать о следствиях, если отсутствует понимание исконной причины явления? В чем суть вторичных проявлений "я", если человек его вовсе не осознает?
Сложности
Атман – это четкое осознание присутствия. У людей в обычной жизни появляются смутные ощущения мягкого, вкусного, твердого, скучного, важного, те или иные картинки, чувства, множество поверхностных мыслей. Однако где среди этого всего Атман? Это вопрос, который заставляет оторваться от обыденности вещей и посмотреть вглубь сознания. Человек может себя, конечно, успокоить. Например, он может принять как истину, что я – это совокупность всего. В таком случае где грань, которая отделяет присутствие от отсутствия? Если человек понимает свое я, то получается, их два. Одно наблюдает за другим или они оба друг за другом смотрят. В таком случае возникает третье я. Оно наблюдает за деятельностью двух других. И так далее. Все эти концепции – это игры разума.
Просветление
Дух (душа) для человека считается запредельной реальностью. Она и есть Бог. Даже секундное осознание этой связи дает радость и осознание свободы, которая ни от чего не зависит. Атман – это и есть жизнь в ее абсолютном аспекте, незримый фон – истинная суть человека. В эзотерическом учении принятие психической реальности называется просветлением. "Адвайта Веданта" говорит об осознании как о том, кто действительно, истинно есть. В йоге принятие своего присутствия описывается как Пуруш. Он характеризуется как тонкий, безначальный, познающий, сознательный, вечный, запредельный, созерцающий, вкушающий, незапятнанный, бездействующий, ничего не порождающий.
Процесс осознания
Для открытия Атмана нет необходимости что-то делать, к чему-то стремиться, напрягаться каким-то образом. Сначала это происходит в форме естественного расслабления. Состояние похоже на погружение в сон, но при этом человек бодрствует. После этого распахивается индивидуальная реальность, она открывается тому, что существует, всегда существовало и всегда будет. В этот момент человек осознает, что ничего другого и не было и не могло быть. Это – сама жизнь, естественность, неизменная духовная сущность, которой ничто не в состоянии препятствовать. Она просто есть, вмещает в себя разные мгновения. Но вместе с этим ничто не может затрагивать ее. На сознательном уровне человек понимает, что энергия не имеет ни начала, ни конца. Реальность не может прибавиться или убавиться. Не существует привязанности к чему-то, неприятия чего-либо, поскольку все, что происходит – это спонтанная река, в созерцании которой все принимается так, как оно есть, без искажения Истины и даже ее интерпретации. Человек только наслаждается голосом потока, отдает себя ему. Единственное, что нужно – довериться жизни. Все течет естественным образом, происходит само.
Сомнения
Они иллюзия. Сомнения приковывают человека к ментальной деятельности, к ограниченному частному знанию. Они заставляют переживать и бояться, порождают неудовлетворенность, неустойчивость. Доверие к жизни сделает сознание вкушающим, проницательным, подарит озаряющее интуитивное мышление. Оно является проявлением связи относительного и парадоксального мира, человека и высшего "Я".
Заключение
Индивидуальность – то, что человек считает собой – происходит внутри него, но это не он сам. Личность и имя – это герой, персонаж игры. Он действует в мире вместе с другими формами. Реальность составляет только то, что существует на фоне высшего "Я". Окружающие люди – различные части человеческого сознания. Реальность существует, она просто есть. Она является истинной обителью человека. Выделять те или иные объекты, чтобы полностью отдавать им внимание, сравнимо с выбором одной точки в бесконечности, чтобы посвятить ей всего себя. Она не имеет никакого значения на фоне реального, абсолютного существования. Действительность будет отрывать человека от нее на бесконечное расстояние. Но он, пугаясь потери, будет рваться к ней. Так поступает человек, когда отдал себя отождествлению с переходящими формами. Он упускает что-то несоизмеримо более важное, величественное, всеобъемлющее – саму жизнь. Существование бытия как такового, любой формы – необъяснимое чудо. Для обывателя осознание этого может показаться бессмысленным и сложным. Для последователей индуизма понимание существования бытия и своего присутствия в мире является естественным.