В каждом автомобиле есть дополнительные вспомогательные устройства – это кондиционеры, усилители рулевого управления, генераторы. Все эти элементы приводятся в действие от двигателя при помощи приводных ремней. Ремень ГУР – это расходный материал. Время от времени эти детали требуют замены. Давайте посмотрим, что собой представляют приводные ремни, как их необходимо обслуживать и выполнять их замену.
Что собой представляет приводной ремень?
Когда конструкторы пришли к тому, что нужно как-то передавать вращение на вспомогательные агрегаты, для этого была выбрана именно ременная передача. Решающую роль в этом выборе сыграли несколько причин. Посредством ременной передачи можно бесшумно и плавно передать энергию вращения, при этом потери на трение будут незначительными. Также крутящий момент посредством ремня может передаваться на любые расстояние между осей шкивов. Сейчас в некоторых премиальных моделях авто можно встретить цепной привод, но в массовом автомобилестроении лучше данных деталей еще ничего не придумали.
Ремень ГУР генератора или любой другой изготовлен из специальных материалов на основе резины и ткани. Такое сочетание позволяет ему быть эластичным и при этом достаточно крепким. Конструкция элемента постоянно дорабатывается и модернизируется – можно сказать, что это высокотехнологичные продукты, которые могут сохранять прочность, эластичность и гибкость в больших температурных диапазонах. Также ремень ГУР может выдерживать различные механические воздействия – колебания и рывки. Принцип работы ремня очень простой: он надевается на шкивы на моторе, а также на одном из вспомогательных устройств. Таким образом передается вращение.Виды приводных ремней
На разных механизмах установлены элементы различных типов. Сейчас используются фрикционные ремни, поликлиновые и клиновые. Профессионалы и производители квалифицируют элементы на две большие группы – это фрикционные и зубчатые.
Фрикционный приводной
Такой ремень ГУР генератора передает крутящий момент посредством силы трения. Величина ее пропорциональна силе в зоне контакта. Данный показатель зависит от того, какое предварительное натяжение создано, а также от формы шкива или конуса, с помощью которого элемент удерживается или заклинивается в шкиве.
Зачастую автомобильные приводные механизмы имеют отношение ширины их верхней поверхности к высоте – от 0,8 для узких моделей до 1,2 в случае с классическими изделиями. Для того чтобы передавать большое усилие, иногда используют многоручейный ремень. Это решение представляет собой несколько, чаще 2-3 стандартных элемента. Форма внутренней части может быть также различной – полностью ровной или же с фасонными зубьями. Волнистый ремень с зубьями встречается чаще, так как позволяет снизить проскальзывание при работе на шкивах небольших диаметров, но при этом сокращает материалоемкость шкива. Если взглянуть на фрикционный ремень генератора ГУР кондиционера в поперечном сечении, то изделие представляет собой несколько слоев. Верхний – это тканевая оболочка. Далее идут нити, которые являются кордом – они воспринимают всю основную нагрузку. Также используется базовая каучуковая композиция.Армированный фрикционный приводной ремень
На некоторых современных моделях оболочка из ткани может использоваться не только на верхнем участке ремня, но и по бокам – это армированные ремни. Они надежно защищены от грязи, различных абразивов и моторных масел. Все это разрушительно действует на эту деталь. Эти детали применяют тогда, когда необходимо отдать большую мощность в тяжелых или даже экстремальных условиях. Они широко распространены в системах, где работа осуществляется на высоких оборотах.
Поликлиновый приводной
Эти модели представляют собой очень маленькие клиновые ремни, которые собраны в едином корпусе. Данная конструкция обеспечивает высокую гибкость – благодаря этому свойству их можно применять на шкивах с уменьшенным диаметром, от 45 мм. Также эти решения позволяют отбирать мощность не только по прямой, но и по обратной ветви.
Технические характеристики изделия позволяют использовать один поликлиновый ремень сразу на несколько устройств. Это может быть ремень ГУР, кондиционера, помпы, компрессора, генератора и так далее. Но в случае обрыва эксплуатировать машину нельзя. Нужно обязательно заменить вышедшую из строя деталь. По составу поликлиновые ремни представляют собой подложку из резиновых материалов, каркас из прочных нейлоновых нитей, а также базовую часть на основе каучуковых композиций. Последняя находится в контакте с металлическим шкивом.Клиновой ремень
Такие элементы сегодня встречаются очень редко, хотя они имеют массу преимуществ. Это дешевое изделие, которое очень легко установить на мотор или заменить в случае обрыва или износа. Данные элементы можно устанавливать только на один из агрегатов. Ранее автовладельцы вместо клиновых использовали обыкновенную веревку, ведь для натяжения и установки такого ремня не нужны направляющие и натяжные ролики.
В целом же клиновидный ремень ГУР отличается высокой скоростью износа, требует постоянного обслуживания и натяжения, что совсем не практично для современного водителя.Зубчатая группа
Эти решения практически не используются для работы различного навесного оборудования на легковых автомобилях. Они устанавливаются только на механизмы газораспределения. Однако их можно встретить на мощных дизельных двигателях вместе с наносом охлаждающей жидкости и на топливном насосе. По составу зубчатый ремень практически ничем не отличается от фрикционных аналогов. Разница лишь в количестве слоев, режиме вулканизации и форме.
Срок службы приводных элементов
Производители закладывают в ремни достаточно больший срок службы. Эти изделия изготавливаются из прочных материалов. Если брать средний показатель, то замена ремня ГУР должна выполняться через 25 000 часов непрерывной работы. Стоит обратить внимание, что ресурс указывается именно в часах. Дело в том, что пробег в этом случае мало влияет на износ ремня. Эта деталь работает даже тогда, когда машина никуда не едет (а работает на холостых). Но это только теория и паспортные данные производителей. В реальности ресурс и срок службы могут значительно отличаться от заявленных производителем. Кроме того, в процессе работы на ремень влияют определенные факторы, которые могут ускорить время замены.
Факторы, влияющие на износ ремня
Срок эксплуатации элемента сильно зависит от того, насколько правильно он был установлен. Сейчас не редкость, когда слесарь на СТО в силу низкого уровня квалификации или отсутствия опыта работы пытается выполнить монтаж ремня при помощи отвертки или другого похожего инструмента. В итоге получаются повреждения, которые снижают ресурс в 2 и более раза. Данным методом пользуются также и для того, чтобы замена ремня ГУР наступила быстрее (без демонтажа шкива).
Срок службы ремня тоже важен. Это важный фактор, который влияет на скорость износа. К примеру, в магазинах автозапчастей можно встретить товары, у которых уже давно истек срок годности. Для металла это не страшно, а вот для ремней – это повышенный износ и скорая замена. Химический состав по прошествии времени имеет свойство изменяться. Если ремень изготовили более 5 лет назад, а затем на складе его еще и неправильно хранили, то прослужит он очень мало. На долговечность элемента также еще влияют и погодные условия. Например, в жарком климате люди часто пользуются кондиционерами. А это значит, что компрессору нужно много энергии. В итоге ремень ГУРа кондиционера в это время испытывает повышенные нагрузки. Также повышенный износ будет наблюдаться в холодное время года. Зимой электрические устройства будут требовать больше мощности, чем летом. Генератору приходится выдавать больше энергии – в итоге повышенная нагрузка на ремень. Зачастую в новых машинах эти детали служат дольше, так как на заводе их правильно установили, а на складе были учтены все правила хранения. После замены на другой ремень, срок службы будет ниже указанного производителем.Что будет, если не менять его?
Если замена ремня ГУР не была выполнена в назначенный срок, то на их поверхности будут видны различные дефекты – трещины или потертости. Изношенный ремень при работе будет издавать неприятный свист. Это говорит о том, что пора заменить его. При обрывах приводных ремней водитель услышит громкий хлопок, а оборудование просто престанет выполнять свои функции. К примеру, если произойдет разрыв ремня генератора, тогда аккумулятор перестанет заряжаться. Также при обрыве может перестать работать гидравлический усилитель. В итоге руль станет очень тугим. Конечно, ездить с такой неисправностью можно, но замену откладывать не стоит. Для системы усилителя это очень вредно. Однако самая основная проблема – это неработающая помпа. В этом случае циркуляция охлаждающей жидкости прекращается и мотор может перегреться. А это уже чревато дорогостоящим ремонтом.
Регулярные проверки ремней привода
Каждый автовладелец должен регулярно проводить осмотр данных элементов и знать, как натянуть ремень ГУР. Проверку можно осуществить при неработающем двигателе. Для тестирования необходимо просто нажать пальцем на деталь – станет ясно, ослабло натяжение или же нет. При таком осмотре деталь не должна смещаться даже на 1-2 см. Так же, на ощупь, проверяются и другие повреждения. Если удалось заметить поврежденные места на ремне, то его необходимо заменить. Стоит обратить внимание, что, покупая новый элемент, можно не приобретать оригинальную деталь. Автомобильный рынок предлагает неоригинальные изделия, которые по техническим характеристикам и качеству не хуже, а может, даже и лучше оригинальных моделей.
Средняя цена за замену ремня в СТО составляет примерно 2500 р. Стоимость самого элемента зависит от бренда и его себестоимости. Ремень ГУР «Приора» стоит в среднем 300 р. На рынке можно найти как дешевые, так и достаточно дорогие изделия, способные выдержать экстремальные нагрузки.
Но не только «Приора» сегодня является популярной народной моделью. Многие покупают «Рено Логан». В этом автомобиле также требуется обслуживать и менять приводные ремни. Ремни ГУР генератора («Логан 1.5» в том числе) бывают разные. Это зависит от уровня оснащения автомобиля. Что касается производителей, то это Renault, Bosch, Gates и другие бренды. Изделия различаются по длине. Также отдельно можно приобрести и ролики с кронштейном и без него. Также можно приобрести комплект, в котором есть натяжной и обводной ролик и сам ремень ГУР «Рено Логан». Эти комплекты производит Renault и Quartz.
Обслуживание приводных элементов
Начинающие водители, которые только сели за руль собственного авто, часто не знают, как обслуживать этот самый автомобиль.
Многие сталкиваются с необходимостью обслуживания и замены ремней. Давайте посмотрим, как натянуть ремень ГУР, подтянуть или ослабить при необходимости. Элементы свистят потому, что они проскальзывают на шкиве вследствие ослабления. На примере ремней генератора натяжку можно выполнить при помощи специальных регулировочных болтов или планкой.
Для подтяжки ремня на современном авто ослабляют болты крепления генератора, затем поворачивают регулировочный болт по часовой стрелке. При этом генератор должен отводиться от двигателя - проверяется уровень натяжения. Далее крепежные гайки затягиваются. В продаже появились новые поликлиновые ремни с повышенным уровнем эластичности. Их натягивать и подтягивать не нужно. Из-за особенностей конструкции и инновационных материалов они просто не растягиваются. Срок службы составляет до 120 000 км. Но чтобы первоначально натянуть такой ремень, понадобится специальный инструмент. В большинстве моделей авто есть специальные натяжные ролики или же автоматические натяжители. Это избавляет владельца от постоянного подтягивания. Одни недостаток – при установке меняют и ролик.
Как заменить приводной ремень
На примере «Лады Приора» посмотрим, как выполняется замена ремня. Сразу нужно сказать, что для этой модели предусмотрено три типа элементов. Так, размер ремня ГУР для авто без гидроусилителя равен 742 мм. Если автомобиль оснащен ГУР, то нужный размер - 1115 мм. Для машины с ГУР и кондиционером размер должен быть 1125 миллиметров. Из инструментов понадобятся ключи на 13, ключ на 17, ключ для натяжения, торцевые головки на 17 и 10, а также баллонный ключ. Первым делом отворачивают натяжитель с помощью ключа на 17. Далее откручивают подушку двигателя, поднимают переднюю часть машины и демонтируют переднее колесо. Затем необходимо снять боковую защиту. Под картер следует поставить какой-либо упор. Затем немного опустить автомобиль – теперь ремень можно будет снять. Далее на место старого устанавливается новый. После этого машина снова поднимается, двигатель ставится на место, а подушка закручивается. Из-под картера нужно достать упор, а также установить колесо. Замена ремней ГУР генератора практически окончена – осталось только немного подтянуть. При запуске мотора может быть слышен свист – это говорит о недостаточном натяжении. Если же натяжение будет сильней, чем необходимо, то будет слышаться гудение.
Таким образом обслуживаются и меняются приводные ремни в современных автомобилях. Это пригодится начинающим автовладельцам.