Государственные программы Российской Федерации стали основным инструментом решения важнейших задач социального и экономического развития. Инновации - неотъемлемая часть прогресса экономики любого государства. Поэтому особенно важно изучить стратегию развития экономики России в части инноваций, ее задачи и методы реализации.
Что такое инновация?
Опреде-ление термина «иннова-ция» | Автор | ||||||||
Шумпетер | Ла Перье | Витфилд | Друкер | Найт | Лемерль | Джонсон | Харман | Санто | |
Изменение | + | + | + | + | |||||
Результат | + | ||||||||
Процесс | + | + | + | ||||||
Средство | + |
На сегодняшний день существует очень много определений инновации. В таблице приведен сравнительный анализ основных зарубежных теорий, определяющих инновации по-разному. Основателем же учения об инноватике принято считать И. Шумпетера, который, изучая природу изменений, связанных с мезофитпоявлением новых материалов или подходов в жизнедеятельности человека, назвал любые такие изменения инновациями.
Наиболее широко раскрывается понятие инноваций в международных рекомендациях под названием Руководство Осло и Руководство Фраскати. В этих документах, переведенных практически на все языки мира, понятие инновации трактуется как результат деятельности, который в качестве нового/усовершенствованного продукта, технологии или процесса используется на практике.
Инновации приводят к обновлению капитала и включают не только само новшество, но и этапы создания, внедрения и использования новшества для удовлетворения меняющихся человеческих потребностей.
Какими бывают инновации?
Инноватика – молодая, развивающаяся наука, поэтому существует множество направлений их деления на группы. Инновации классифицируют по характеру применения, причинам возникновения, степени влияния на производственный или иной процесс. В основном принято использовать следующую классификацию инноваций:
- Продуктовые инновации. Они ориентированы на производство и внедрение новых продуктов. При этом происходит главенствующая роль предложения над спросом в экономическом смысле. Продуктовой инновационностью можно охарактеризовать экономику России в советский период.
- Технологические инновации. Их часто называют процессными, так как они направлены на модификацию технологических процессов и повышают эффективность производства. Технологические инновации также часто наиболее прибыльны, так как могут приносить доход при продаже, не теряя при этом полезности для владельца.
- Социальные инновации. Это изменения в структуре общества и взаимоотношений в конкретных социальных группах. Они часто внедряются для изменения приоритетов в обществе, например, повышения роли общественно полезной деятельности по сравнению с личными интересами работника.
- Управленческие инновации. Включают адресные обновления для менеджмента организации.
- Экономические инновации. Оказывают влияние на развитие экономики целого региона или процесс функционирования в рыночных условиях конкретного хозяйствующего субъекта.
Закон о планировании развития инноваций в России до 2020 г.
Нормативно-правовая база развития науки и техники начала развиваться задолго до наших дней. Еще в советский период разрабатывались законы о стратегиях экономического развития государства, включающие указания по модернизации важнейших для страны производств. В рамках таких изменений были популярны рационализаторские предложения от работников о повышении эффективности выполнения той или иной операции. Это было достаточно простым и дешевым методом мотивации развития нестандартного подхода людей к своей работе и позволяло без лишних трат бюджета прямо на местах усовершенствовать технологические цепочки, что приносило вполне ощутимый эффект.
Развитие инноваций также нашло свое отражение в нормативных документах, а самым важным из них стала"Стратегия инновационного развития России до 2020 года", 8 декабря 2011 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р.
Она призвана существенно изменить структуру экономики нашей страны, поднять на новый уровень технологические и научные аспекты хозяйствования, а также обеспечить возможность российскому образовательному сектору успешно конкурировать с мировыми лидерами в этой сфере.
Цели и задачи
"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" предопределяет основные подходы и механизмы модернизации и совершенствования инновационной политики страны. Она содержит ключевые показатели, которых планируется достигнуть к 2020 году. Они могут меняться в зависимости от хода реализации мероприятий, заложенных в стратегии.
В частности, предусмотрено увеличение количества предприятий промышленности, что приведет к росту экспорта и доли России на международных рынках новых технологий. В качестве индикатора также указывается степень цитирования и объем публикаций российских ученых в международных научных журналах. Развитию патентования и качеству высшего образования также уделяется особое внимание.
Пути реализации
Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает следующие мероприятия:
- Внедрение инновационных технологий в государственные структуры, бюджетные организации.
- Модернизация кадровой политики в сфере науки, технологий, инноваций и образования.
- Мотивация и стимулирование инновационного бизнеса.
- Участие России в мировых инновационных разработках, создание кластеров инноваций.
Стратегия «Инновационная Россия-2020» будет реализовываться с учетом приоритетов технологического развития отдельных регионов страны и эффективной государственной поддержки частного предпринимательства в области новейших разработок.
Основными механизмами реализации этой стратегии стали программы федерального уровня научно-технической направленности, а также региональные долгосрочные и краткосрочные программы развития науки, образования и инноваций.
Риски при реализации
Государственные программы Российской Федерации не всегда достигают поставленных задач. Каковы же риски того, что новая стратегия инновационного развития России до 2020 года окажется несостоятельной?
Во-первых, к негативным последствиям могут привести причины, вызванные внешними факторами:
- Инфраструктурные изменения.
- Кадровые перестановки в стратегически важных организациях и государственном аппарате.
- Финансовая нестабильность экономики.
Во-вторых, существуют и внутренние риски:
- Существенные изменения в системе образования, которые подрывают процесс формирования потенциала научных изобретений.
- Изменение количества ученых фундаментальной и прикладной науки.
- Резкое сокращение финансирования образовательной отрасли.
"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" призвана осуществить настоящий инновационный прорыв отечественной экономики и обеспечить благополучие россиянам на долгие годы вперед. Текущее реформирование образовательной отрасли как раз подтверждает нацеленность российского правительства на этот результат.