Важнейшим средством для организации разнообразных элементов формы в гармоническом единстве, для упорядочения каждого из них и точного расположения в общей структуре является ритм в композиции, что присуще всем формам и явлениям природы, даже трудовым процессам. Композиция жизни во всём её многообразии, безусловно, ритмична.
Что такое ритм
В композиции это равномерность чередования элементов размера, порядок сочетающихся линий, плоскостей и объёмов. Ритм может быть показан и камерно, и монументально, он может влиять на настроение, наполняя его радостью, торжественностью, покоем и так далее. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно, и на слух. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Например, в архитектуре распределение колонн, окон по вертикали или по горизонтали - это и есть выдержанный ритм в композиции. В природе он повсюду: это и волны на реке, и морской прибой, и капли дождя, и чайки над водой, - можно обнаружить ритм где угодно, куда бы ни падал взгляд.
Или повторяющиеся мотивы орнамента ткани, обоев, ковра - они абсолютно ритмичны. Но особенно ярко проявляется ритм в композиции, если творцом её явилась природа - её животный и растительный мир неповторим и бесконечно ритмичен. Как послушно следует глаз от полоски к полоске на кошачьей мордочке, с каждым повторным элементом всё более чётко воспринимая эти ритм и метр в композиции. Таким же образом держатся друг за друга танцевальные элементы, размеренность прочитанного вслух стихотворения, услышанная музыка. А как ритмичны грани бриллианта в драгоценном кольце!
Возможности
Композиция, динамика, ритм - всё это средства довольно специфические, позволяющие существенно изменять характеристики элементов формы через закономерность чередования членений, объёмов, граней, а потому используются они не только и не столько живописцами, сколько дизайнерами, вторгающимися в нашу повседневную и праздничную жизнь - домашнюю и производственную, общественную и интимную.
Ритмичны узор пледа, орнамент вазы, вишенки на торте, а также стройные ряды станков на ткацкой фабрике и покраска стен и потолков в цехе, даже кнопки на любом пульте управления расположены ритмично. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например, и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Ритм - средство композиции, он может быть спокойным и тревожным, по-разному направлен, в зависимости от того, что за цель поставил себе создатель.
Использование
Направленный в одну сторону ритм, встречающийся в технике орнаментальной каймы и сходящийся в центре, как узоры подноса, скатерти, лепной розетки на потолке или рисунок шкатулки, может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикаль имеет меньшие композиционные сложности, поскольку все изменения ритма уже способствуют зрительному завершению. А по горизонтали более сложно выстраивается композиция - ритм, симметрия проблематичны как в начале, так и в завершении.
Если членения происходят часто, ритм получается беспокойный, по горизонтали они зрительно снижают высоту предмета, по вертикали - напротив, предмет выглядит ещё выше. Желаемое можно получить только с правильным использованием всех тех возможностей, которые передаёт художнику ритм, которые надо непременно продумывать и прочувствовать: это чередование цветовых пятен, объёмов, элементов, деталей, направляющих движение взгляда соответственно задуманному. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.
Организация композиции
Чем ритмическая закономерность сильнее в композиции, тем активнее организуется пространство. Ритм выражается слабее, если изменения в чередованиях или в форме самих элементов будут мало заметны, но если изменения активны, то ритмическое начало может стать в композиции основополагающим. Очень широко, например, используется цвет для создания ритмики: на производствах это обыгрывается довольно часто в окраске помещений, рабочих мест, коммуникаций, даже униформы. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат.
Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. Метр, то есть равенство элементов, которые располагаются на одинаковых расстояниях, как пролёты мостов, очень активно сотрудничает с ритмом. Отсюда исходят три категории - ритмический порядок, метрический порядок и метроритмический порядок, которые определяют виды ритмов в композиции.
Метрические порядки
Нескончаемый повтор того или иного метрического ряда может быстро наскучить, показаться утомительным и монотонным. Для решения этой проблемы существуют ритмы убывающие и возрастающие, а также разные метрические порядки в композиционном сочетании. Применяя эти приёмы, можно добиться необходимого разнообразия и не потерять при этом единства. Необходимо помнить, что ритм - движение композиции.
Определение ритма - чередование элементов. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Самый простой метр - одинаковые элементы и пробелы по размеру. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.
Композиция в интерьере
Недостаточно подыскать красивый паркет и обои, закупить светильники и расставить мебель, чтобы получился интерьер неординарный и в то же время гармоничный. Иначе помещение вполне может получиться похожим на филиал мебельного магазина. Здесь необходимо воспользоваться законами выстраивания художественной композиции. Что же это такое?
Это связь всех присутствующих частей в одно целое с помощью какой-либо идеи. Тогда форма будет точна и гармонична. Для оформления интерьера нужны те же познания, что и для написания картины маслом. Сначала появляется идея. Вот любое из этих понятий может идеей послужить: симметрия, асимметрия, доминанта, ритм, статика, динамика. Выбрать можно что-то одно. А потом подумать и добавить что-нибудь ещё.
Симметрия
Когда элементы в композиции равно удалены относительно оси - это симметрия, которая обычно воспринимается глазами как упорядоченность и гармония. Человек рождён симметричным, именно поэтому и стремится к некоей зеркальности в окружении.
Однако уравновешенность интерьера не заключается в двух одинаковых диванах, стоящих друг против друга. Здесь важны тон, масштаб. На симметрию также влияют и расположение деталей архитектуры - двери и окна, углы и ниши.
Асимметрия
Асимметрия по структуре противоположна, значит - должна подсознательно вызывать некое беспокойство. Волнистые стены, острые углы, наклонные плоскости и должны напрягать. Например, жилой интерьер - не слишком плодородное поле для экспериментов, а потому пространство лучше заполнять симметрично, а вот асимметрию добавлять декором.
Можно разнообразить картину интерьера, противопоставляя массивную мебель и некрупную (масштабы), можно тёмные поверхности сочетать со светлыми, приглушённые цвета с яркими. Если же мебель симметрично по каким-то причинам не устанавливается, то необходим привлекающий взгляд центр - группа светильников или камин.
Ритм и доминанта
Движение, которое можно продолжать до бесконечности - вот это и будет ритм в интерьере. Горизонтально - это пояса, фризы и карнизы, вертикально - арки и колонны. В интерьере - это группа мебели, чаще всего задающая определённый ритм. Великолепный приём - перебой ритма. Например, в ряду белых одинаковых стульев вдруг один такой же, но чёрный или цветной. Ритмичная композиция хороша, если цвет угасает, не отдаляясь, а приближаясь к зрителю.
Доминанта - визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Тем не менее доминанта обязательно должна находиться в теснейшей связи с остальными элементами, иначе композиция развалится. Именно поэтому цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. И конечно, доминанта - вовсе не центр в буквальном смысле этого слова, то есть располагаться она может где угодно, и совсем не обязательно в центре помещения.
Статика и динамика
Статика - отсутствие диагоналей и нелинейных поверхностей, где горизонтальные элементы преобладают: невысокие шкафы, тяжёлые и глубокие диваны - всё, на что падает взгляд, имеет вид устойчивый и приземистый, стабильный и уравновешенный. Чаще всего так оформлены интерьеры в классическом стиле. Однако статичный интерьер - не значит скучный. Обычно здесь есть масса возможных экспериментов по декорированию и подбору аксессуаров.
В помещение, где предполагается присутствие молодости и веселья, можно и нужно добавлять элементы, сопутствующие динамике, то есть движению. Здесь используются и асимметричная расстановка мебели, чёткие геометрические формы, много свободного пространства, диагонали в раскладке плитки или паркета. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Динамичные интерьеры любят современный стиль, поскольку нарушенные законы композиции в интерьерах появились совсем недавно - в двадцатом веке.
У художников
Живописцы используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Именно с помощью ритма оно приобретает свойства музыкальные и поэтические, которые от художественности неотделимы. Действенность ритмического начала основана на главных законах композиции, на контрастах - цветовых и тональных в живописи и объёмных в скульптуре. Одновременно ритм и отделяет один компонент от другого, и связывает их вместе - всё по закону контраста. Отсюда и происходит закон цельности, и даже композиционный закон самой жизни.
Художник проникает во внутреннее движение, не ограничиваясь внешним. С помощью ритма, то есть определённого порядка в изображении обыкновенных предметов, подчёркивается эстетическая сторона изображённого, открывается красота как знакомых предметов, так и новых.
Каждое произведение - открытие новой картины мира, причём предвиденной, и предвидение это рождается за счёт работы ритмического начала. Повтор, постоянно присутствующий, напоминает о прошедшем и приготовляет к последующему.